История налогообложения. Научные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:03, реферат

Описание работы

Таким образом, государство на различных этапах своего функционирования с помощью налогов решало самые различные задачи: политические, экономические, социальные. Налоги и сборы в хозяйственных системах древнего мира и средние века выступали в виде бессистемных платежей, носивших, в основном, натуральную форму – дань, подать, барщина, оброк, подушный налог (поголовный налог) и др. (см. рис. 1.1). Основными характеристиками налогообложения в хозяйственных системах древнего мира и средних веков были:

Файлы: 1 файл

РГР Налоги.docx

— 238.12 Кб (Скачать файл)

Налоги  обязуют всех юридических и физических лиц, имеющих доходы, участвовать  в формировании государственных  финансовых ресурсов. Hалоги являются важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В середине 1998 года был принят, и с 1 января 1999 года вступил в действие Налоговый  кодекс Российской Федерации (ч. 1). В  июле 2000 года Государственной Думой  принята вторая часть Налогового кодекса.

Важнейшей задачей, которая ставилась перед  Налоговым кодексом Российской Федерации, был пересмотр всех систем налогообложения с одновременным устранением недостатков ранее существовавшей системы налогообложения. С принятием Налогового Кодекса налоговая система страны должна была стать более справедливой, стабильной и единой на всей территории России. Все элементы системы должны функционировать как единый правовой механизм в рамках единого налогового пространства. Должна быть сформулирована полноценная система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов, контролирующих нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс впитал в себя мировой опыт, он отвечает основным требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность.

Налог как  экономическая категория выражает совокупность взаимоотношений государства  и членов общества по поводу безвозмездного изъятия определенной части ВВП  в пользу формирования бюджета. Чтобы  проиллюстрировать роль налогов  в формировании доходной части государственного бюджета, а, следовательно, в финансировании расходов государства, необходимо рассмотреть  следующие статистические данные:

 

Рис. 2.1. Налоговые  поступления за 2012 г.

Рис. 2.2. Поступления  в консолидированный бюджет РФ 2012 г.

2. 3. Функции  налогов

2.3.1. Фискальная функция (от лат. Fiscus –государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукты. справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

2.3.2. Распределительная  (социальная) функция выражает социально 
экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределить общественных продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и подержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. использование определенной прогрессии в зависимости «большие доходы – большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • использование ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождение от обложения, пониженных ставок (например, в обложении личных доходов используется значительный их арсенал, в НДС товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

2.3.3. Контрольная  функция налогов заключается  в обеспечении 
государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организацией и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

 
2.3.4. Регулирующая функция проявляется  через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Вполне обоснованным видится выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий  налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему  налоговых преференций для этих категории и видов деятельности6льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые  ставки, налоговые кредиты, различные освобождения, вычеты и т.д. к целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации и др.  
 
Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как например, игорного бизнеса. 
 
Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребительских ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении азы по налогу на прибыль организации.

 

Глава 3. Роль налогов в экономике

 

Активное  участие налогов в регулировании  экономики реализуется налоговыми функциями. В зависимости от активности финансовой системы государства, и  в особенности от степени участия  в образовании денежных запасов (фондов), фискальная функция считается  основой. На основе этой функции налогов  формируется, т.е. бюджетно-налоговая  политика государства. Вводимая государством фискальная политика должна отвечать следующим общественным целям:

1.     Регулирование отстранений в экономическом цикле. 
2.     Обеспечение стабильности темпов экономического роста.

3.     Создание условий для достижения высокого уровня занятости.

4.     Сдерживание роста инфляции и т.д.

Естественно, что налоги являются основным источником образования денежных фондов государства. Но надо учитывать, что налоговые  выплаты имеют определенную границу, ведь доведение до высокого уровня налогов уменьшает экономическую  активность людей (предпринимателей) приводит к расширению случаев уклонения  от налогов, и таким образов способствует общему уменьшению доходов государства. Известный американский экономист Артур Лаффер с научно-теоретической точки зрения доказал факт обратной пропорциональности между ростом налогового коэффициента и абсолютным объемом налоговых поступлений. Он показал, что в результате чрезмерного роста налоговых изъятий, абсолютный объем налоговых поступлений может существенно уменьшиться. Такое соотношение в координатной системе преподноситься как известная «кривая Лаффера». По мнению А. Лаффера, уменьшение до оптимального уровня высоких налогов может считаться благоприятным моментом для долгосрочной перспективы. Такие меры могут способствовать росту инвестиций, расширению производства и трудовой занятости, увеличению доходной части государственного бюджета, уменьшению дефицита госбюджета, ослаблению инфляции. 
Налоги являются финансовым регулятором государства, который может эффективно работать. Посредством налогов можно стимулировать деятельность экономических субъектов разных отраслей, посредством налогов можно поощрять потребление, сбор, трудовую деятельность инвестиций. Вернее сказать, государство может оказать влияние на уровень капиталовложений, вкладов, а так же на потребительский уровень, изменив налоговый коэффициент.

Пользуясь относительным  уменьшением налогов, дифференциацией  налоговых коэффициентов, налоговыми льготами государство способствует экономическому росту, развитию необходимых  производственных отраслей, а также  отстающих регионов, районов страны, поощряет расширение инвестиционной сети, модернизирует производства, малый  бизнес. 
Наряду с регулированием и стимулированием экономического и социального развития, налоги оказывают влияние и на динамику внешне экономических связей. Возможно создание оптимального соотношения между экспортом и импортом, целенаправленно используя таможенные пошлины, являющиеся одной из разновидностей налогов. Увеличение таможенных пошлин на импорт соответствующих продукций для реализации интересов местных производителей, предпринимателей может считаться целесообразным. Ровно как увеличением экспортных пошлин на продукцию, пользующейся большим спросом в стране, можно способствовать реализации интересов общества. 
Изменения налогов, применение некоторых видов налогов могут оказать негативное влияние на социально-экономическую деятельность. Истории известны множество фактов связанных с налогами как «негативным эффектом». 
 
Государство осуществляет соответствующие правовые меры в целях повышения ответственности за уплату налогов, а так же предотвращения таких явлений, как уклонение от налогов со стороны отдельных индивидов, экономических субъектов. В этой связи необходимо в первую очередь осуществлять целенаправленную и рациональную политику с оптимизацией и «минимизацией» налогов.

Возрастает  роль налогов в связи с реализацией  функции перераспределения. В перераспределении  национального дохода в рыночной системе налоги используются как  экономический инструмент. В этом процессе превалирует опыт широкого использования государственного бюджета (а так же бюджетами других уровней). Финансовые средства, аккумулированные в государственный бюджет посредством  налогов, используются для финансирования важнейших отраслей, в особенности  социального сектора, образования, культуры, науки, а так же охраны окружающей среды, развития сельского  хозяйства и т.д. 
Существуют и определенные противоречия в использовании налогов как средства перераспределения. В процессе перераспределения принципы справедливости (гуманизма) и рациональности практически противостоят друг другу. Кажется несправедливым передача средств (денег) взимаемых в виде налогов у более активной прибыльной группы населения, другой социальной группе в виде выплаты (помощи) и т.д. но государство вынуждено идти на такой шаг, опираясь на формальное социальное равенство, на общественные интересы (государственность). Подобная миссия налогов, создавая определенное социальное равенство в обществе, тем не менее, принижает стимул у некоторых групп людей (предпринимателей) в экономической деятельности, что в итоге приводит к реализации фискальных целей государства. 
Необходимо отметить, что формальные функции налогов составляют противоречия друг с другом. Например, фискальная функция основывается на повышении налогов, тем временем функции стимулирования и регулирования заинтересованы в обратном. То есть эти функции намного повышают экономическую активность экономических субъектов – как физических лиц, так и юридических лиц, в плане уменьшения налоговых ставок, бюджетных поступлений. Увеличение налогов хоть и создает потенциальную возможность для реализации фискальных целей, увеличения бюджетных налогов, тем временем оно намного уменьшает экономическую активность хозяйственных субъектов. 
Опыт, проведенные исследования, опросы наглядно демонстрируют, что в любой стране, в любом обществе отношение к налогам неоднозначное. С точки зрения государственности, общественных интересов налоги необходимы, а  с точки зрения индивидуально-личных позиций налоги несут в себе определенную несправедливость. Конечно создание компромиссов, баланса между противоречащими друг другу позициями зависят от оптимальной политики государства. 
В развитых странах государства имеют опыт, определенный интерес, связанный с формированием налоговой системы, налоговыми выплатами, динамикой налоговых ставок. В большинстве стран действует трехступенчатая налоговая система. В разных странах наряду с общегосударственными налогами явно просматриваются различные степени региональных и местных налогов. Местные налоги выступают как вспомогательный источник доходов для соответствующих бюджетов. В США и в Голландии общегосударственные налоги составляют в основном налоги, непосредственно изымаемые и оплачиваемые из доходов физических лиц и компаний. А в региональных и местных бюджетах превалирует косвенные налоги. А законодательные акты, связанные с налоговыми выплатами, принимаются государством. 
В экономическом регулировании местные налоги играют определенную роль. В процессе инвестирования развития экономической инфраструктуры наравне с государством участвуют также и местные власти. Такие вложения косвенным путем способствует увеличению прибыли в частном секторе, образовывая дополнительную прибыль. Следует отметить, что в налоговой политике развитых стран одной из основных целей является привлечение в экономку специальных капиталовложений. В некоторых же странах для развития остальных регионов, местностей пользуются оптимизацией налогов. Таким образом, возрастает интерес капиталовложений в повторное создание и модернизацию производства в местностях. Например, фирмам, компаниям активно участвующим в капиталовложениях на восточных территориях Германии, представляются большие налоговые скидки и т.д.

Глава 3. Роль налогов в экономике

Государство может устанавливать  налоги по разным причинам: от перераспределения  доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у  домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а, следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов  как дополнительные издержки, что  приводит к тому, что они сокращают  предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведёт  к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно  пропорционален величине совокупного  предложения. Зависимость между  внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический  советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения».

Налоги оказывают влияние, как  на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

3.1.  Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается  величина прибыли фирм после выплаты  налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

Воздействие изменения налогов  на совокупный спрос (см.рис. 3.1):

а) снижение налогов; 

б) рост налогов

 

Рис. 3.1

 
 Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y *). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

Информация о работе История налогообложения. Научные теории