Имущественное налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2012-2014 года;
3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История становления и развития имущественных налогов физических лиц…………………………………………………………………………………5
1.2. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………...14
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………….17
1.4. Льготы по налогам на имущество физических лиц…………………...…27
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Основные направления налоговой политики на 2012-2014 года ………..31
2.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц……………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая Налогообложение имущества физических лиц.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Волгоградский филиал АНОО ВПО

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Экономический факультет

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

на тему:

 

«Имущественное налогообложение физических лиц»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. УБС-2-10

(вариант 10)

Васильева А.Ю.

Проверил: к.э.н. Волошина А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. История становления и развития имущественных налогов физических лиц…………………………………………………………………………………5

1.2. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц………………………………………………………………………………...14

1.3. Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………….17

1.4. Льготы по налогам на имущество физических лиц…………………...…27

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НалогообложениЯ имущества физических лиц

2.1. Основные направления налоговой политики на 2012-2014 года ………..31

2.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц……………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма  доходов государства. Поскольку  экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших  налогов является налог на имущество  физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество  появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.

На сегодняшний  день налог на имущество физических лиц активно обсуждается членами правительства, которые хотят ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Именно налог на имущество  физических лиц является, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях  и методах налогового реформирования, равно как и острой критики  на местном уровне.

Требуется безотлагательно  преобразовать налоговое законодательство таким образом, чтобы это позволило  российской экономике не только утвердиться  на своем собственном рынке, но и  также стать конкурентоспособной  на международных рынках.

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
  2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2012-2014 года;
  3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Теоретической и  методологической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства  РФ, а также научные труды отечественных  и зарубежных ученых.

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

1.1. История становления и развития имущественных налогов физических лиц

 

Взимание налогов —  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы.

Основным источником доходов  княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а  затем все более систематический  прямой налог. Князь Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением  дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские  дружины сами ездили за нею.

Косвенное налогообложение  существовало в форме торговых и  судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась  за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" — за перевоз  через реку, "гостиная" пошлина  — за право иметь склады, "торговая" пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным  делом.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала  баскаками — уполномоченными  хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Каждый удельный князь  собирал дань в своем уделе  сам и передавал ее великому князю  для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем, фактическим правителем Золотой  Орды, по свидетельству С. М. Соловьева, начался с того, что "Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условна между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 руб.". А уже при князе Василии Дмитриевиче упоминается "выход" сначала в 5000 руб., затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, "ям" — обязанность  доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов  в казну Русского государства  было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Для определения размера  прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение  земельных площадей, в том числе  застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение  на этой основе налогов. "Соха" измерялась в четвертях, или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был  неодинаков.

Сельская "соха" включала определенное количество пахотной земли  и менялась в зависимости от качества почвы, а также социального положения  владельца.

"Сошное письмо" составлял  писец с состоявшими при нем  подьячими. Описания городов и  уездов с населением, дворами,  категориями землевладельцев сводились  в писцовые книги. "Соха" как  единица измерения налога была  отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались  через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Политическое объединение  русских земель относится к концу  XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие "ясак" с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных, налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV— XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она  была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный  приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных  книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов  обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125323 руб.

В то же время отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили  к тяжелым последствиям. Примером неудачной налоговой политики могут  служить меры, принимавшиеся в  начале царствования Алексея Михайловича. Он вел войны со шведами и поляками. Эти войны требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине 40-х гг. XVII в. постигли несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т.е. прямые налоги "с живого" и промыслов" поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов.

Реорганизация армии, строительство  флота требовали все новых  и новых дополнительных затрат. И  вновь эти средства обеспечивали налоги. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку  драгунских лошадей, вводились другие налоги. Царь учредил особую должность  — прибыльщиков, обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", т. е. изобретать новые источники  доходов государственной казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — 10% доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и  сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны  уплачивать двойную подать. До нас  дошли имена прибыльщиков Алексея  Курбатова, именно он предложил применить  гербовую, или орленую, бумагу по примеру  Голландии, Степана Вараксина, Василия  Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.

Усилиями прибыльщиков в  январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, врать с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей — по 100 руб., с торговых и посадских людей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетчиков и всяких чинов московских жителей — по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики  предложили коренное изменение системы  налогообложения, а именно переход  к подушной подати. Напомним, что  до 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая "сошным письмом". С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем.

Прибыльщики предложили перейти  от подворной системы обложения  к поголовной, единицей обложения  стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько  этапов до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5400000 крестьян и 183400 посадских людей, неподатное население исчислялось  в 515000 душ мужского пола, а общая  численность населения — 15500000 чел.

Размер подушной подати был  определен следующим образом: расходы  на содержание армии 4000000 руб. возложили  на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское  население, получился 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем прежде всего для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

Информация о работе Имущественное налогообложение физических лиц