Характеристика налоговых реформ 90-х годов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 История налогообложения………………………………………………………………………….6
Глава 2.
2.1 Предпосылки налогового реформирования ...………………………………………….13
2.2 Основные направления налогового реформирования …………………………...16
Заключение………………………..……………………………………….......................................20 Приложения……………………………………………………………………………………………………..22 Библиографический список…………….………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ исправленая.docx

— 59.51 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  «РИНХ»

 

УЧЁТНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

 

Характеристика налоговых реформ 90-х годов в Российской Федерации

 

 

 

Курсовая  работа

студента II курса

                                                                                    заочного  отделения 621гр.

                                                                                   Богославской В.В.

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    д.э.н., профессор

                                                                                     Пешкова Е.П.

 

 

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.

1.1 История налогообложения………………………………………………………………………….6

Глава 2.

2.1 Предпосылки налогового реформирования ...………………………………………….13

2.2 Основные направления налогового реформирования …………………………...16

Заключение………………………..……………………………………….......................................20                                                                              Приложения……………………………………………………………………………………………………..22        Библиографический список…………….………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Среди экономических рычагов, при помощи которых государство

воздействует на рыночную экономику, важное место отводится  налогам.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует

налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия  на

негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются

мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов

управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с

коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо

от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -

правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются

взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм

собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а 

также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется

внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных

инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

          В условиях перехода от административно - директивных методов

управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов

как регулятора рыночной экономики. Поощрения и развития приоритетных

отраслей народного хозяйства, через налоги государство может  проводить

энергичную политику в  развитии наукоемких производств и  ликвидации

убыточных предприятий.

          К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса.

Замедление темпов экономического развития заставило искать выход.

Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от

недостаточной продуманности  капиталовложений. Поэтому главным 

стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики.

Предусматривалось перераспределение  капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь  в машиностроение.

          Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы. Они брали в аренду тоже предприятие, сдавали в качестве арендной платы тот же объём выручки, которое имело это госпредприятие, а прибыль получали за счет роста цен. Так вместо роста производства товаров произошел рост цен и снижение качества. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно т.к. большинство проблем решалось за счет печатного станка). Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов.

          Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия перешли к безденежному обороту, отказывались от госзаказа. Всё большее развитие стали получать бартерные сделки. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.

          Стало ясно, что политика ускорения социально- экономического развития потерпела крах, окончательно разбалансировав экономику. Необходимость налоговой реформы, отмечает в этой связи С.Г.Пепеляев, диктовалась не только происходящими экономическими преобразованиями, но и ломкой политических отношений, становлением демократического общества.1  
            Недовольство народа отсутствием товаров вызвало массовые забастовки, что ещё более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства. Стало ясно, что частичным реформированием существующей экономической системы не обойтись – надо менять её в корне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1 История налогообложения.

       Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. 

       В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией... В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». 

      В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства». 

 И.Н. Кускин отмечает, что «налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации».   
     Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства. 
     В настоящее время понимание налога основывается на опробованных экономических и правовых теориях. В развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. Например, одним из принципов налоговой системы Германии является соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых частным субъектом, включая его защиту.

 

     Налогообложение  является главным условием существования  всякой страны. Хотим ли мы купить шины или продать машину, приобретаем ли мы дом или продукты питания, мы (зачастую даже не подозревая об этом) вступаем с государством в налоговые отношения.

Зарождение данной системы произошло  очень давно. Более того, по мнению многих экспертов, возраст ее значительно превышает возраст самого государства в классическом понимании последнего. Более того, именно сбор даней, податей и других платежей подготовил «почву» для его появления. 
     Вместе с тем, становление хозяйственных систем и Древнего мира, и Средних веков вряд ли можно назвать «ровным». Налоги в то время носили зачастую случайный характер, да и механизмы их взимания существовали  в зачаточном состоянии.

И все же история этих сборов насчитывает  не одно тысячелетие. Первое упоминание можно отнести ко временам Древнего Египта. Тогда одной из основных обязанностей главного сановника было внесение быков в податные списки. Необходимость во взимании налогов здесь была обусловлена активным строительством ирригационных сооружение в долине Нила. Что касается податей, то их сбором здесь занимались жрецы.  
     Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что налоговые установления появились еще раньше – в 2280-2270 годах до нашей эры. Как бы то ни было, но уже ко второй половине первого тысячелетия до н.э. система налогообложения в той или иной форме существовала на многих континентах. В частности, в Древней Индии основы взимания взносов в пользу правителя были закреплены в законах Ману.

 Налог на землю в письменном  виде был издан впервые в  IV в. до н.э. в централизованной Китайской империи. Тогда подати зачастую взимались натуральными продуктами – зерном, маслом, методом или скотом. Но не брезговали сильные мира сего также золотом и драгоценностями. 
     В древности, когда государственное устройство было рудиментарным, государственные потребности были слабо выражены, и при их удовлетворении  личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги либо совсем были нецелесообразны, либо играли незначительную роль в хозяйстве страны. В  Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело были личными повинностями граждан, прямых налогов не существовало вовсе. Если государство нуждалось в денежных средствах, например, для постройки зданий и сооружений для нужд публики, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский литургия означает приношение, из чего заключаем, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Однако, поскольку литургия была обязательной выплатой, что было доказано историками, ее и относят к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно целостная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.

Необходимо понимать, что в древности  подобные сборы, как правило, не имели  никакой системы. Их взимали по мере необходимости. 
     Так, например, в Римской империи налоги взимали исключительно во время подготовки к войне. В мирное же время граждане были освобождены от данной повинности. Впервые сборы, похожие на те, что мы знаем сегодня, были введены в VII - VI вв. до н.э. в Древней Греции. Именно здесь существовала обязанность по отчислению одной десятой или одной двадцатой части всех доходов. Подобные сборы позволяли грекам содержать наемную армию, ремонтировать дороги, строить храмы, водопроводы, устраивать праздники и даже раздавать деньги и продукты беднякам (чем не социальная программа?). Однако в некоторых регионах свободные граждане были освобождены от обязанности в уплате налогов (практически оффшорные зоны). В частности, в Афинах обязательные сборы были заменены добровольными пожертвованиями состоятельных горожан и другими взносами. В то же время в случае необходимости Народное собрание могло издать указ о взимании   чрезвычайных налоговых отчислений, предназначенных для крупных публичных нужд. 
     В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды. 
     Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.  
    Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.  
     После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.  
     В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.  
     Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.  
     Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.  

Информация о работе Характеристика налоговых реформ 90-х годов в Российской Федерации