Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение фактов, влияющих на объем поступивших в анализируе-мый период налоговых доходов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается экономическая сущность и значение налогов;
- рассматривается классификация налогов;
- рассматривается состав и структура налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации;
- проводится анализ налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2009 гг. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2010 – 2012 годах;
- рассматривается мероприятия по увеличению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства 5
1.1. Экономическая сущность и значение налогов 5
1.2. Классификация налогов. 8
2. Налоговые доходы бюджета Российской Федерации – их состав и особенности. 16
2.1. Состав и структура налоговых доходов в бюджетной системе Российской Федерации. 16
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006 – 2009 гг. 25
2.3. Прогноз налоговых доходов бюджета в 2010 – 2012 годах. 31
3. Планирование налоговых доходов бюджета. 32
3.1. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. 32
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение

Файлы: 1 файл

Характеристика налоговых доходов бюджета.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета.

Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет  принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной  и налоговой системы.

Налоговые доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально – вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с другой стороны – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, налоговые доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и   экономики в целом, что и определило актуальность работы.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение фактов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассматривается экономическая  сущность и значение налогов;

- рассматривается классификация  налогов;

- рассматривается состав  и структура налоговых доходов  в бюджетной системе Российской Федерации;

- проводится анализ налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2009 гг. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2010 – 2012 годах;

- рассматривается мероприятия  по увеличению налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации.

При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2009 год российских авторов по теме работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства

    1. Экономическая сущность и значение налогов

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников,  их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств, но самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости от политической и социально – экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства. Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов, более того, налоги – это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует  и налогообложение.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих  функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства [4, c. 347].

В ХХ веке основой была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Налоговый кодекс РФ (п.1. ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Налоги -  категория комплексная, которая имеет  экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличия от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому, при определении экономической природы налога важнейшими критериями являются его сущность, принадлежность к финансово – бюджетной системе общества.  Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно – правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, центральными и региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему налоговых государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.[5, c. 120].

Функции налогов раскрывают их внутреннее содержание, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями финансовой системы. Налоги выполняют следующие основные функции: 1) фискальную; 2) регулирующую; 3)социальную; 4) контрольную.

  1. Фискальная функция – основная, поскольку с ее помощью образуются государственные денежные фонды. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция налогов обуславливает регулирующую функцию. Она создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.
  2. Регулирующая функция – заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создает условия для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей, регулируя рыночную экономику. Регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления.
  3. Социальная функция – тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания походного и поимущественного налогов. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
  4. Контрольная функция – играет важную роль в исполнении доходной части бюджетов разного уровня. [4, c. 394].

Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности  государственной казны.

В различных странах  основную часть доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90 % бюджета, в Германии – 80% , в Японии – 75%.

Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Однако наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения.

Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двусторонний и неразрывный характер.

    1. Классификация налогов.

Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

•       федеральные;

•       региональные;

•        местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

          1. К федеральным налогам и сборам относятся:

                - налог на добавленную стоимость;

                - акцизы;

               - налог на доходы физических лиц;

               - единый социальный налог;

               - налог на прибыль организаций;

               - налог на добычу полезных ископаемых;

               - утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

               - водный налог;

               - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

               - государственная пошлина. (ст. 13 НК РФ, Часть 1).

           2.  К региональным налогам относятся:

               - налог на имущество организаций;

               - налог на игорный бизнес;

               - транспортный налог. (ст. 14 НК РФ, Часть 1).

          3. К  местным налогам относятся:

              - земельный налог;

              - налог на имущество физических  лиц. (ст. 15 НК РФ, Часть 1).

По форме взимания различают налоги:

•        прямые;

•        косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета