Характеристика элементов налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение элементов налогообложения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть налог как экономико-правовую категорию;
2. Привести характеристику элементов налога;
3. Описать специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
1. Налог как экономико-правовая категория 4
2. Характеристика элементов налога, их практическая значимость 9
3. Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве 12
Заключение 15
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 
 

Кафедра налогов и налогообложения 
 

 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине Налоги и налогообложение 

Вариант №9

Тема: Характеристика элементов налога 
 

                                            Выполнил студент 3 курса

                                            Факультета: Финансист  з/о

                                            группы ФК(с)-01

                                            Специализация: «Банковское  дело»

                                            № зач. кн. 1020159-з 

                                            Крец Ксения Александровна                                                                    

                                            Проверил (а): ________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011

 

Содержание 

Введение 3
1. Налог  как экономико-правовая  категория 4
2. Характеристика  элементов налога, их практическая значимость 9
3. Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве 12
Заключение 15
Список  использованных источников 16

         
 

 

Введение 

      Изучение  налогов и российского налогообложения  – неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

      Налоги  – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

      Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками  налоговое бремя, зависит успех  индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы.

      Успешное  проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления.

      Основной  целью данной работы является рассмотрение элементов налогообложения.

      Задачи  работы:

      1. Рассмотреть налог как экономико-правовую  категорию;

      2. Привести характеристику  элементов  налога;

      3. Описать специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве. 

 

1. Налог как экономико-правовая  категория 
 

      Нормы налогового права являются первичным элементом правовой регламентации налоговых отношений и представляют собой установленное публичным субъектом и обеспеченное государственным принуждением правило поведения участников отношений в налоговой сфере.

      Источниками налогового права являются принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения, обеспечивающиеся системой государственных гарантий и санкций.

      Конституция Российской Федерации – акт, обладающий высшей юридической силой. Она является документом прямого действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для налогового права. К числу статей Конституции, содержащих нормы налогового права, относится ст. 57, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. «з» ст. 71, пп. «и» ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. ст. 106 и 132).

      Следующими  по значимости являются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежание двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором установлены иные нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах (в т.ч. и в НК РФ), подлежат применению нормы международного договора (ст. 7 НК РФ).

      Нормативные правовые акты, регулирующие налоговые  отношения, в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ именуются «законодательство о налогах и сборах». Согласно п. 1 указанной статьи, законодательство о налогах и сборах включает акты трех уровней:

      1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

      2) законодательство субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах;

      3) нормативные правовые акты муниципальных  образований.

      Нормативные правовые акты различаются по уровню верховенства закрепленных в них норм, степени приоритетности их норм в случае коллизии и, как следствие, по порядку принятия названных актов.

      Среди нормативных правовых актов Налоговый кодекс РФ занимает особое место, так как в нем заложены правовые основы формирования всей налоговой системы России. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть определяет:

  • законодательство о налогах и сборах;
  • принципы построения и функционирования налоговой системы;
  • порядок введения, изменения и отмены налогов и сборов;
  • участников налоговых правоотношений, их права и обязанности;
  • основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению;
  • ответственность за правонарушения в области налогов и сборов;
  • компетенцию государственных органов в сфере налогов и сборов.

      Во второй части установлены правила обложения налогами и сборами, а также определены законодательные основы специальных налоговых режимов.

      Особое  место в механизме нормативно-правового  регулирования налоговых отношений  занимают судебные акты. По общему правилу судебные акты не являются источником российского права. Однако за Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (ст. 9 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») и за Верховным Судом Российской Федерации (ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации») закреплено право осуществлять толкование норм права, конкретизируя положения законодательства и восполняя пробелы правового регулирования. Среди конкретных документов, в частности, можно выделить совместное Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

      Большое влияние на правоприменительную  практику оказывают и судебные акты по конкретным делам. Такое толкование не содержит формальной обязанности для нижестоящих судов следовать такой трактовке нормы, но имеет большое значение для участников конкретного дела.

      В ст. 8 НК РФ приводятся понятия налога и сбора.

      Согласно  п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Данное  определение позволяет выявить  следующие признаки налога:

      1) обязательность платежа;

      2) индивидуальная безвозмездность;

      3) денежная форма налога;

      4) отчуждение принадлежащего на  праве собственности (или ином  вещном праве) имущества (денежных  средств) в пользу публичного  субъекта;

      5) публичная цель – финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Сущность  налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество.

      Можно выделить следующие функции:

      1) Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций;

      2) Стабилизирующая функция. Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

      3) Социальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2 и 7 Конституции РФ);

      4) Контрольная функция. Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов.

      П. 2 ст. 8 НК РФ установлено понятие сбора. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      В числе обязательных признаков сбора, установленных в НК РФ, названы:

      1) обязательность платежа, которым  обременяются организации и физические  лица;

      2) взимание сбора является одним  из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными  органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

      В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

      Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

      Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Характеристика элементов налога