Характеристика и анализ налоговой системы России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать текущую налоговую политику РФ и предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие «налоговая система», выделить основные характеристики и принципы построения налоговых систем;
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические основы организации и структуры налоговой системы…………………………………………………………………..…6
Основы налоговой системы и налогообложения……………………6
Структура налоговой системы как инструмента государственного регулирования………………………………………………………….9
Пути улучшения собираемости налогов…………………………….14
Характеристика и анализ налоговой системы России на современном этапе………………………………………………………………………..19
Характеристика налоговой системы РФ…………………………….19
Элементы налоговой системы………………………………………..27
Анализ налоговой системы РФ………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Копия КР Налог и НО.docx

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных налоговых поступлений в казну государства.

Вывод по 1 главе: Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две – «фискальная» и «экономическая».

 

 

    1. Характеристика и анализ налоговой системы России на современном этапе
    1. Характеристика налоговой системы РФ

 

Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические - развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические - развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые - появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое. 
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов и др.  
С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном  экономических отношений в обществе и представляет собой важную «кровеносную артерию» бюджетно-финансовой системы.  
С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Наряду с налогами в структуре налоговой системы определенное место занимают сборы, пошлины.  
Совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым  кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.  
  Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.  
Современные принципы налогообложения таковы:  
- Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.  
- Налогообложение должно носить однократный характер.  
- Обязательность уплаты налогов.  
- Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.  
- Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.  
- Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.  
- Использование систему налоговых льгот.  
- Четкое разделение налогов по уровням государственного правления: федеральные, региональные и местные. 
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы: 
- система налогообложения и сборов необходима для нормального функционирования как государства, так и гражданского общества; 
- система налогообложения и сборов, находящаяся на стыке между государством и гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности; 
- общественные отношения в системе налогообложения и сборов изначально конфликтны и в процессе регулирования требуют учета интересов как государства, так и гражданского общества. 
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 
-  виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 
- формы и методы налогового контроля; 
- ответственность за совершение налоговых правонарушений; 
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. 
    Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса. 
В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.  
Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при проведении исследований и отработке стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация.  
Классификация налогов имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен.       
Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы: прямые и косвенные.  
Прямые налоги – те, которые связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества. Это налог на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.  
Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы.  
Состав налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим признакам:  
-  По субъекту уплаты: юридические и физические лица;  
-  По источнику уплаты налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат; 
-  По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;  
- По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;  
- По принадлежности к уровню власти и управления. Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные.  
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов ) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.  
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ.   
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих образований.  
Итак, классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.  
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.  
Фискальная функция. Фиск (от латинского fiscus — корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны). 
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. 
Распределительная функция. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально - распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально ориентированных странах (Швеция) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность в обществе. 
Регулирующая функция. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. 
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. 
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д. 
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других. 
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр. 
Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. 
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х — начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров. 
Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. 
Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие).  
Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств. 
Налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В качестве последней может выступать единица земельной площади, единица измерения товарной массы, но для большинства видов налогов - денежная единица страны. Существует несколько видов налоговых ставок. Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины доходов (например, на тонну нефти). Пропорциональная налоговая ставка означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода (например, 13 % с каждого рубля заработной платы независимо от ее величины).  
Прогрессивная налоговая ставка предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания размеров этого дохода. То же относится к стоимости имущества. Различают простую прогрессию, при которой налоговая ставка возрастает по мере Увеличения дохода для всей суммы дохода, и сложную прогрессию, когда доход делится на части, каждая из которых облагается по своей ставке, превышающей предыдущую. Существует также регрессивная налоговая ставка, при которой чем ниже доход, тем выше процент налогового изъятия по отношению к сумме дохода. 
Налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках. 

 

 

 

2.2. Элементы  налоговой системы

 
       В НК РФ используется  термин «элемент налогообложения». Под элементом обычно понимается  составная часть сложного целого. Элементами налогообложения следует  считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют  условия обложения налогом.

Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения:

    • объект налогообложения, налоговая база;

    • налоговый период;

    • налоговая ставка;

    • порядок исчисления налога;

    • порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики не отнесены НК РФ к «элементам налогообложения», но они, так же как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным.

 

  1. Объект налогообложения

 

В соответствии с п.1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Приведенная норма не содержит определения объекта налогообложения, а лишь указывает на те объекты, которые могут выступать в качестве объекта налогообложения. Для того чтобы считаться объектом обложения, объект должен соответствовать двум условиям: 1) он должен иметь либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристики; 2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательства о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанности по уплате налогов.

Под стоимостной характеристикой подразумевается то, что этот объект может быть оценен в деньгах. Под количественной характеристикой можно понимать такие характеристики, которые выражают внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и др., т.е. объект может быть измерен. К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (примерами физических величин являются плотность, вязкость, показатель преломления света и др.), а также технические характеристики (например, мощность двигателя транспортного средства).

Для того чтобы какой-либо объект считался объектом обложения, в актах законодательства о налогах и сборах должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, при этом в статьях 38-42 НК РФ устанавливается значение отдельных общих понятий и терминов.

Для целей обложения налогами на имущество под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав),  относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Для целей обложения налогами операций по реализации товаров (работ, услуг) устанавливается значение следующих понятий (категорий): товар, работа, услуга; реализация товаров (работ, услуг).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом  для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК Р, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг (в соответствии с п.3 ст. 39 НК РФ):

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

  1. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

  1. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

  1. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

  1. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

  1. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договору о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

  1. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

  1. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;

  1. иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Для целей налогообложения налогами на доходы в НК РФ установлены принципы определения доходов, а также приводятся определения дивидендов и процентов.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами НК РФ «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц». Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином России. В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (доли) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами РФ, относящихся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государства.

Не признаются дивидендами:

  1. выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

  1. выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

  1. выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Кроме того, для целей налогообложения в НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг.

 

  1. Налоговая база и налоговая ставка

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Информация о работе Характеристика и анализ налоговой системы России на современном этапе