Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг, их функций и видов, основных участников рынка государственных ценных бумаг, а также особенностей налогообложения дохода по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить субъектный состав отношений на рынке ценных бумаг, показать место и роль каждого из участников этого сегмента рынка в организации его работы, а также рассмотреть их налоговые обязательства;

Файлы: 1 файл

по Кретовой.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Курсовые доходы (доходы от реализации) по государственным и муниципальным ценным бумагам включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, к которой применяется налоговая ставка 20%. Порядок учета убытков от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг для целей налогообложения аналогичен общему подходу, характерному для убытков по купле-продаже ценных бумаг с учетом их отношения к обращающимся или не обращающимся на ОРЦБ.

Налогоплательщиком по процентным доходам в классическом варианте признается лицо, получающее процентные доходы при погашении купона или погашении одновременно ценной бумаги как долгового обязательства и процентов по ней. Oднако в современном российском налоговом законодательстве процентный доход по значительной части государственных и муниципальных ценных бумаг имеет место и при их реализации (купле-продаже), а именно в виде накопленного купонного дохода. В этом случае налогоплательщиком становится владелец - продавец ценных бумаг, при реализации ценных бумаг самостоятельно рассчитывающий налог.

Правительство РФ определило перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода (приказ Минфина России от 05.08.2002 № 80н). К ним относятся: ОФЗ, ГКО, ОГСЗ, ОВВЗ. Кроме того, к такого рода ценным бумагам относятся государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных государственных ценных бумаг РФ.

По государственным и муниципальным ценным бумагам, не вошедшим в указанный перечень, налогообложение по ставкам 15 и 0% (п. 4 ст. 284 НК РФ) производится у источника выплаты дохода — банка, являющегося уполномоченным Минфином России банком-дилером по обслуживанию такого рода ценных бумаг. Основанием для включения таких сумм в состав доходов, полученных в виде процентов, служит выписка кредитной организации о движении денежных средств на банковских счетах. При заключении договоров на брокерское обслуживание с клиентами по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами банк не признается налоговым агентом по удержанию налога с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Налог с таких доходов уплачивается получателем дохода.

    1. Особенности формирования налоговой базы по накопленному купонному доходу

 

Особенности налоговой базы в виде накопленного купонного дохода по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами определяются согласно ст. 281 НК РФ, а в части налогового учета — в п. 5 ст. 328 НК РФ. Под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги). Таким образом, налоговое законодательство устанавливает порядок, согласно которому налогообложению подлежит та сумма процентного дохода, которая накоплена за время владения налогоплательщиком государственными и муниципальными ценными бумагами. Налоговая база по процентным доходам в виде накопленного купонного дохода (ст. 271—273 НК РФ) рассчитывается владельцем каждый раз при наступлении одного из событий, т.е. даты признания дохода:

  • промежуточная выплата (погашение) процента, предусмотренная условиями выпуска;
  • последний день отчетного (налогового) периода (при методе начисления);
  • реализация ценных бумаг на основании договора купли - продажи.

Налоговую базу по процентному доходу по государственным ценным бумагам формируют исходя из номинала ценной бумаги, объявленной доходности и соответствующего периода. Определение периода зависит от момента появления ценной бумаги на балансе организации. Период рассчитывают либо от даты размещения ценной бумаги, либо от даты предыдущего погашения купона, либо от даты ее приобретения, либо от  (последний день отчетного периода) начисления дохода по налоговому учету.

Письмом МНС России от 30.09.2002 № 02-4-08/641-АЖ260 разъясняется, что в соответствии с определением процентного дохода (ст. 281 НК РФ) и положением, согласно которому при налогообложении сделок по реализации и иному выбытию ценных бумаг цена эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена yсловиями выпуска такой ценной бумаги, разница между номинальной стоимостью ОФЗ и стоимостью их первичного размещения, исчисленной как средневзвешенная цена на дату, когда выпуск ценных бумаг согласно установленному порядку признан размещенным, не является процентным доходом по государственной ценной бумаге и соответственно не подлежит учету в целях налогообложения по методу начисления на конец отчетного периода.

Общую формулу расчета, подлежащей налогообложению в отчетном периоде суммы накопленного купонного дохода, можно представить следующим образом:

НКДобл = НКД1 - НКД2,

 

где НКДобл — сумма накопленного купонного дохода, подлежащего включению в налоговую базу отчетного (налогового периода, облагаемую по ставке 15% (0%) в отчетном (налоговом) периоде;

НКД1, НКД2 — сумма накопленного купонного дохода от даты размещения (предыдущей выплаты купонного дохода до даты соответственно реализации (текущей промежуточной выплаты купонного дохода, а при методе начисления — начисления процентного дохода по налоговому учету текущего отчетного периода) и приобретения (при методе начисления — даты начисления процентного дохода по налоговому учету предшествующего периода) ценной бумаги.

Например, в случае, когда размещение, покупка и последующая продажа государственной ценной бумаги произошли в одном месяце под НКД1; понимается сумма накопленного купонного дохода, рассчитанная от даты размещения до даты реализации (полученная от покупателя), под НКД2 — то же, до даты приобретения (уплаченная продавцу). Берутся все даты, включая дату происходящего события. Таким образом, сумма дохода исчисляется налогоплательщиком в виде разницы между суммой НКД, полученной от покупателя, и суммой НКД, уплаченной продавцу. В случае, если между датой реализации ценной бумаги и датой ее приобретения в соответствии с условиями выпуска эмитентом были осуществлены выплаты в виде процентов, то датой получения дохода при кассовом методе признается дата выплаты процентов при погашении купонного (процентного) дохода. Так доход рассчитывается как разница между суммой выплаченных при погашении процентов и суммой НКД, уплаченной продавцу. При продаже ценной бумаги, по которой в течение срока ее нахождения у налогоплательщика был выплачен процентный доход, процентным доходом признается сумма, полученная от покупателя такой ценной бумаги.

Порядок определения суммы НКД по государственным и муниципальным бумагам, при реализации которых в цену сделки включается накопленный процентный (купонный) доход, в случае применения налогоплательщиком метода начисления несколько осложняется. Если до истечения отчетного (налогового) периода ценная бумага не реализована, то налогоплательщик обязан на последний день отчетного (налогового) периода определить сумму процентного дохода, причитающегося по начислению за этот период (п. 7 ст. 328 гл. 25 НК РФ).

При этом, доходом отчетного (налогового) периода в виде процентов признается разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода, исчисленной на конец отчетного (налогового) периода в соответствии с условиями эмиссии, и суммой накопленного процентного (купонного) дохода исчисленной на конец предыдущего налогового периода, если после окончания предыдущего налогового периода не осуществлялось выплат процентов (погашений купона) эмитентом. Если в текущем отчетном (налоговом) периоде выплаты процентов (погашения купона) эмитентом производились, то в дополнение к доходу в виде процентов, исчисленному и учтенному при таких выплатах (погашениях) доход в виде процентов принимается равным сумме накопленного процентного (купонного) дохода, рассчитанной на конец указанного отчетного (налогового) периода.

 При первой выплате  процентов (погашении купона) в отчетном (налоговом) периоде доход в виде  процентов определяется как разница  между суммой выплачиваемых процентов (погашаемого купона) и суммой  накопленного процентного (купонного) дохода на конец предыдущего  налогового периода. При последующих в отчетном (налоговом) периоде выплатах процентов (погашениях купона) доход в виде процентов принимается равным сумме выплачиваемых процентов (погашаемого купона).

Если указанная ценная бумага приобретена в текущем налоговом периоде, то расчет дохода в виде процентов проводится в изложенном порядке, но сумма накопленного процентного (купонного) дохода на конец предыдущего налогового периода заменяется при вычислениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

При реализации указанной ценной бумаги доход в виде процентов также исчисляется в указанном порядке, но сумма накопленного процентного (купонного) дохода, найденная на конец отчетного (налогового) периода, заменяется при вычислениях на сумму накопленного процентного (купонного) дохода на дату реализации.

    1. Правила расчета суммы процентного (купонного) дохода для целей налогообложения

 

НК РФ установлены правила расчета суммы процентного (купонного) дохода для целей налогообложения. По Правилам Банка России процентный (купонный) доход должен выделяться отдельной позицией в договоре. Однако ничего не сказано о том, как поступать в случае, если в договоре сумма процентного (купонного) дохода рассчитана неверно. Возможно, что для налогового учета следует принимать сумму процентного (купонного) дохода, вычисленную самостоятельно в соответствии с установленными правилами.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного (купонного) дохода, подлежащих налогообложению у получателя доходов, уплачивает в бюджет налогоплательщик — получатель дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения доходов по методу начисления или кассовому методу.

Доходы определяются на основании договора купли-продажи либо на основании выписки кредитной организацией и подлежат отражению в налоговом учете на основании справки ответственного лица, которое исчисляет доход по операциям с ценными бумагами.

Расчет финансовых результатов сделок от реализации или иного выбытия ценных бумаг основан на цене эмиссионных государственных и муниципальных ценных бумаг без процентного (купонного) дохода, который облагается по ставке иной, чем 20%, приходящегося на время владения налогоплательщиком этими ценными бумагами, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги. По государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, выручка уменьшается на доход в размере накопленного купонного дохода, причитающегося за время владения налогоплательщиком указанной ценной бумагой. Соответственно и из цены приобретения также вычитается накопленный купонный доход в размере, соответствующем времени нахождения ценной бумаги на балансах других организаций.

    1. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом

В современных условиях все большее распространение получает доверительное управление пакетами ценных бумаг по поручению юридических и физических лиц. Так, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) значительную часть своих доходов получают в результате доверительного управления имуществом, в том числе государственными и муниципальными ценными бумагами. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом определены ст. 276 НК РФ, а особенности ведения налогового учета при исполнении договора доверительного управления имуществом — ст. 332 НК РФ. Налог с процентных доходов по государственным ценным бумагам взимается по ставке 15%. Как следует из п. 4 ст. 287 НК РФ, уплата налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, производится налогоплательщиком — получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы. Таким  образом, налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления (в том числе НПФ) не позднее 10 дней по окончании отчетного (налогового) периода, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями  ст. 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15% (0%).

Порядок ведения бухгалтерского учета в банках предписывает ведениe учета ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг, в составе торгового и инвестиционного портфелей. По бухгалтерскому учету котируемые ценные бумаги в торговом портфеле подлежат переоценке в соответствии с изменением рыночной цены. Положительная и отрицательная переоценка ценных бумаг образует бухгалтерские доходы и расходы. Однако в налоговом учете такие доходы не участвуют в расчете налоговой базы2.

 

 

 

 

2.5. Методика расчета доходности  и дюрации облигаций.  
 
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и Облигации Банка России (ОБР).

             Годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ГКО и ОБР определяется по следующей формуле:

где: 
 — номинальная стоимость облигации; 
 — цена на аукционе или на вторичных торгах по облигациям (в % от номинала); 
 — число дней до погашения облигаций.

Средневзвешенный срок выплат (дюрация) по выпуску ГКО и ОБР соответствует сроку до погашения выпуска.

 Облигации федерального  займа (ОФЗ)

Эффективная годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ОФЗ определяется по следующей формуле:

где: 
 -цена облигации;

  • -накопленный купонный доход; 
     -эффективная доходность к погашению; 
     -число дней до выплаты i-го купона; 
     -величина i-го купона; 
    -количество купонов; 
     -срок до j-й выплаты номинальной стоимости; 
     -размер j-й выплаты номинальной стоимости облигации; 
     - количество платежей по основной сумме долга.

Информация о работе Государственные ценные бумаги