Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Основной целью контрольной работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе Российской Федерации.
Задачами, которые автор ставит в контрольной работе, являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования института государственной пошлины;
3) определение роли государственной пошлины в формировании областного и федерального бюджетов;
4) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
5) определение круга плательщиков государственной пошлины;
6) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;
7) представление видов ставок государственной пошлины;
8) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации….5
2. Нормативно-правовое регулирование института государственных пошлин……………………………………………………………………………..9
3. Плательщики пошлин, объекты обложения, льготы и виды ставок………11
Заключение……………………………………………………………………….24Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Гос пошлина.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Особое внимание следует обратить на наделение отдельных государственных органов и должностных лиц дискреционными (т.е. реализуемыми по своему усмотрению) полномочиями по установлению размера государственной пошлины. Так, за составление нотариусом проекта сделки, предмет которой не подлежит оценке, взимается государственная пошлина в сумме от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. За государственную регистрацию расторжения брака по решению суда величина пошлины может составить от двух до трех минимальных размеров оплаты труда (с одного или обоих супругов). В Федеральном Конституционном законе "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Порядок уплаты государственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата государственной пошлины.

В недавнем прошлом в  большинстве случаев государственная  пошлина уплачивалась путем покупки специальных пошлинных марок с их последующим погашением. Сейчас же, прежде всего в связи со значительным увеличением размеров государственной пошлины она уплачивается путем внесения соответствующей суммы в, банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

Плательщик государственной  пошлины может внести причитающуюся  сумму наличными либо перечислить ее со своего счета. Уплачивать государственную пошлину можно только в рублях в отличие от некоторых других обязательных платежей в доход государства, оплата которых может совершаться как в российских рублях, так и в иностранной валюте, котируемой Банком России (таможенные пошлины и др.).

Определение времени  уплаты государственной пошлины  зависит, во-первых, от того, какой государственный  орган (должностное лицо) совершает требуемое юридически значимое действие либо выдает необходимый документ, а, во-вторых, от вида самой "услуги", за которую уплачивается государственная пошлина. Так, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях с нотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче соответствующего заявления.

Законом устанавливаются  случаи, когда государственная пошлина уплачивается до выдачи необходимого документа: в случае выдачи лицензии на пользование животным миром; по делам, связанным с приобретением российского гражданства и выходом из него; по делам о выезде из России и въезде в Россию; при регистрации российских граждан по месту их жительства и т.д.

За выдачу копий документов и их дубликатов (судебных, нотариальных, органов ЗАГС) оплата государственной пошлины совершается при их выдаче.

Момент уплаты государственной  пошлины может повлиять и на ее размер. В целом ряде случаев величина государственной пошлины устанавливается в кратном размере от минимальной оплаты труда, которая, в свою очередь, периодически изменяется. При изменении минимального размера оплаты труда при определении государственной пошлины используется тот, который действовал на день уплаты пошлины.

В связи с тем, что  в ряде случаев государственная пошлина уплачивается до момента совершения юридически значимого действия или  выдачи документа, предусматривается возможность полного или частичного ее возврата. Так, государственная пошлина возвращается в случае отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами; при прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения; когда спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или  арбитражном суде; когда иск предъявлен недееспособным лицом; при отказе в выдаче  заграничного или общегражданского паспорта. На возврат уплаченной пошлины могут рассчитывать лица, по своей инициативе отказавшиеся от совершения юридически значимого действия и заявившие об этом до начала совершения данного действия. В случае внесения государственной пошлины в размерах, больших, чем предусмотренные законом, допускается частичный возврат переплаченных сумм.

Срок давности по делам  о возврате государственной пошлины  составляет один год со дня принятия решения о возврате. Подлежащие возврату суммы должны быть выплачены заявителю в течение одного месяца со дня принятия решения о возврате.

Льготы по уплате государственной  пошлины установлены в Законе РФ  "О государственной пошлине" (ст. 5). Кроме того, для отдельных категорий плательщиков льготы могут устанавливаться органами  законодательной  власти субъектов Российской Федерации. Региональные льготы не могут касаться пошлин по делам, рассматриваемым органами правосудия.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации  о нотариате нотариальные действия могут совершаться не только нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, но и занимающимися частной практикой. Уплата государственной пошлины является необходимым условием совершения нотариального действия (удостоверения договоров и сделок, доверенностей, свидетельствования подлинности копий и верности подписей, совершения исполнительной надписи, совершения протестов векселей и др.). Нотариальное действие может быть признано совершенным только после уплаты государственной пошлины. Объектом взимания государственной пошлины может быть как само совершение нотариальных действий, так и составление проектов документов, выдача копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы по непосредственному изготовлению документов.

Нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату  по тарифам. Полученные суммы остаются в его распоряжении, и с них уплачивается налог государству. Выгодный налоговый статус частнопрактикующего нотариуса объясняется  тем, что в соответствии со ст.1 Основ законодательства нотариальная деятельность не признается предпринимательством (считается, что она не преследует цели извлечения  прибыли). Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивает со своих заработков не налог на прибыль, а подоходный налог с физических лиц.

Тариф, по которому взимается  плата за совершение частнопрактикующим нотариусам, нотариальных действий, составление проектов договоров и т.д., определяется соглашением сторон (нотариусом и клиентом). В тех же случаях, когда законодательством предусмотрена только нотариально удостоверенная форма совершения тех или иных сделок, плата взимается по тарифам, соответствующим ставкам государственной пошлины. Приведем пример. В случае обращения к нотариусу, занимающемуся частной практикой, за удостоверением договора купли-продажи ювелирного изделия, взимается плата по тарифу, который устанавливается в результате соглашения нотариуса и клиента, поскольку такой договор может быть заключен и в устной, и в простой (нотариально не удостоверенной) письменной форме. Но если предметом совершения нотариального действия становится заключение брачного договора, то плата, взимаемая частнопрактикующим нотариусом, будет  рассчитываться по ставкам государственной пошлины, установленным в Законе РФ "О государственной пошлине". Это объясняется тем, что Семейный кодекс РФ, в котором предусматривается возможность заключения брачного договора, определяющего имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения, устанавливает в ст.41, что такой договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

 

Заключение

 

Принятые в конце 1995 г. изменения в Закон РФ "О  государственной пошлине" (Федеральный  закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ) привели  к значительному снижению размеров оплаты нотариальной деятельности. Например, ставка государственной пошлины, уплачиваемой за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, снизилась вдвое - с  трех до полутора процентов суммы договора. Кроме того, предусматривается дифференциация размера ставки в зависимости от того, в чью пользу совершается отчуждение недвижимости. Если ее новыми собственниками становятся дети, супруги и родители прежнего собственника, то в этом случае государственная пошлина рассчитывается по ставке 0,5% суммы договора. Совершение нотариального действия вне помещения государственной нотариальной конторы предполагает взимание государственной пошлины в полуторакратном размере (ранее в таких случаях величина пошлины увеличивалась в два раза).

Контрольная работа выполнена  в соответствии с Методическими  указаниями к выполнению контрольной  работы для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Все решаемые вопросы раскрыты согласно программе  контрольной работы на тему «Государственная пошлина».

В процессе выполнения контрольной  работы решены все поставленные задачи:

1) определено место  государственной пошлины в налоговой  системе РФ;

2) рассмотрен механизм  нормативно-правового регулирования  института государственной пошлины;

3) определены роли  государственной пошлины в формировании  областного и федерального бюджетов;

4) рассмотрены объекты  обложения государственной пошлиной;

5) определен круг плательщиков  государственной пошлины;

6) рассмотрены категории  льгот по уплате государственной пошлины;

7) представлены виды  ставок государственной пошлины;

8) рассмотрен порядок  расчета и уплаты государственной  пошлины.

 

Список используемой литературы

 

1. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. – Москва: «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2004.

2. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. – Москва: «ОМЕГА – Л», 2003.

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – Москва: «ИНФРА – М», 2004.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. По состоянию на 1 февраля 2005 г.- Москва: «Юрайт», 2005.

5. Тюрина А. Госпошлина: ставки изменились. – СГЗ, 2003.

6. Шулева Г.Г. О государственной пошлине. – Бухгалтерский учет, 2006.

 

 

 



 


Информация о работе Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации