Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является раскрытие сущности государственной пошлины и изменения налогового законодательства по данному сбору.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1) определить назначение государственной пошлины;
2) охарактеризовать виды государственной пошлины;
3) изучить нормативно-правовую базу государственной пошлины;
4) раскрыть механизм исчисления и уплаты государственной пошлины;
5) привести основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины;
6) рассмотреть совершенствование законодательства о государственной пошлине

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.23 Кб (Скачать файл)

    Определение размера государственной пошлины имеет свои особенности, так как зависит от вида совершаемых юридически значимых действий.

    Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т.д. В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

    При отсутствии денег на уплату пошлины (например, налоговые органы заблокировали  расчетный счет организации), можно  попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Ходатайство  должно быть приложено к исковому заявлению или включено в просьбу  непосредственно в заявлении. Максимальный срок отсрочки или рассрочки —  один год. На сумму государственной  пошлины, в отношении которой  представлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение  всего срока, на который она предоставлена.

    Для подтверждения неспособности уплатить пошлину необходимо подать в суд:

- справку из налогового органа об открытых налогоплательщику банковских счетах (налоговый орган предоставляет справку по заявлению налогоплательщика);

- банковские выписки по этим счетам.

Обращаясь и нотариальную контору, необходимо уплатить пошлину непосредственно  в момент обращения.

     В некоторых случаях уплаченную пошлину  можно вернуть, например, если: выигран спор в суде с государственным органом; ошибочно уплачена пошлина в большем размере, чем необходимо; иск был оставлен судом без рассмотрения. Срок давности по делам о возврате государственной пошлины составляет один год со дня принятия решения о возврате. Подлежащие возврату суммы должны быть выплачены заявителю в течение одного месяца со дня принятия решения о возврате.

    При желании вернуть сумму пошлины, следует написать заявление в налоговый орган. Специального бланка для такого заявления не существует, поэтому заявление составляют и оформляют в произвольной форме. Если пошлина была уплачена по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, то в налоговый орган также следует представить справку на возврат пошлины. Ее выдает арбитражный суд.

    Пошлина должна быть возвращена на расчетный  счет в течение месяца после подачи заявления. Если этот срок нарушен, сумму  пошлины должны вернуть с учетом процентов, начисленных по ставке рефинансирования Банка России3.  

          2.2 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

    Уплаченная  государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью  в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

      Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

4) отказа  лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории и на территории РФ, проездного документа беженца.

Пунктом 3ст.333.40 гл.25.3 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченной государственной  пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган  по месту совершения действия, в  течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда. К  заявлению о возврате излишне  уплаченной суммы прилагаются: решения, определения и справки судов, органов или должностных лиц, осуществляющих действия, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного  или частичного возврата излишне  уплаченной суммы государственной  пошлины.

      При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины4.

    Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

    Плательщик  государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика. Заявление о зачете может быть подано в течение 3 лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

    К заявлению о зачете суммы излишне  уплаченной государственной пошлины  прилагаются решения. Определения  и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного  возврата, а также платежные поручения  или квитанции с подлинной  отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

    Задачи  по обеспечению соблюдения положений  налогового законодательства решают налоговые  органы. На них возложены следующие  функции:

- осуществление  возврата (зачета) государственной  пошлины уплаченной за совершение  всех юридически значимых действий;

-предоставление  отсрочек (рассрочек) по уплате  государственной пошлины при  обращении в суды;

- проверка  правильности исчисления и уплаты  государственной пошлины в органах  и организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за которые в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.  
 
 
 
 
 

       3. Пути совершенствования государственной пошлины

    За  последние два года Правительством РФ были пересмотрены многие виды государственных  пошлин и размеры их уплаты. Увеличение размера госпошлины коснулось почти всех ее видов. Повышенные тарифы действуют с 29.01.2010 (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

    В среднем в два раза увеличен размер госпошлины, уплачиваемой по делам, которые  рассматривают суды общей юрисдикции и мировые судьи (п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а также размер госпошлины, уплачиваемой по делам, которые рассматривают  арбитражные суды (п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

    Значительно изменилась ст. 333.30 НК РФ, которая устанавливает  размер госпошлины за регистрацию программы  для ЭВМ, базы данных и топологии  интегральной микросхемы. Согласно новой  редакции данной статьи более чем  в два раза увеличена госпошлина за госрегистрацию программы для  ЭВМ (пп. 1 п. 1 ст. 333.30 НК РФ). Что касается договора об отчуждении исключительного  права на зарегистрированную программу, за его регистрацию придется заплатить  в четыре с лишним раза больше, чем  было раньше, - 3000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 333.30 НК РФ).

    Самые кардинальные изменения внесены  в ст. 333.33 НК РФ. Законодатель объединил  в данной статье сборы, которые ранее  были установлены различными нормативными актами. Так, например, новый пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ устанавливает размеры  госпошлин за выдачу лицензий на осуществление  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ранее подобные сборы  были установлены Федеральным законом  от 21.07.2005 N 114-ФЗ, который прекратил  свое действие с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ (п. 5 ст. 27).

    Выдача  копий документов не признается юридически значимым действием, за которое взимается госпошлина. Госпошлина за выдачу копий документов не уплачивается, так как отныне это не приравнивается к юридически значимым действиям (изменения в п. 1 ст. 333.16, пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Также поправки внесены в п. 1 ст. 333.33 НК РФ, новая редакция которого не предусматривает взимание госпошлины за выдачу копий каких-либо документов.

    Статья 333.29 НК РФ, регулирующая особенности  уплаты госпошлины за совершение действий, связанных с въездом в РФ, дополнена  новым пунктом. Теперь госпошлина за выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранными гражданами и лицами без гражданства  может уплачиваться в иностранной  валюте по курсу ЦБ РФ на дату ее уплаты в пунктах пропуска через Государственную  границу РФ (п. 5 ст. 333.29 НК РФ). Новая  редакция п. 5 ст. 45 НК РФ гласит, что  налог уплачивается в валюте РФ, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом РФ. Данное изменение действует  с 29.01.2010 (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

    Для целей исчисления госпошлины за удостоверение  договоров, предмет которых подлежит оценке, в пп. 7 п. 1 ст. 333.25 НК РФ было предусмотрено, что стоимость транспортных средств определяют организации, получившие в установленном порядке лицензию на проведение оценки соответствующих  видов имущества, а также судебно-экспертные учреждения органов юстиции. С 7 мая 2010 г. право оценки транспортных средств  предоставлено и специалистам-оценщикам (экспертам) (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ).

С 1 сентября 2010 г. введена новая ст. 333.32.1 НК РФ (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ), в которой определены размеры  госпошлины за совершение действий Росздравнадзором при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов. Теперь госпошлина взимается по каждому виду работ (за проведение экспертиз, подтверждение госрегистрации, внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата и др.) в более высоком размере.

    Со 2 сентября 2010 г. госпошлина за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных  отходов, озоноразрушающих веществ  и содержащей их продукции, а также  на ввоз на территорию РФ ядовитых веществ  не зависит от суммы договора. Она  установлена в твердом размере: за разрешение на перемещение опасных  отходов и ввоз в РФ ядовитых веществ  надо уплатить 200 000 руб., а за перемещение  озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции - 100 000 руб. (пп. 78 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    С 30 сентября этого года вступил в  силу Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". С целью создания благоприятных  условий для осуществления деятельности участниками проекта Федеральным  законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ внесены изменения  и в Налоговый кодекс.

      В итоге имеет смысл заметить, что ряд изменений, принятых 2009-2010-х годах, имеет целевой характер, то есть развитие российского государства и правовой системы, в частности, векторально движется к цели правового государства, о чем и свидетельствуют масштабные изменения Налогового кодекса РФ. 
 
 
 
 

II. Практическое задание 

1.Определить величину налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению в бюджет, на основании исходных данных:

Таблица 1 - Исходные данные для начисления НДФЛ

№ п/п Фамилия, И.О. Прочие условия
1 2 3
1 Иванова Л.В. (1958г.р.) 2 детей, 1 из  которых студент заочного отделения.
2 Петров С.А.(1977г.р.) 1 ребенок
3 Столяров И.Е.(1972г.р) Вдовец, 2 детей.
4 Мышкина Е.А.(1969г.р.) 2 детей.
5 Львов С.Ю.(1956г.р.) Детей нет
6 Абрамова О.В.(1963г.р.) 2 детей, оба  студенты очного отделения
7 Кротова О.Д.(1971г.р.) 2 детей, 1 из  которых студент заочного отделения.

Информация о работе Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования