Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Рассмотреть сущность финансовой политики и ее цели.
2. Исследовать типы и инструменты финансовой политики.
3. Изучить методы оценки эффективности финансовой политики.
4. Рассмотрение направления бюджетной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
5
1.1. Фискальная политика понятие и цели
5
1.2. Типы фискальной политики
10
1.3. Дискреционная фискальная политика
11
1.4.Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

15
2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
19
2.1. 2.1. Методология исследования эффективности фискальной политики
19
2.2. 2.2. Эконометрические методы оценки эффективности фискальной политики
21
2.3. Сочетание фискальной политики, с денежной и налоговой
27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ РФ
33
3.1. Цели и задачи бюджетной политики на современном этапе
33
3.2. Макроэкономическая стабильность

36
3.3. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
46

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных  обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Решающий вклад в  реализацию  стратегических целей  развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации [21].

Бюджет 2012-2014 годов направлен  на повышение уровня жизни населения  и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего – путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий  жизни человека,  адресное решение  социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного  развития страны;

4) повышение отдачи  от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

  • 3.2. Макроэкономическая стабильность

 

С принятием поправок в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в 2007 году был сделан серьезный шаг в  направлении обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы. Бюджет 2012 года и на период до 2014 года утверждается в формате «скользящей трехлетки», что ставит Российскую Федерацию в один ряд с большинством развитых стран, где среднесрочное бюджетирование является основой макроэкономической стабильности [21].

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, которая достигается за счет сокращения дефицита бюджета, снижения уровня государственного долга и  пополнения резервов.

Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году [20].

 

Формирование  основных характеристик федерального бюджета

на 2012-2014 годы, млрд. рублей

Показатель

2011 год 

(оценка)

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

%% к ВВП

21,0

20,1

19,6

19,4

Расходы (без учета  компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 019,4

12 385,9

13 413,2

14 582,9

%% к ВВП

20,7

21,1

20,7

20,1

Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов  страховых взносов 

-

270,5

317,4

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

%% к ВВП

20,7

21,6

21,2

20,1

Дефицит/профицит

192,0

-876,5

-1 024,7

-491,1

%% к ВВП

-0,1

-1,5

-1,6

-0,7


 

Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе – по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде, однако цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет расти [21].

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов будут  созданы определенные предпосылки  для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов и подготовки к введению фискальных правил, но в целом для решения этой задачи необходимо будет подготовить и реализовать дополнительные меры в следующем бюджетном цикле. 

Темпы роста  доходов и расходов федерального бюджета 

в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении,  в %% к 2008 году

100,0

72,7

76,2

95,9

95,0

97,2

102,6

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

126,0

129,6

131,1


 

 

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше [20].

3.3. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы

 

В период на 2011-2013 годы приоритеты Правительства  Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Налоговая политика, с  одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.  Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

В целях реализации поставленной в  Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год  предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов [20].

 

Реализация  налоговой политики

Положение Бюджетного послания

Реализация  при формировании федерального бюджета

Необходимо ввести в  действие начиная с 2012 года новые  правила регулирования трансфертного  ценообразования в налоговых  целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам  исчислять и уплачивать налог  на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

В настоящее время  принят Федеральный закон от 18 июля 2011                № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Указанный закон вступает в силу с 2012 года.

Проект федерального закона № 392729-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», предусматривающий соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 02.11.2011 в третьем чтении.

Следует завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году.

В качестве мер, позволяющих  обеспечить внедрение налога на недвижимость, следует рассматривать:

- организацию процесса  формирования кадастра объектов  недвижимости  в соответствии  с Федеральным законом  от  24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

-   установление  общих принципов проведения кадастровой  оценки объектов недвижимости, а также определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости;

-  разработка методик оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости,  обеспечивающих гибкий механизм оценки налоговой базы;

-  определение основных элементов налогообложения, включая размеры налоговых ставок и налоговых вычетов, применение которых при исчислении налога на недвижимое имущество не должно привести к увеличению налогового бремени для малообеспеченных граждан.

В целях введения налога на недвижимость необходимо завершить в 2012 году работы по:

- определению методики  проведения кадастровой оценки  объектов недвижимости на основе  анализа результатов мероприятий  по разработке и тестированию  системы кадастровой (массовой) оценки  недвижимости в Российской Федерации в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Калужская область, Кемеровская область, Тверская область);

- определению порядка проведения работ по кадастровой (массовой) оценке недвижимости для целей налогообложения;

- формированию сведений об объектах капитального строительства для целей  кадастровой (массовой) оценки недвижимости;

- кадастровой (массовой) оценке недвижимости;

- подготовке проекта  поправок Правительства Российской  Федерации к проекту федерального  закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Требуется приступить к  инвентаризации установленных федеральным  законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу

В соответствии с поручениями  Правительства Российской Федерации  Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти в 2009-2011 годах осуществлялась инвентаризация установленных на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам. В Правительство Российской Федерации Минфином России было направлено письмо о нецелесообразности разработки в настоящее время законопроекта, предусматривающего отмену льгот по региональным и местным налогам, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В настоящее время  Минфину России совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти поручено проанализировать эффективность установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и до 1 июля 2012 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Необходимо завершить  разработку схемы налогообложения нефтедобычи и нефтепереработки, предусматривающей стимулы к разработке новых месторождений и к повышению глубины переработки нефти на территории Российской Федерации.

Для повышения доходов  бюджетной системы с учетом благоприятной  ценовой конъюнктуры на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых рынках природного газа.

В соответствии с одобренными  ранее документами, определяющими основные направления налоговой политики в Российской Федерации на трехлетнюю перспективу, необходимо продолжить выработку механизмов перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог добавочный доход). Это форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической точки зрения и применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США.

При этом переход к  налогу на добавочный доход, который  на первом этапе возможно осуществить  лишь для новых месторождений, может  повлечь за собой изменение всей системы налогообложения природной  ренты – от НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.

В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую  и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

Для этого, в течение 2011 года планируется внести изменения  в главу 26 Кодекса, предусматривающие  ежегодное увеличение ставки НДПИ при  добыче газа горючего природного, начиная  с 2012 года, для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50%.

В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.

Необходимо последовательно  устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию.

Введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем  было фактически осуществлено; при  этом утвержден перечень из более чем 120-ти направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом.

Введена возможность  ускоренной амортизации основных средств  с помощью «амортизационной премии»  – немедленного списания на расходы  до 10% (30% – для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств.

При принятии решений  о ставках акцизов на табачную и алкогольную продукцию целесообразно  учитывать не только фискальный эффект, но и необходимость снижения негативного  влияния табакокурения и употребления алкоголя на здоровье населения.

В целях обеспечения  стабильных доходов бюджета ежегодно осуществляется индексация ставок акцизов  с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию производится опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.

С 1 января 2011 года изменен  действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В частности, введена авансовая уплата акциза в бюджет, которую производители алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляют до закупки этилового спирта.

В отношении акцизов  на табачную продукцию проводится налоговая  политика, направленная на реализацию мер, предусмотренных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  23 сентября 2010 г. № 1563-р. Такие меры предусматривают, в частности, достижение среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения к 2015 году.

Требуется в ближайшее  время определиться с параметрами  перехода от системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Государственной Думой  Федерального Собрания Российской Федерации 17 мая 2011 г. принят в первом чтении проект федерального закона № 499566-5 «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», целью которого является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.

В соответствии с законопроектом часть вторая Налогового кодекса  Российской Федерации дополняется  главой 26.5 "Патентная система налогообложения", а также предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Принятие иных законодательных, а также нормативных правовых актов в целях главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации не требуется налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменена.


 

 

 

 

 

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фискальная политика – это система регулирования правительством состояния и основных направлений развития экономики страны посредством изменения государственных расходов, налогов. Учетной ставки рефинансирования.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая  стабильность – это не единственная цель государственной политики в  области расходов и налогообложения. Правительство РФ занимается и такими вопросами как обеспечение населения  общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

В политических интересах  бюджетный дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель –  это вовсе не защита интересов  национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов.

Информация о работе Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства