Финансово бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.
Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Содержание работы

1. Финансово-бюджетное планирование (бюджетное прогнозирование, составление проектов бюджетов). 3
2. Упрощенная система налогообложения (правовое регулирование, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок и способы исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога). 12
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

налоги6.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

- порядок  формирования регионального фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований и распределение  его средств;

- субвенции  и дотации, предполагаемые к передаче  местным бюджетам.

Порядок организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

- прогноз  социально-экономического развития  субъекта Российской Федерации  и муниципального образования  на очередной год;

- основные  направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

- прогноз  сводного финансового баланса  по территории субъекта Российской  Федерации и муниципального образования на очередной год;

- прогноз  консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;

- адресную  инвестиционную программу на  очередной год;

- программу  приватизации государственных предприятий  на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

- структуру  внутреннего долга субъекта Российской  Федерации и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

- программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;

- оценку  ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.

 

 

2. Упрощенная система налогообложения (правовое регулирование, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок и способы исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога).

 

Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ), и является прямым налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.2 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Указанная система налогообложения в целом единообразно применяется на всей территории России. Однако в ст. 346.20 НК РФ предусмотрено, что в определенных случаях законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Кроме того, на уровне субъектов РФ регулируется УСН на основе патента для индивидуальных предпринимателей (ст. 346.25.1 НК РФ), в этой части данный налог имеет сходство с региональными налогами. Предшественником данного налога был налог, предусмотренный Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (утратил силу).

Особенность УСН как специального налогового режима предусмотрена в п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС.

Налогоплательщиками по УСН признаются (п. 1 ст. 346.12 НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на УСН. В частности, этого не могут сделать организации, доходы которых по итогам девяти месяцев текущего года превысили определенную сумму (45 млн. руб. - п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ); банки (подп. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ); организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Для налогоплательщика переход на уплату УСН, при условии соответствия налогоплательщика всем критериям, является добровольным (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Статья 346.13 НК РФ регламентирует порядок и условия начала и прекращения применения УСН. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату УСН является заявительным.

Как это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08, поскольку переход на УСН при соблюдении установленных ст. ст. 346.11 - 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика. Исходя из Постановления КС РФ от 20 июля 2010 г. N 17-П, выбирая тот или иной налоговый режим, налогоплательщики принимают во внимание экономические обстоятельства, прежде всего состояние и перспективы развития бизнеса.

В Определении КС РФ от 16 октября 2007 г. N 667-О-О разъяснено, что указание в п. 1 ст. 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, - эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями (ст. 346.13).

Объект налогообложения по УСН предусмотрен в ст. 346.14 НК РФ в двух разных вариантах:

- доходы;

- доходы, уменьшенные  на величину расходов.

Право выбора принадлежит налогоплательщику.

Порядок определения и признания доходов и расходов, с учетом субсидиарного использования норм гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, предусмотрен статьями 346.15 - 346.17 НК РФ. Соответственно, УСН (в варианте объекта "доходы минус расходы") имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей).

Налоговая база по УСН (ст. 346.18 НК РФ) зависит от вида объекта и, соответственно, устанавливается как денежное выражение:

- доходов;

- доходов, уменьшенных на величину расходов.

Ставка налога, взимаемого в связи с применением УСН, предусмотрена в статье 346.20 НК РФ. Она зависит от выбранного налогоплательщиком объекта:

- 6% - если  объектом налогообложения являются  доходы;

- 15% - если  объектом налогообложения являются  доходы, уменьшенные на величину  расходов.

В Определении КС РФ от 6 марта 2008 г. N 430-О-О разъяснено, что указанным правовым регулированием достигается уравновешивание налогового бремени обеих категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Соответственно, для случая, когда объект налогообложения по УСН выбран налогоплательщиком как доход (облагаемый по ставке 6%), расходы налогоплательщика фактически презюмируются законом как определенная часть дохода (упрощенно - как 60% от доходов, что можно исчислить через соответствующую пропорцию). В зависимости от того, насколько велики реальные расходы налогоплательщика, он и будет выбирать более подходящий для него объект налогообложения.

Через "призму" данного подхода интересно рассмотреть ст. 221 НК РФ, в соответствии с которой, если налогоплательщики НДФЛ не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Соответственно, отсутствие (утрата) документов, обосновывающих расходы по НДФЛ, фактически влечет применение частично "штрафного" налога. Впрочем, непредставление налогоплательщиком счетов-фактур, обосновывающих вычет по НДС (ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ), в общем случае влечет полное отсутствие права на вычет и соответствующий "штрафной" НДС в размере желаемого вычета.

Следует отметить, что согласно п. 2 статьи 346.20 НК РФ при объекте налогообложения "доходы минус расходы" законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Например, Законом Нижегородской области от 4 декабря 2009 г. N 231-З "О налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" пониженная ставка 7% установлена для налогоплательщиков, соответствующим некоторым критериям и осуществляющих определенные виды деятельности, в т.ч. обозначенные в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 кодами, указанными в разделе F "Строительство".

Исчисляется налог, взимаемый в связи с применением УСН, только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 346.21 НК РФ).

Налоговым периодом по УСН является календарный год; отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, по итогам налогового периода: для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ); для индивидуальных предпринимателей - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ). По итогам отчетного периода авансовые платежи должны быть уплачены не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Налоговая декларация по УСН по итогам налогового периода должна быть представлена: организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ); индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

В Определении КС РФ от 17 июня 2008 г. N 499-О-О разъяснено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав.

Следует отметить, что гл. 26.2 НК РФ предусматривает особый случай, когда налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает так называемый минимальный налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ) в размере 1% доходов. В силу п. 6 ст. 346.18 НК РФ минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Кроме того, ст. 346.25.1 НК РФ предусматривает возможность введения на территориях отдельных субъектов РФ соответствующими законами субъектов РФ упрощенной системы налогообложения на основе патента, которая может применяться только индивидуальными предпринимателями, нанимающими не более пяти работников (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Соответствующий налог обозначается как налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ). Перечень видов деятельности, по которым органы власти субъекта РФ могут ввести на своей территории данную систему налогообложения, предусмотрен в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ (в том числе изготовление и ремонт мебели; производство и реставрация ковров и ковровых изделий; услуги по уборке жилых помещений). Годовая стоимость патента определяется как потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, обложенный по ставке 6% (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ). Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента (п. 7.1 ст. 346.25.1 НК РФ).

Таким образом, налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН, имеет сходство с ЕНВД, так как уплачивается с некоторого презюмируемого (вмененного, потенциально возможного к получению и т.д.) дохода.

 

Список литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Федеральный Закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.06.1996)
  3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая. М: Статут,2012
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ПРИОР, 2012
  6. Конюхова Т.В. Комментарий к бюджетному законодательству // Право и экономика. 201123 - 24. С. 13.
  7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник. М.: Книжный мир, 2011С. 24-103.
  8. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2010
  9. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2010 146.
  10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: Инфра-М., 2011С. 10-133.

 

 


 



Информация о работе Финансово бюджетная система