Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц на основе действующего законодательства и зачисляемый в бюджет.
Налог – основной источник доходов государственного бюджета и один из инструментов проведения государственной экономической политики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения.


Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по налогам и налогообложении.docx

— 79.30 Кб (Скачать файл)

Принципиально новым в  Налоговом кодексе является и  то, что впервые в российской налоговой  практике дано достаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Согласно Кодексу налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное, т. е. в нарушение законодательства о налогах и сборах, действие или бездействие налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ).

Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Основополагающими принципами привлечения к ответственности  за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:

- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;

- к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;

- ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- привлечение налогоплательщика — юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;

-  в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;

- налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;

- на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;

-  все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу России всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принципиально новым моментом при определении меры ответственности  налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.

Умышленным считается  такое правонарушение, когда совершившее  его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

В то же время признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

В зависимости от вины должностных  лиц налогоплательщика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налогоплательщика.

НК РФ установлены определенные обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового законодательства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем:

Во-первых, вину налогоплательщика  исключают действия, совершенные  должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.

Во-вторых, не подлежат ответственности  те действия налогоплательщика, приведшие к нарушению налогового законодательства, которые являются следствием» выполнения письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции.

В-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, также исключают его вину.

Применение того или иного  размера финансовых санкций за нарушение  налогового законодательства зависит  от обстоятельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предусмотренную в законе ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня  последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное  правонарушение.

При наличии у налогоплательщика  хотя бы одного из указанных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.

Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такое правонарушение в отдельности.

Налоговый кодекс установил  и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании  с налогоплательщика налоговой  санкции. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения  налогового правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев.

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации и ее территориальные органы.

К территориальным налоговым  органам относятся:

а) межрегиональные инспекции  Федеральной налоговой службы России:

по федеральным округам;

по крупнейшим налогоплательщикам;

по контролю за алкогольной  и табачной продукцией;

по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

по контролю над налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;

по централизованной обработке  данных;

б) управления Федеральной  налоговой службы России по субъектам  Российской Федерации;

в) инспекции Федеральной  налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без  районного деления и межрайонного уровня.

При осуществлении своих  функций налоговые органы взаимодействуют  с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами.

При перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым законодательством обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  несут таможенные органы.

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщиков и налоговых агентов подтверждающие документы, на основании которых произведены исчисление и уплата налогов;

- проводить налоговые проверки;

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях их возможного уничтожения (сокрытия, изменения или замены);

- вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой налогов;

-  приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество;

- осматривать   производственные   помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию имущества;

- определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных помещений, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых документов, отсутствия (или ведения с нарушением установленного порядка) учета доходов и расходов, объектов налогообложения;

-  требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;

-    взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени и штрафы;

-  требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;

-  привлекать для налогового контроля сторонних специалистов, экспертов и переводчиков;

-   создавать налоговые посты;

- предъявлять в суды иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Обязанности налоговых органов

Кроме прав налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах (со своей  стороны) и осуществлять контроль  его соблюдения (со стороны налогоплательщиков);

2) вести учет налогоплательщиков;

3) соблюдать налоговую  тайну;

4) при выявлении признаков  преступления направлять материалы  в органы внутренних дел (в  десятидневный срок со дня  выявления);

5) бесплатно информировать  налогоплательщиков о налоговом  законодательстве, их правах и  обязанностях, о своих полномочиях;  предоставлять формы налоговой  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения;

6) направлять налогоплательщику  копии актов, решений, налоговых  уведомлений, требований об уплате  налогов;

7) осуществлять возврат  или зачет переплаченных налогов,  пеней и штрафов.

Таким образом, выделяются следующие  функции налоговых органов:

контрольная (п.1-4);

разъяснительная (п.5-6);

расчетная (п.7).

Ответственность налоговых и таможенных органов

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в  случае своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а также  неправомерных действий или бездействия  должностных лиц; такие убытки возмещаются  за счет федерального бюджета, а соответствующие  должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Главным распорядителем средств  федерального бюджета является Федеральная  налоговая служба Российской Федерации  применительно к налоговым органам. Для таможенных органов главным  распорядителем средств федерального бюджета является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

 

 

 

  1. Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения.

 

Идея введения единого  социального налога (далее – ЕСН), то есть объединения всех страховых  взносов, возникла еще в 1998 году, когда  Госналогслужба России (сейчас - Федеральной  налоговой службы) предложила при  сохранении механизма сбора страховых  взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета  и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым. И только с 1 января 2001 года данный налог был  введен.

       Предназначение единого социального налога (ЕСН) - мобилизация средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

 ЕСН заменил собой ранее действующие отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды:

- в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

- в фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России);

- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Введение налога обусловлено, во-первых, усилением контроля со стороны налоговых органов за его исчислением и уплатой (который был ранее крайне недостаточен со стороны различных внебюджетных фондов), во-вторых, унификацией порядка исчисления налоговой базы по платежам в эти фонды.

Информация о работе Единый Социальный налог: характеристика элементов налогообложения