Единая система оплаты труда работников бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Файлы: 1 файл

Единая система оплаты труда работников бюджета.docx

— 28.00 Кб (Скачать файл)

Единая  система оплаты труда  работников бюджета.

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику  устанавливается в зависимости  от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой  работы. Дифференциация заработной платы  по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы  оплаты труда.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в  себя:

- тарифные ставки;

- оклады (должностные  оклады);

- тарифную сетку;

- тарифные коэффициенты.

Основным элементом  тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный  размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда определяет минимальную  оплату неквалифицированного труда  в единицу времени. Тарифная сетка  представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности  работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень  квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень  профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент  устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного  разряда больше тарифной ставки первого  разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих  тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных  разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 руб. (на сегодняшний день - это минимальный  размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим - 2,047), несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент, - 2251,7 руб.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой  шкалу, определяющую соотношение в  оплате труда при выполнении работ  различной квалификации. Современное  трудовое законодательство ориентирует  на договорное и локальное регулирование  оплаты труда. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации  определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут  устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в  бюджетной сфере устанавливается  в централизованном порядке - на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная система  оплаты труда работников бюджетной  сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях  оплаты труда работников бюджетной  сферы на основе Единой тарифной сетки". Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации  оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней  содержится 18 разрядов. Ранее соотношение  тарифных разрядов этой тарифной сетки  было установлено 1:10,07, т. е. оплата труда  по высшему XVIII разряду превышала  оплату труда по первому (низшему) разряду  в 10,07 раза. Однако с 1 декабря 2001 г. соотношение  между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда  работников организаций бюджетной  сферы установлено в размере 1 к 4,5.

Размер тарифной ставки I разряда устанавливается  Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда. При  повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.

Каждому разряду  сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз  тарифные ставки рабочих второго  и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти  коэффициенты увеличиваются при  увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных  учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о  межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Разряды оплаты труда в ЕТС отражают сложность  выполняемых работ. Зависимость  заработной платы от условий труда  обеспечивается различного рода доплатами  и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда, в  тяжелых климатических условиях, в ночное время и т. п.).

Тарификация различных  работ, профессий, специальностей в  зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым  должен соответствовать работник, т. е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости  от ее сложности. В настоящее время  действует утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС еще в 1985 г. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий  рабочих (ЕТС).

ЕТС устанавливает  тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника ("должен знать").

Квалификационный  справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был  утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37. Данный Квалификационный справочник содержит три раздела: "Должностные  обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В  разделе "Должностные обязанности" перечисляются трудовые функции, которые  должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел "Должен знать" включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации" предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

Тарификация рабочих  производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся  на бюджетном финансировании, предоставлено  право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами Российской Федерации, месячные ставки и оклады могут устанавливаться исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах - по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ (сейчас - Министерством здравоохранения и социального развития РФ), исходя из XI и XII разрядов Единой тарифной сетки.

С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается  и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы  осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы  производится в соответствии с Основными  положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций  и предприятий, находящихся на бюджетном  финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда РФ N 27 и Минюста России N 8/196 от 23 октября 1992 г. В соответствии с этими Основными положениями  на каждого работника, подлежащего  аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ЕТС.

Тарифные системы  оплаты труда устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права. Тарифные системы оплаты труда  устанавливаются с учетом Единого  тарифно-квалификационного справочника  работ и профессий рабочих, единого  Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Трудовой кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда  работников государственных и муниципальных  учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы  оплаты труда) работников государственных  и муниципальных учреждений устанавливаются:

- в федеральных  государственных учреждениях - коллективными  договорами, соглашениями, локальными  нормативными актами в соответствии  с федеральными законами и  иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации;

- в государственных  учреждениях субъектов Российской  Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации;

- в муниципальных  учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в одном из своих определений  прямо указала, что вопросы оплаты труда работников муниципальных  учреждений не могут быть решены органами государственной власти субъекта РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. по делу N 51-Г05-5).

На практике также возник вопрос: вправе ли субъекты Российской Федерации в своих  нормативных актах устанавливать  иную (более позднюю) дату повышения  тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых  из бюджета соответствующих субъектов, по сравнению с датой, установленной  для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также уменьшать размеры  этих ставок, но не ниже пределов минимального размера оплаты труда?

Министерство  труда РФ в своем ответе N 407-пр от 11 июля 1996 г. на запрос Верховного Суда РФ указало следующее:

"В соответствии  с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы законодательства  о труде отнесены к совместному  ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии со статьей  76 Конституции РФ по предметам  совместного ведения издаются  федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы  и нормативные правовые акты  субъектов РФ.

В настоящее  время в соответствии со статьей 37 Конституции РФ и со статьей 78 КЗоТ РФ по этим вопросам действует только минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Вопросы организации оплаты труда учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашли отражения в действующем законодательстве как на федеральном, так и региональном уровнях.

В связи с  этим Постановления Правительства  РФ от 27 февраля 1995 г. N 189 и от 24 августа 1995 г. N 823 в правовом отношении являются обязательными только в отношении  организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов  РФ и местного самоуправления, указанные  Постановления не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер.

Конкретные сроки  и размеры повышения ставок и  окладов работников учреждений и  организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно исходя из имеющихся финансовых возможностей".

Данные нормативные  акты сегодня не действуют. Однако изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным  законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели  возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных  окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые  оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы  являются тем минимумом, который  в любом случае должен выплачиваться  соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит  в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 г. установлен в сумме 1100 руб. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством в 2007 г., однако пока подобных нормативных актов не было выпущено.

Информация о работе Единая система оплаты труда работников бюджета