Банкротство, ведение процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение банкротства предприятия. Закон о банкротстве 1998 г. часто называют удобным инструментом для нечестного захвата собственности. В рыночной экономике закон о банкротстве обеспечивает механизм, ликвидации неэффективных предприятий, позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и пр.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры.
Актуальность данной темы обусловлена тем, закон о банкротстве выступает механизмом возвращения задолженности кредиторам. Для фирм, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве служит механизмом финансовой реструктуризации. Кроме того, важные функции института банкротства - поощрение инвестиций за счет обеспечения защиты кредиторов и создание правильных стимулов для менеджеров.

Файлы: 1 файл

Банкротство, ведение процедуры банкротства.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее  время с помощью банкротства  достигаются цели смены неэффективных  собственников, сохранения социально  значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения  стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников. Объем законодательного акта в несостоятельности (ст. 233) наглядно и убедительно показывает ту роль, которая отводится механизмам банкротства в хозяйственном (предпринимательском) обороте. Банкротство является одним из важнейших институтов любой рыночной экономики. Его механизм определяется законом о банкротстве. В течение четырех лет своего действия российский Закон о банкротстве 1998 г. был одним из наиболее широко обсуждаемых экономических документов в стране. С позиции современной экономической теории данный закон - один из лучших в мире. Его авторы пытались учесть следующие факторы: наличие огромного количества неплатежеспособных предприятий; необходимость защиты кредиторов как средство привлечения инвестиций; невозможность ликвидации социально значимых предприятий. Тем не менее, результаты применения данного закона не слишком впечатляющи, по-прежнему отмечается очень мало случаев реструктуризации потенциально прибыльных и ликвидации (или смены собственника) неэффективных предприятий.

Целью данной работы является изучение банкротства предприятия. Закон о банкротстве 1998 г. часто  называют удобным инструментом для  нечестного захвата собственности. В рыночной экономике закон о  банкротстве обеспечивает механизм, ликвидации неэффективных предприятий, позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и пр.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры.

Актуальность данной темы обусловлена тем, закон о банкротстве выступает механизмом возвращения задолженности кредиторам. Для фирм, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве служит механизмом финансовой реструктуризации. Кроме того, важные функции института банкротства - поощрение инвестиций за счет обеспечения защиты кредиторов и создание правильных стимулов для менеджеров.

 

  1. Общее понятие дела о банкротстве

 

Легальное понятие банкротства содержится в ст.2 Закона, где несостоятельность (банкротство) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон от 1998 г. содержал точно такое же определение, тогда  как, в Законе от 1992 г. банкротство  определялось, как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

- во-первых, это  неспособность должника удовлетворить  в полном объеме требования  кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться  по долгам со всеми кредиторами;

- во-вторых, это  неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

- в-третьих,  состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

Законодательно признаки банкротства определены в ст.3 Закона. Законодатель разделяет особенности признаков банкротства граждан и юридических лиц.

Так, гражданин  считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:

1) если соответствующие  обязательства не исполнены им  в течение трех месяцев с  даты, когда они должны были  быть исполнены;

2) если сумма  его обязательств превышает стоимость  принадлежащего ему имущества.

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения  наличия признаков банкротства  должника учитываются:

- размер денежных  обязательств, в том числе размер  задолженности за переданные  товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

- размер обязательных  платежей без учета установленных  законодательством Российской Федерации  штрафов (пеней) и иных финансовых  санкций.

При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

В действующем  законе дается подробный понятий  аппарат института банкротства, который, кстати, применим и в отношении банкротства кредитных организаций.

Закон дает и  легальные определения основных участников отношений банкротства. Так, должник – это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. Кредиторы – это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Помимо должника и кредиторов закон выделяет целую  группу участников (субъектов) данных правоотношений. Это «уполномоченные органы» (представители государства), руководитель должника (единоличный исполнительный орган), арбитражный управляющий и др. субъекты.

Важная роль отводится в Законе саморегулируемым организациям арбитражных управляющих. Именно от них будет во многом зависеть действенность Закона на практике. Теперь самоуправляемые организации (а не кредиторы, как это было раньше) предлагают кандидатуры арбитражных управляющих, контролируют профессиональную деятельность арбитражных управляющих на основании представляемых ими отчетов, рассматривают жалобы на действия арбитражных управляющих и т.д. Повышение роли саморегулируемых организаций сопровождается более полным учетом интересов должников. Раньше арбитражный управляющий назначался судом без учета мнения должника - по представлению собрания кредиторов, утвердившего соответствующую кандидатуру. Теперь саморегулируемая организация предлагает арбитражному суду 3 кандидатуры арбитражных управляющих. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре. Оставшийся кандидат утверждается арбитражным судом (за исключением случаев нарушения процедуры отбора или несоответствия требованиям законодательства).

По мнению исследователей, достоинством нового Закона является установление порядка, в соответствии с которым возбуждению дела о банкротстве предшествует исполнительное производство. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у кредитора только в том случае, если его требования подтверждены вступившим в силу решением суда.

В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Фактически должнику дается месячный срок, за который он может погасить возникшие задолженности.

В действующем  Законе более детально и обстоятельно, чем в прежнем, регламентируются процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Закон определяет (ст.27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое  оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры  банкротства:

- конкурсное  производство;

- мировое соглашение;

- иные предусмотренные  Законом процедуры банкротства.

Закон принес и  много иных новшеств и преимуществ, рассмотрению, которых можно было бы посвятить не одно исследование. Но цель нашего дипломного исследования несколько иная, а потому перейдем к рассмотрению правового регулирования института банкротства - в общем, и банкротства кредитных организаций - в частности. 

  1. Принятие обеспечительных мер в процедуре банкротства
    1. Процедура наблюдения

 

При разбирательстве  дела о банкротстве арбитражным  судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (семь месяцев).

Однако арбитражный суд не назначает наблюдение в отношении: ликвидируемого юридического лица; отсутствующего должника; организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

С момента введения процедуры наблюдения законом устанавливается  особый порядок предъявления имущественных  требований к должнику, в частности, кредиторы не вправе обращаться к  должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям. В противном случае данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения так, как они представлены внешним управляющим.

Информация о работе Банкротство, ведение процедуры банкротства