Аудит учета единого социального налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – исследование методики аудита учета единого социального налога.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
─ рассмотреть ставки, порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН;
─ определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита расчетов по ЕСН
─ рассмотреть методику проверки аудита расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы аудита ЕСН.
1.1 Ставки ЕСН.
1.2 Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
1.3 Цели, задачи и объекты аудита.
2. Аудиторская проверка расчетов по ЕСН.
2.1 Аудит расчетов с Пенсионным фондом.
2.2 Аудит расчетов с Фондом социального страхования.
2.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс аудит.docx

— 66.99 Кб (Скачать файл)

К-т 69.2); счетом 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/2); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/2). По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/2 К-т 51).

Вывод: Приступая к проверке расчетов с пенсионным фондом, аудитору сначала необходимо устанавливать правильность определения налоговой базы, далее проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки. Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок.

 

 

2.2 Аудит расчетов с  Фондом социального страхования.

Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).

При проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Далее, аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса).

Аудитору так же необходимо обратить внимание на правильность начисления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до полутора лет и аналогичных начислений.

Для проверки правильности исчисления больничного листа аудитору необходимо:

1) Определить средне дневной  заработок по данным за последние 12 календарных месяцев предшествующих  месяцу наступления нетрудо -способности;

2) Определить средний  заработок работника в период  нетрудоспособности за каждый  месяц. Для этого рассчитанный  средне дневной заработок умножается на количество дней болезни в каждом расчетном месяце;

3) Полученные суммы умножаются  на процент, который зависит от  страхового стажа работника и  вида нетрудоспособности. Здесь  аудитору следует обратить внимание  на правильность применения данного  процента. Пособие по временной  нетрудоспособности, кроме случаев  трудового увечья или профессионального  заболевания, выдается:

а) в размере 100 % заработка: рабочим и служащим, имеющим непрерывный стаж 8 лет и более;

б) в размере 80 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж от 5 до 8 лет;

в) в размере 60 % заработка: рабочим и служащим, имеющим стаж до 5 лет;

Работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравниваемым в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, пособие во всех случаях временной нетрудоспособности выдается в размере 100 % заработка.

4) Результат сравнивается  с максимальным размером пособия рассчитанным за каждый из месяцев болезни, в дальнейшем расчете участвует меньшая из сравниваемых сумм;

5) Определяется сумма  к выплате путем суммирования  сумм к выплате за каждый  месяц (сумма пособия, за минусом  НДФЛ и прочих удержаний).

Для правильности расчета оплаты отпуска по беременности и родам аудитор должен:

1) Определить правильность  исчисления страхового стажа  сотрудницы.

2) Если женщина имеет  общий страховой стаж менее 180 календарных дней, то пособие  выплачивается в размере 1 МРОТ  за полный календарный месяц (с  учетом районных коэффициентов). С 1 января 2009 года МРОТ составляет 4330 руб.

Пример:

Сотрудница проработала 4 месяца, устроилась в организацию сразу после окончания университета. До этого нигде не работала. С 16 марта уходит в декрет. Заработная плата в месяц – 8000 руб.

Расчет:

Февраль – 8000 руб. – 28 дней

Январь – 8000 руб. – 31 день

Декабрь – 8000 руб. – 31 день

Ноябрь – 8000 руб. – 30 дней

Общая сумма заработка – 32000 руб.

32000/120=266,67 – среднедневной  заработок

Расчет пособия:

Очевидно, что 266,67 руб. больше среднедневного пособия, рассчитанного исходя из 1 МРОТ (266,67 руб.>4330 руб./30 дней), поэтому общая сумма пособия будет рассчитываться таким образом:

Март – 16 дней * 4330 руб./30 дней = 2309,33 руб.

Апрель – 4330 руб.

Май – 4330 руб.

Июнь – 4330 руб.

Июль – 4330 руб.

Август – 2 дня * 4330 руб./30 дней = 288,67 руб.

Таким образом, общая сумма выплачиваемого пособия составит:

2309,33 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 4330 руб. + 288,67 =

19 918 руб.

Если сотрудница отработала в общей сложности шесть месяцев и больше, пособие рассчитывается исходя из среднего заработка следующим образом:

1) Рассчитывается средний  заработок. Для этого сумму фактического  заработка за весь расчетный  период, учитываемого при расчете  декретных, делим на количество  календарных дней в этом периоде, приходящихся на отработанное  время. При этом, если женщина проработала в организации меньше года, расчетным периодом будет считаться количество отработанного времени (в календарных днях) до месяца, в котором работница ушла в декрет.

Если, в течении расчетного периода сотрудница была в отпуске или болела, то из расчетного периода исключаются как начисленные суммы, так и само время отпуска или болезни.

2) Сумма дневного пособия  сравнивается с максимально суммой  дневного пособия, последний показатель  определяется, делением 25 390 руб. На  количество календарных дней  в каждом месяце, на которые  приходится отпуск по беременности  и родам.

3) Если максимальная сумма  дневного пособия больше величины  среднедневного пособия, то сумму  декретных определяют, умножив сумму  среднедневного пособия на количество  календарных дней отпуска по  беременности и родам.

Если максимальная сумма дневного пособия меньше величины среднедневного пособия, то сумму декретных определяют, умножив сумму максимального дневного пособия на количество календарных дней отпуска по беременности и родам.

Пример:

Сотрудница проработала в компании 7 месяцев. Ее заработная плата в месяц составляла 7000 руб. Она уходит в декретных отпуск с 3 декабря. В ноябре была на больничном с 01.11.2008 по 14.11.2008.

Расчет:

Ноябрь – 3500 руб. – (10 рабочих дней *(7000/20рабочих дней), т.к. в ноябре 20 рабочих дней, с 1 по 14 больничный, остается 10 рабочих дней, за которые работнице была выплачена заработная плата – 3500 руб., остальные были оплачены в больничном) – 16 календарных дней.

Октябрь – 7000 руб. – 31 день.

Сентябрь – 7000 руб. – 30 день.

Август – 7000 руб. – 31 день.

Июль – 7000 руб. – 31 день.

Июнь – 7000 руб. – 30 день.

Май – 7000 руб. – 31 день.

Общее количество дней – 200, общие начисления – 45500 руб.

45500 руб./200 дней = 227,5 руб.

Выплаты декретного пособия:

Декабрь – 227,5 руб.*29 календарных дней (т.к сотрудница уходила в декрет с 03.12.2008 года) = 6597,5 руб.

Январь – 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.

Февраль – 227,5 руб.*28 = 6370 руб.

Март – 227,5 руб.*31 = 7052,5 руб.

Апрель – 227,5 руб.*21 = 4777,5 руб.

В связи с тем, что размер пособия помесячно меньше, чем установленная законом максимальная сумма выплат на 2009 г. (меньше 25390 руб.), то размер пособия рассчитывается, исходя из фактического заработка без ограничений.

6597,5 + 7052,5 + 6370 + 4777,5 = 31 850 руб.

В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».

Счет 69,1 «Расчеты по социальному страхованию» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.

По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др.К-т 69.1); счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1); счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).

По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д- т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Д-т 69.1 К-т 70).

Вывод: При проверке расчетов с ФСС, аудитору аналогично расчетам с пенсионным фондом необходимо сначала необходимо установить правильность определения налоговой базы, далее аудитор определяет правильность применения размера взносов. Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. В заключение аналогично предыдущему разделу, аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей.

 

 

         2.3 Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования.

При создании фирмы о Фонде обязательного медицинского страхования вспоминают в последнюю очередь.

При регистрации фирмы проблем обычно не бывает. Но, получив на руки свидетельство, в течение 10 дней новая фирма должна встать на учет в налоговой инспекции и посетить Фонд социального страхования. Затем следует нанести визит в Пенсионный фонд. На это дается чуть больше времени – 30 дней. Если организация нарушит эти сроки, ее скорее всего оштрафуют.

Внебюджетные фонды обладают правами и обязанностями налоговиков.

Контроль за взносами во внебюджетные фонды осуществляют налоговики.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям, т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ. Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст. 241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в бюджеты ФФОМС и ТФОМС.

Аудитор при аудите отчислений в ФОМС должен рассмотреть правильность применения ставок по единому социальному налогу.  Аудитор должен обратить внимание на то, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить двумя платежными поручениями на счет ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.

Информация о работе Аудит учета единого социального налога