Анализ современных моделей реформирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Налоговая система до 1990 года 4
3. Первый этап налоговой реформы (1990—1997) 5
4. Второй этап налоговой реформы (1998—2004) 7
5. Действовавшая на 2004 год налоговая система 14
6. Совершенствование системы налогового контроля 16
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ современных моделей реформирования налоговой системы.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Так, с 1 января 2004 г. отменен  налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный  сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социальнозначимых товаров.

Введены новые главы  второй части НК РФ, регулирующие систему  региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

Глава 30 НК РФ существенно  изменила объект налогообложения данного  налога. Согласно новому режиму, из-под  налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %).

 

Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям:

- снижение налоговой  нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей); 

- реформирование режима  налогообложения НДС: снижение  ставки до 16 % и пересмотр возврата  НДС экспортерам. В плане дальнейшего  реформирования НДС активно обсуждается  возможность предоставления налогоплательщиками  счетов-фактур в электронном виде  для налоговых органов; 

- реформирование имущественных  налогов путем замены налогом  на недвижимость существующих  налога на имущество предприятий,  налога на имущество физических  лиц и земельного налога (практика  внедрения налога на недвижимость  осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов); 

- установление льготного  налогового режима для организаций,  осуществляющих хозяйственную деятельность  на территории особых экономических  зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

 

Реформа налоговой системы  России затрагивает не только изменение  системы обязательных взносов и  платежей, но и процессы их сбора  и контроля. Реформирование налогового администрирования в РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

 

На современном этапе  налоговое администрирование в  рамках налоговой реформы России осуществляется по следующим направлениям:

1. Изменение организационной  структуры налоговых органов  (2002—2005 гг.).

2. Развитие информационных  технологий.

3. Совершенствование  техники налогового администрирования. 

 

В качестве результата реформирования налоговой системы России Министр  Финансов РФ Алексей Кудрин привёл такие цифры: до 2000 г. уровень налоговой  нагрузки составлял около 34 % от ВВП, в 2000 г. — 33,5 %, в 2001 г. — 33,9 %, в 2002 г. — 33,2. В 2003 году налоговая нагрузка составила, по прогнозам, 31 % от ВВП. Налоговая нагрузка на экономику России в 2004 г. в результате налоговой реформы снизится до 29,4 % ВВП. Такой прогноз приводится в представленном в правительство докладе Минфина РФ «О мерах по совершенствованию налогового законодательства в РФ». В материалах подчеркивается, что в результате налоговой реформы за последние 5 лет существенно изменилась структура налоговых поступлений. Прежде всего резко увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, в первую очередь недр. Доля этих налогов возросла до 17,5 % в 2003 г. с 7,8 % в 1999 г. Одновременно с 16,6 % до 14,9 % сократилась доля налога на прибыль организаций, как наиболее чувствительного для бизнеса, что обусловлено введением с 2002 года нового режима его уплаты. Доля налога на доходы физических лиц увеличилась почти в полтора раза — с 8,7 % в 1999 г. до 12,9 % в 2003 г. Сохранилась высокая доля налогов — примерно на уровне 25 %, предназначенных для пенсионного, медицинского и социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действовавшая на 2004 год  налоговая система

На 2004 год в России действовала следующая законодательно закрепленная система налогов и  сборов:

1. Федеральные налоги  и сборы: 

- налог на добавленную  стоимость; 

- акцизы; 

- налог на прибыль  организаций; 

- налог на доходы  физических лиц; 

- единый социальный  налог; 

- государственная пошлина; 

- таможенная пошлина; 

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 

- налог на добычу  полезных ископаемых; 

- платежи за пользование  природными ресурсами; 

- налог на операции  с ценными бумагами; 

- плата за пользование  водными объектами; 

- сбор за использование  наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 

- сбор за выдачу  лицензии и право на производство  и оборот этилового спирта, спиртосодержащей  и алкогольной продукции; 

- сбор за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

2. Региональные налоги  и сборы: 

- налог на имущество  организаций; 

- лесной доход; 

- транспортный налог; 

- налог на игорный  бизнес.

3. Местные налоги и  сборы: 

- земельный налог; 

- налог на имущество физических лиц; 

- налог на рекламу.

 

Основные цели современной  налоговой реформы России:

1. Повышение уровня  справедливости и нейтральности  за счет: 

- выравнивания условий  налогообложения для всех налогоплательщиков; 

- отмены неэффективных и негативно воздействующих на экономическую деятельность налогов; 

- исправления деформаций  в определении налоговой базы; 

- улучшения налогового  администрирования; 

- упрощения процедур  обжалования действий налоговых  органов; 

- сокращения возможностей уклонения от налогообложения.

2. Снижение общего налогового бремени. Для этого предполагается: 

- отменить «оборотные»  налоги; 

- снизить налоговую  нагрузку на фонд оплаты труда; 

- вывести из базы  налога на прибыль все необходимые  для ведения бизнеса расходы; 

- по мере снижения  расходов государства снижать  ставку НДС. 

3. Упрощение налоговой  системы за счет: 

- установления закрытого  перечня налогов и сборов; 

- сокращения их числа; 

- максимальной унификации  налоговых баз, правил исчисления и порядка уплаты налогов.

4. Обеспечение стабильности  и предсказуемости. 

 

На 2004 год в России действовали почти три десятка  налогов и сборов, не считая различных  пошлин.

Практика реформирования системы налогов и сборов последних  лет показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой системы России. Проблему можно решить лишь принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет достигнут баланс интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование системы  налогового контроля

При доработке первой части НК РФ необходимо:

- упорядочение процесса  проведения выездных проверок  при ограничении сроков их  проведения, а также процедур  проведения камеральных проверок (в частности, исключить возможность истребования у налогоплательщика неограниченного количества документов);

- законодательное закрепление  правовых последствий проведения  повторных налоговых проверок  как меры, направленной на выявление  нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля;

- совершенствование системы  налоговой ответственности, более  четкое распределение функций  между налоговыми органами и  судами по привлечению к ответственности. 

Любые изменения первой части НК РФ не должны затрагивать базовые принципы регламентации налоговых правоотношений:

- презумпцию невиновности  налогоплательщиков;

- исключительно судебную  процедуру привлечения к налоговой  ответственности налогоплательщиков;

- приоритет интересов  налогоплательщиков при наличии неустранимых сомнений и противоречий актов законодательства о налогах и сборах.

В рекомендациях слушаний предложено рассмотреть вопрос о  внесении изменений в административную и уголовную ответственность  должностных лиц органов налогового контроля за злоупотребления своими властными полномочиями.

Многие задачи по реформированию системы налогового контроля можно  решить без внесения каких-то кардинальных изменений в законодательство. Однако федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, должны разработать соответствующую методологию проведения контрольных мероприятий, исключающую неоправданно высокие расходы государства на финансирование деятельности налоговых и таможенных органов, а также минимизирующую административные издержки налогоплательщика, связанные с выполнением им требований налоговых и таможенных органов.

В числе мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля следует рассмотреть вопрос об упрощении существующей системы налоговой отчетности, об исключении из правоприменительной практики неоправданного расширения полномочий контролирующих органов в рамках проводимых ими камеральных проверок.

Повышение эффективности  работы контролирующих органов должно сопровождаться повышением ответственности  налоговых и таможенных органов  за принимаемые ими решения. Внедрение  в налоговую сферу практики компенсации  ущерба налогоплательщикам, причиненного незаконными действиями или решениями контролирующих органов, безусловно, повысит ответственность государственных органов.

 

Одной из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной  системы налогового контроля, является проблема постепенной трансформации функций налоговых органов из контрольных в фискальные. При формулировании задач, стоящих перед налоговыми органами, происходит подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах задачей по обеспечению поступлений финансовых средств в бюджет в определенном объеме. Хотя налоговый орган как финансовый контролер должен быть дистанцирован от решения задач по наполнению бюджета финансовыми ресурсами. Поэтому при реформировании системы налогового контроля необходимо пересмотреть фактически сложившийся статус налоговых органов как фискальных, ответственных за сбор налогов, и прекратить плановые задания ФНС РФ по сбору налогов. Критериями оценки эффективности контрольной работы налоговых органов должно быть количество:

- налогоплательщиков, охваченных  выездными проверками;

- вынесенных по итогам  проверок (и не отмененных впоследствии  в судах) решений налоговых  органов. 

Для повышения эффективности  контрольных мероприятий и борьбы с налоговыми правонарушениями необходимо эффективное информационное взаимодействие ФНС РФ, ГТК РФ и МВД РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы


Информация о работе Анализ современных моделей реформирования налоговой системы