Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
Реализуют соответствующую цель следующие задачи:
- обозначить основные положения законодательства об акцизах их место в косвенном налогообложении
- исследовать круг субъектов и объектов акцизного налогообложения;
- рассмотреть основные элементы налогообложения акцизами;
- рассмотреть рол акцизов в современной налоговой системе;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие косвенного налогообложе-ния………………………………………6
1.1 Теоретические основы косвенного налогообложения……………….…….6
1.2 История возникновения акциза………………………………….………….10
1.3 Общая характеристика платежей косвенного налогообложения, роль
акцизов в системе косвенного налогообложения …………………….……….14
2. Основные положения законодательства об акцизах………………………..18
2.1 Экономическая сущность и значение акциза в налоговой систе-ме…...…18
2.2 Элементы налогообложения акцизами………………………………..……22
2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на
природный газ………………………………………………………..…………..26
3. Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета Рос-сии……...…33
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета Рос-сии…….…33
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской облас-ти…………………………………………………………………40
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете Курской облас-ти.…43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………..……

Файлы: 1 файл

акцизы как старейшая форма косвенного налогообложения-курсовая работа по налогообложению.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Максимальная розничная  цена устанавливается как цена; выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю (в той числе и предприятиями общественного питания), то есть это верхний предел цены, по которой сигареты и папиросы могут продаваться в розничной торговле. Начиная с 1 января 2007 года производители наносят, на каждую пачку сигарет и папирос максимальную розничную цену. Предположим, на пачке сигарет указана цена 25 руб. Это означает, что в торговле (включая сеть общественного питания) фактический размер цены на сигареты может быть любым, но не выше 25 руб. Исходя именно из этого уровня розничной цены должна определяться налоговая база при исчислении акцизов. Никаких других функций максимальная розничная цена не выполняет.

Согласно ст. 187.1 Н К  РФ на Минфин России возложена обязанность по утверждению формы уведомления о максимальных розничных ценах (действующая форма утверждена приказом Минфина России от 25.08.2006 № 10?н). Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, наносятся на пачку сигарет (папирос) начиная С 1-го числа месяца, следующего за датой подачи заявления, и действуют не менее одного месяца.

Как предусмотрено ст. 187.1 НК РФ, если в течение одного налогового периода налогоплательщик реализует табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами, то расчетная стоимость определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества реализованных пачек сигарет (папирос), на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

В Соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы за завышение максимальной розничной цены на сигарету и, папиросы для юридических и физических лиц осуществляющих розничную торговлю. В то же время установлено, что производители не несут ответственности за завышение максимальных розничных цен в оптовой или розничной торговле. При этом обязанность по контролю за соблюдением максимальных розничных цен на налоговые органы не возложена.

 

2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на

природный газ

 

Рассмотрим подробно акцизы на подакцизные товары их срок уплаты и особенности регулирования.

Акциз по подакцизным  товарам должен уплачиваться равными долями в два срока: первый раз - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным; второй раз не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Согласно п. 4 ст. 204 уплата акциза должна осуществляться по месту  производства подакцизных товаров.

Налоговые декларации по акцизам должны представляться в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Статьей 179.2 НК РФ предусмотрена  выдача свидетельств на производство денатурированного этилового спирта; в настоящее время она осуществляется согласно: приказу Минфина России от 09.10.2006 № 125н «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом».

Согласно п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами денатурированного этилового спирта признаются операции, совершаемые производителями этого товара, реализация (передача) лицами произведенного ими денатурированного этилового спирта.

Кроме того, объектом налогообложения  признается операция по получению (оприходованию) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (под получением денатурированного спирта понимается его приобретение в собственность).

При совершений операций по, реализации (передаче) денатурированного спирта производителями этого спирта налоговая база определяется согласно ст. 187 НК РФ как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (то есть в литрах безводного спирта).

При совершении операций по получению денатурированного спирта организациями, имеющими свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, налоговая база устанавливается как объем полученного денатурированного спирта в натуральном выражении.

Сумма акциза определяется путем умножения налоговой базы на ставку акциза. Таким образом, производитель денатурированного спирта при расчете суммы акциза умножает объем реализованной продукции (в литрах безводного спирта) на ставку акциза, а производитель неспиртосодержащей продукции, имеющий соответствующее свидетельство, умножает объем полученного, то есть приобретенного в собственность, денатурированного спирта на ставку акциза.

При исчислении акциза на денатурированный спирт налоговые вычеты осуществляются продавцом, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта.

Согласно п. 12 ст., 200 НК РФ он может применить налоговый вычет, если реализует произведенный денатурированный спирт лицу, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Для этого в налоговую  инспекцию должно быть представлено само свидетельство, копия договора о реализации спирта, реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа по местонахождению покупателя, а также накладные акты приема, передачи денатурированного спирта. Согласно п. 11 ст. 200 НК РФ налоговые вычеты производятся плательщиком имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, в том налоговом периоде, когда он фактически направляет денатурированный спирт для производства неспиртосодержащей продукции.

Благодаря вышеприведенному порядку организации, имеющие свидетельство на производство неспиртосодержащей продукций; могут покупать денатурированный спирт по цене без акциза у организаций, имеющих свидетельство на производство денатурированного спирта. Во всех остальных случаях то есть когда свидетельства нет у обоих участников сделки либо хотя бы у одного из них) денатурированный спирт должен продаваться в таком же порядке, который применяется при реализации не денатурированного этилового спирта, то есть по цене, включающей акциз.  

В соответствии со, 179.3 НК РФ производители прямогонного бензина имеют право на получение свидетельства на производство прямогонного бензина, а производители продукции нефтехимии - свидетельства на переработку прямогонного бензина.

Важно отметить, что свидетельства  не являются документом, аналогичным лицензии, то есть их наличие либо отсутствие не ограничивает возможности осуществлять тот или иной вид деятельности с прямогонным бензином. Этот документ связан только с исчислением акцизов.

Возникновение объекта  обложения акцизами у производителей прямогонного бензина не связано с наличием свидетельства, то есть это операции, которые согласно ст. 182 НК РФ являются объектом налогообложения, как у лиц, имеющих свидетельство, на производство прямогонного бензина, так и улиц, не имеющих его. У производителей прямогонного бензина объект обложения акцизами (и соответственно обязанность начислить акциз) возникает при совершении операций по реализации или передаче на территории Российской Федерации произведенного прямогонного бензина.

Как предусмотрено подпунктом 8, п. 1 ст. 182 НК РФ, если продукция нефтехимии производится из прямогонного бензина  в структуре одной организации, то такая операция объектом обложения акцизами не признается (в том числе в случае если структурные подразделения организации являются территориально обособленными, то есть находятся, в разных местах).

Согласно подпункту 21 п. 1 СТ. 182 НК РФ при производстве продукции нефтехимии и прямогонного бензина объект обложения акцизами возникает только у лиц, имеющих свидетельство на переработку прямогонного бензина. Акциз начисляется при совершении операции по получению вышеуказанными лицами прямогонного бензина, при этом получением прямогонного бензина признается его приобретение в собственность (то есть покупка или любое другое основание для перехода, права собственности к приобретателю прямогонного бензина).

Сумма акциза по прямогонному бензину определяется как, произведение ставки акциза установленной ст. 193 НК РФ, и налоговой базы, то есть производители прямогонного бензина умножают ставку акцизу на объем реализованной или переданной продукции, а лица, имеющие свидетельство на переработку прямогонного бензина, - ставку акциза на объем полученного прямогонного, бензина.

В соответствии со ст.2 ст. НК РФ налогоплательщики: имеют право  уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов.

Пунктами 13-15 ст. 200 НК РФ для налогоплательщиков, направляющих прямогонный бензин на производство продукции нефтехимии, установлено право на вычет суммы акциза, начисленной по прямогонному бензину представлении документов, предусмотренных соответственно в п. 13-15 ст. 201 НК РФ.

В частности, согласно п. 13 ст. 200 НК РФ право на вычет начисленной суммы акциза предоставлено налогоплательщикам, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина и осуществляющим реализацию произведенного ими прямогонного бензина лицам, имеющим свидетельство на его переработку.

В соответствии с п. 13 ст. 201 НК РФ производители прямогонного бензина имеют право принять к вычету начисленную при реализации сумму акциза если они представят в налоговый орган копию договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа покупателя (порядок проставления отметки утвержден приказом Минфина России от 03.10.20Р6 № 123н) и соответствии с п. 14 ст. 200 ЦК РФ налогоплательщики, имеющие свидетельство на производство прямогонного бензина и осуществляющие передачу принадлежащего им прямогонного бензина собственного производства для переработки на давальческих началах лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, производят вычет суммы акциза, начисленной при передаче этого бензину. Для этого согласно подпункту 1 п, 14 ст. 201 НК РФ в налоговый орган должны быть представлены копия договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, и реестра счетов фактур, выставленных лицом; имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина [2, с.227].    

Таким образом, если объект обложения акцизами возникает у производителей прямогонного бензина при совершении операций, предусмотренных ст. 182 НК РФ, независимо от наличия свидетельства на переработку прямо-гонного бензина, то право на налоговый вычет предоставляется только те производителям прямогонного бензина, у которых имеется соответствующее свидетельство:

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с прямозонным бензином, а также налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным лиловым спиртом, уплачивают акциз не Позднее 25-го числа третьего месяца, следующею за отчетным.

Табачная промышленность в России является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. За последние 12 лет производство табачной продукции возросло в 2,2 раза и в 2007 году составило 382,9 млрд. штук сигарет и папирос, что позволило полностью удовлетворить спрос на табачные изделия, оцениваемый экспертами в 300-330 млрд. штук.

В значительной степени  рост производства связан с вложением  в развитие отрасли более 2 млрд. долл. США крупными транснациональными компаниями, которые сейчас контролируют свыше 93 % российского рынка табачной продукции.

По данным Агентства  «Бизнес Аналитика», в 2004 году в России рынок табачной продукции в натуральном  выражении распределяется между  транснациональными компаниями следующим образом [34, с.209]:

- «Филип Моррис Интернэшнл»  – 26,2 % («Parliament», «Marlboro», «L&M»,  «Apollo Soyuz» и др.);

- «Бритиш Американ  Тобакко» – 16,8 % («Vogue», «Kent»,  «Alliance», «Yava Gold» и др.);

- «Лиггет – Дукат» (Gallaher) – 16,4 % («Sobranie», «LD», «Troika», «Saint George» и др.);

- «Джи Ти Интернэшнл» – 15,9 % («Camel», «Petr I», «Winston» и др.);

- «Балканская звезда» (Seita) – 6,8 % («Balkan Star» и др.);

- «Империал Тобакко»  – 5,3 % («West», «Maxim», «R I», «Davidoff» и др.).

Существенное влияние  на развитие табачной отрасли оказывает  система взимания акцизов.

До 1997 года в России действовала  адвалорная система взимания акцизов с табачной продукции, а с 1997 по 2007 год – специфическая.

Адвалорная система акцизного налогообложения табачных изделий (ставки устанавливались в процентах от цены продукции) в условиях высоких темпов роста инфляции позволяла автоматически индексировать поступления акцизов в бюджет при повышении цен. Вместе с тем в полной мере проявились недостатки данной системы: возможность занижения отпускной цены производителями и импортерами, что приводило к существенному недополучению налоговых поступлений.

Переход в 1997 году на специфическую  систему акцизного налогообложения табачных изделий (установление фиксированной ставки за 1000 штук табачных изделий) способствовал позитивным переменам в отрасли – отмечалась устойчивая тенденция роста объемов производства табачных изделий и поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации.

В период функционирования специфической системы поступления  акцизов на табачные изделия возросли с 1,2 млрд. рублей в 1997 году до 11,7 млрд. рублей в 2007 году, т. е. увеличились в 9,8 раза. Резко возросла собираемость акцизов – с 20 % до 100 %, объем контрафактной и фальсифицированной продукции на рынке по экспертной оценке сократился с 50 % до 5 процентов.

Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, начиная с 2007 года, введена смешанная система взимания акцизов на сигареты, состоящая из специфической составляющей и адвалорной – исчисляемой от отпускных цен производителей. При этом следует отметить, что указанная смешанная система взимания акцизов в России не применяется больше ни к одному из подакцизных товаров.

Информация о работе Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России