Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на план

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – налоговая политика.
Предмет исследования – направления налоговой политики, способствующие региональному экономическому развитию.
Цель исследования – раскрыть особенности влияния реализации налоговой политики на региональную экономику.
Задачи исследования: раскрыть сущность налогов и их функции; рассмотреть теории влияния налогов на рыночную экономику; проанализировать налоговую нагрузку в экономике; изучить основные направления налоговой политик на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.

Содержание работы

Введение 4
1 Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2 Характеристика налоговой политики 13
1.3 Теории влияния налогов на рыночную экономику 16
2 Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 25
2.1 Направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 25
2.2 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов 26
3 Характеристика УФНС России по ЕАО 35
Заключение 39
Библиографический список 41

Файлы: 1 файл

налоговая политика как инструмент регулирования регионального развития.docx

— 130.63 Кб (Скачать файл)

Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой  налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Аккордные и подоходные. Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой - то определённый процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из их функций. Нельзя не согласиться с мнением С.Г. Пепеляева, который определил функции налогов как направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношение, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства. Исследователи, изучающие проблемы функций налогов на протяжении продолжительного периода времени, не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимосвязи и приоритетности.

Одни авторы называют лишь одну экономическую  функцию налогов, выделяя две ее главные составляющие, фискальную и регулирующую. Лазарев В. называет еще стимулирующую функцию налогов, подразумевая под ней воздействие государства на процессы воспроизводства посредством налоговых льгот, различных вычетов, отсрочек и рассрочек налоговых кредитов и преференций, призванных стимулировать хозяйственную активность налогоплательщиков. Некоторые авторы выделяют политическую функцию налогов, обосновывая свою точку зрения тем, что налоги влияют на социальную структуру общества в целом и имеют значение в качестве контрольного института.

Нехайчик В.К. выделяет три функции: фискальную, социальную, регулирующую.

Абрамов М.Д. называет восемь функций налогов: реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов (конституционная); создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая); обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная); регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая); координация и контроль финансовой деятельности с использованием госорганами налоговых методов (контрольная); влияние налоговых отношение на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая); формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая); защита национальных экономических интересов регулированием таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).

Обобщая точки зрения различных  авторов и дополняя их, можно отметить, что налогам присущи следующие функции: фискальная – проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности; регулирующая – осуществляется в двух направлениях: регулирование рыночных, товарно - денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости; стимулирующая – с помощью этой функции государство стимулирует технический прогресс и социально – экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест; распределительная – с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат; контрольная функция – способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

1.2 Характеристика налоговой  политики

Налоговая политика — система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика — Налоговая политика часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма.

Налоговая политика — курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов.

Цели налоговой политики: обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий; содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства; обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Одним из методов налоговой политики государства выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан наибольший объем финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет отдельному налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Очевидно, что проводимая до настоящего времени в России и других странах  СНГ налоговая политика складывалась спонтанно, под воздействием сиюминутных  потребностей, и применяемые средства налогового регулирования не соответствовали реальной экономической ситуации: налоги не стимулировали развитие производства, а напротив — сдерживали его. Избыточная налоговая нагрузка угнетала производство и вынуждала хозяйствующих субъектов уходить в тень вследствие усиления фискального давления на участников рынка.

Отношение к налогообложению лишь как к средству, обеспечивающему  необходимые денежные поступления  в бюджет, представляется узким: ведь помимо обеспечения необходимых  поступлений в бюджет основными  целями налогообложения названы  стимулирование позитивных тенденций  в экономике и обеспечение  необходимого уровня социальных гарантий путем установления правовых стимулов в законодательстве.

Другим методом налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс на предпринимателей, сокращая свои расходы в первую очередь за счет социальных программ. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала и стимулирование инвестиционной активности. Проведение такой политики провозгласило российское правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части Налогового Кодекса РФ. Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов и снижению налоговой нагрузки.

Формирование оптимальной налоговой  системы для России — центральная экономическая проблема общегосударственного значения. С одной стороны, сложившаяся экономическая ситуация требует от налоговой системы одновременного решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета и его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей.

Курс на общее снижение налоговой  нагрузки важен для всех субъектов  налоговых отношений. Это общемировая  тенденция, и российское государство, следуя ей, год за годом включает стимулирующие средства, способствующие этому, в процесс взаимодействия с налогоплательщиками.

Смысл применения стимулов в налоговых  отношениях заключается, прежде всего, в способности государства заинтересовать налогоплательщика с большим энтузиазмом заниматься полезной для общества и, разумеется, для него самого деятельностью. Государство с помощью налоговых стимулов побуждает хозяйствующих субъектов осуществлять те варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественные потребности.

В НК РФ (ст. 56) даётся определение налоговых льгот: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Все налоговые льготы можно разделить  на 3 основные группы: налоговые освобождения; налоговые скидки; налоговые кредиты.

Общеизвестно, что во всем мире налоговые  льготы, являющиеся одним из видов  стимулов, — это мощнейший инструмент воздействия государства на всю  экономику, отдельные ее сферы, производство и конкретных хозяйствующих субъектов. Примером может служить ст. 21 НК РФ, которая содержит перечень прав, предоставленных налогоплательщику (получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, использовать налоговые льготы, получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит).

Особый режим налогообложения  существует в свободных экономических  зонах, при осуществлении предпринимательской  деятельности на территории которых предоставляются определенные налоговые льготы. В таких случаях налоговый правовой режим является стимулирующим, поскольку доминирующими элементами становятся правовые стимулы и дозволения.

1.3 Теории влияния налогов  на рыночную экономику

В конце XVII в. многие государства Европы испытывали острую нужду в стабильных источниках доходов, и это обстоятельство активизирует финансовую мысль. Появляются труды знаменитых английских философов и экономистов Т. Гоббса и Д. Локка, в которых особое внимание уделяется налогам.

Буржуазные государства практически  не имели какой - либо приносящей доходы собственности, не имели возможности продавать должности. В то же время им необходимо было создавать и содержать достаточно громоздкий аппарат управления. Поэтому возникла потребность в регламентации налоговых платежей государством и контроле над действиями правительства со стороны общества в лице его представителей в парламенте. Начиная с А. Смита, многочисленные теоретики уже не отрицают налоги как форму изъятия, а, наоборот, признают ее как одну из самых приемлемых для капиталистической системы. И на протяжении почти 150 лет проблемы налогообложения находятся в центре внимания крупнейших ученых Запада и России.

При веем разнообразии рассматриваемых аспектов проблемы и анализируемых временных периодов во всех этих трудах прослеживается подход к экономической сущности налога как к единственному регулятору, поскольку любая величина налогового изъятия не могла быть нейтральной, она либо ослабляла воспроизводственные функции частных хозяйств, либо увеличивала. Поэтому так важно было теоретически обосновать объемы и сроки налогообложения, сферы изъятия (доходы, рента, потребление), подсчитать издержки, правильно выбрать объекты обложения, оценить их и установить ставки налогов.

Приверженцы кейнсианства предлагали «жесткую налоговую политику», предусматривающую  «систему повышенного налогообложения  крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям». Дж. Кейнс считал, что именно такая политика отвечает одновременно двум основным требованиям: экономической целесообразности и социальной справедливости, так как сглаживает несправедливое распределение богатства и доходов и одновременно благоприятствует росту капитала.

В истории экономических учений этап 1940 – первой половины 1970 - х гг. принято именовать «веком кейнсианства», имея в виду, что данное направление играло доминирующую роль в академических и правительственных кругах экономически развитых капиталистических стран. Но для основной модели Дж. Кейнса характерна статичность, когда все экономические процессы рассматриваются в рамках краткосрочного периода, а размеры производства не изменяются во времени.

С середины 1970 - х гг. инфляция, спровоцированная наряду с другими причинами повышенным вниманием правительств к увеличению совокупного спроса через непроизводительные бюджетные расходы, стала постоянным параметром макроэкономической динамики. Период 1970 - х гг. явился временем «второго кризиса экономической теории» Запада ХХ в, под которым, прежде всего, подразумевают кризис кейнсианства как генеральной концепции государственного воздействия на экономику через совокупный спрос и приоритет налогово - бюджетной политики с акцентом на политику дефицитного финансирования. Выдвигаются требования сбалансированности бюджета путем резкого сокращения социальных программ, доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, умеренных налогов. На этой волне, усилиями главным образом экономистов США, формируется теория экономики предложения.

Информация о работе Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на план