Анализ налога на добавленную стоимость в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость, рассмотрение действующих ставок, механизм уплаты НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Предметом курсовой работы выступает налог на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические и правовые аспекты налога на добавленную стоимость
1.1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость.
1.2. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС
2.Анализ налога на добавленную стоимость в Р.Ф.
2.1.Основные элементы НДС
2.2 Исчисление, сумма налога, порядок и сроки подлежащие к уплате в бюджет
2.3. Порядок возмещения налога
3. Основные направления совершенствования
3.1 Исчисление НДС иностранными предприятиями и
его роль в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой .
3.2 Перспективы развития действующей системы исчисления и уплаты НДС.
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovik_33__33__33.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

1.Теоретические и правовые аспекты  налога на добавленную стоимость

1.1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость.

1.2. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС

2.Анализ налога на добавленную стоимость в Р.Ф.

2.1.Основные элементы НДС

2.2 Исчисление, сумма налога, порядок и сроки подлежащие к  уплате в бюджет

2.3. Порядок возмещения налога

3. Основные направления  совершенствования

3.1 Исчисление НДС иностранными предприятиями и

его роль в налоговых  системах  стран с развитой рыночной экономикой .

3.2 Перспективы развития действующей системы исчисления и уплаты  НДС.

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налогообложение добавленной стоимости – одна из важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.

Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным.

Важнейшим свойством  косвенного налога является включение  его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или  включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Государственные налоги возникли вместе с появлением  государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций.  Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране, в связи с переходом к рынку. В  общей сумме  поступающих  налоговых платежей  значительный объем занимают   и  суммы  налогов   предприятий,  организаций  и  учреждений.

Основы действующей  сегодня, а также будущей налоговой  системы, которая в полной мере должна соответствовать условиям рыночного хозяйства, были заложены блоком принятых в конце 1991 года необходимых документов. При этом за исключением впервые введенных налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и ряда местных налогов, была в основном обеспечена преемственность налоговой системы, сложившейся в период существования СССР и включавшей в качестве основных своих элементов налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, а также платежи, связанные с использованием природных ресурсов. Причем успешному введению в практику НДС способствовал хотя и небольшой, но имевшийся опыт применения налога с продаж, а налога на имущество - многолетнее применение платы за фонды.[16]

Целью данной курсовой работы  являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость, рассмотрение действующих ставок, механизм уплаты НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.

Предметом курсовой работы выступает налог на добавленную стоимость.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так  как изучение  порядка  исчисления  и  уплаты НДС позволяет  понять  механизм  его  воздействия на хозяйствующих  субъектов, оценить  методы  государства,  которые  путем  применения налоговых  льгот  стремится   стимулировать или  стабилизировать  деятельность  ряда  хозяйствующих  субъектов,  создать  преимущества  при  осуществлении  отдельных  видов  предпринимательства.

При написании  данной курсовой работы использовалась такая информационная база : нормативно-правовые акты, методические указания, журналы периодической печати.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач:

  • анализ сущности налогообложения добавленной стоимости и опыта развитых стран по обложению НДС;
  • анализ механизма взимания НДС;
  • анализ влияния НДС на хозяйственную деятельность предприятий;
  • анализ особенностей взимания НДС по предприятиям отдельных отраслей;
  • предложение путей совершенствования взимания НДС.

1.Теоретические и правовые  аспекты налога на добавленную стоимость

1.1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость.

В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР  от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» в ранге федерального налога и фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно  увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов  и налогов с оборота позволяет  государству получать часть дохода на каждой стадии производственного  и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Важнейшим свойством  косвенного налога является включение  его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или  включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

НДС обычно относят к  категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).

Взимание НДС как  косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач  государства. Во многих зарубежных странах  он использовался для покрытия бюджетных  дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.

Товары обычно проходят несколько этапов производства и  реализации перед тем, как попасть к конечному потребителю. На каждом этапе в этой цепочке операций добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

При применении данного  налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как в  случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации.

НДС, сохраняя достоинства  других косвенных налогов с точки  зрения фискальной, не имеет их главных  недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих.

1. НДС, как и налог  с оборота, взимается многократно  на каждой стадии производства  и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.

2. Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков.

Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией. Постоянный рост доходов бюджета за счет НДС  может быть увеличен при росте  жизненного уровня населения и его  численности, что приводит к росту  потребления товаров (работ, услуг) и, следовательно, к увеличению расходов на это потребление.

И наоборот, уменьшение численности  населения и снижение уровня его  жизни будут являться факторами  сокращения сумм налога, поступающих  в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.

3. Поскольку сумма  налога прямо пропорциональна  величине добавленной стоимости,  то она зависит от реального  вклада этой каждой стадии  в стоимость конечного продукта и не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя.

4. Принципиальные преимущества  НДС по отношению к внешней  и внутренней торговле. Он устраняет  ценовые искажения, возникающие  при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе.

5. Важным свойством  налога является его возможная  нейтральность по отношению к  хозяйствующим субъектам различных  отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.

6. К достоинствам НДС  относится выгода для налогоплательщика,  возникающая в результате увеличения  той денежной суммы, которую  он получает от покупателей  товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет.

7. Достоинством налога  является его фискальная эффективность,  сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты.

8. НДС позволяет государству  регулировать потребление тех  или иных благ; изменяя ставку  налога на тот или иной товар  (работу, услугу), государство увеличивает  или уменьшает их цену, что  приводит к изменению структуры потребления.

9. Поскольку налогом  облагается непосредственный вклад  организации или предпринимателя  в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать  многократного налогообложения  затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота.

Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных  налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность  определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

 

1.2. Нормативное  правовое регулирование учета  расчетов по НДС. 

Рассмотрим  некоторые положения НК РФ. В соответствии со ст. 162 НК РФ, налоговая база, увеличивается  на полученные налогоплательщиком суммы  авансовых или иных платежей, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или услуг. Логично предположить, что если лицо, получившее аванс обязано заплатить с него налог, то лицо заплатившее аванс имеет соответственно право на вычет. Ничего подобного - вычеты налога с сумм со сделанных авансовых платежей в счет предстоящих производственных поставок не разрешены, т.к. для права налогового вычета по действующему законодательству необходимо выполнение трех обязательных условий: фактическое оприходование товара (работы, услуги), их оплата поставщику, наличие счёт-фактуры. Начисление же налога никакими условностями не ограничено. В соответствии со ст. 167 НК РФ, моментом исчисления налога считается либо день отгрузки товара (работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов, либо день поступления денежных средств. Таким образом, для налогоплательщиков, принявших в учётной политике момент начисления налога «по отгрузке» (в соотв. с пп.1 п.1 ст. 167 НК РФ), налог исчисляется со всей суммы отгруженных, но ещё не оплаченных товаров. Вполне справедливо сделать одновременный вычет налога по такой же схеме. Однако, налоговый вычет можно сделать только оплатив товар, что при непоступивших средствах часто невозможно сделать. В этом случае НДС так же становится налогом с оборота, а не с добавленной стоимости.

Информация о работе Анализ налога на добавленную стоимость в РФ