Акцизы на нефтепродукты: анализ действующего механизма и проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В настоящее время порядок обложения акцизами регулируется Налоговым кодексом РФ (часть II глава 22). Он устанавливается на отдельные виды товаров и, как и другие любые косвенные налоги, включается в цену товара.
Как известно, акцизы являются древнейшей формой налогообложения и первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Новый этап
восстановления акцизов в РФ связан с переходом к рыночной экономике государства и становлением измененной налоговой системы, а также приятием НК РФ.

Содержание работы

Ведение
1.Анализ действующей системы налогообложения акцизов на нефтепродукты
1.1 Объект налогообложения и налогоплательщики
1.2 Операции, не подлежащие налогообложению
1.3 Ставки акцизов
1.4 Сумма акциза и её расчет
1.5 Налоговая база
1.6 Налоговые вычеты
1.7 Сроки уплаты акциза и предоставление налоговой декларации
2. Проблемы совершенствования и перспективы развития акциза
2.1 Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Акцизы на нефтепродукты(реферат).doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется (рисунок 2):

1) как объем реализованных  (переданных) подакцизных товаров  в натуральном выражении –  по подакцизным товарам, в отношении  которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров,  исчисленная исходя из цен,  определяемых с учетом положений  статьи 40 Налогового Кодекса, без  учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость  переданных подакцизных товаров,  исчисленная исходя из средних  цен реализации, действовавших в  предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных  (переданных) подакцизных товаров  в натуральном выражении для  исчисления акциза при применении  твердой (специфической) налоговой  ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

 

 

Рисунок 2

Схема налоговой базы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При определении налоговой  базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Не включаются в налоговую  базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по получению  прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку  прямогонного бензина определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении.

 

1.6 Налоговые вычеты

По общему правилу суммы акциза, уплаченные покупателем при приобретении подакцизных товаров, учитываются им в стоимости этих товаров. Такое же правило действует в отношении суммы акциза, уплаченной при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении суммы акциза, которую собственнику давальческого сырья предъявляет переработчик этого сырья при передаче произведенных из него подакцизных товаров.

Если в указанных  ситуациях подакцизные товары используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, то уплаченные суммы акциза не учитываются в стоимости товаров, а принимаются к вычету. То есть во избежание двойного налогообложения сумма акциза по произведенному подакцизному товару уменьшается на величину акциза по приобретенному подакцизному сырью.

Такие вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на произведенные подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы. В противном случае сумма акциза, уплаченная при приобретении сырья, не подлежит вычету, а включается в стоимость сырья.

Итак, согласно пункту 2 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат:

  • уплаченные налогоплательщиком суммы акциза, которые были предъявлены ему продавцом при приобретении подакцизных товаров, впоследствии использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;
  • суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию России подакцизных товаров, являющихся сырьем для производства других подакцизных товаров.

 

Пример 1

ОАО «Газпром» производит и реализует автомобильный бензин марки Аи-92. В качестве сырья используется автомобильный бензин марки Аи-76, который смешивается с высокооктановыми добавками.

Организация в январе 2007 года приобрела 100 т бензина марки Аи-76, в результате смешения которого с высокооктановыми добавками получила 110 т бензина марки Аи-92. Ставка акциза на бензин Аи-76 равна 2657 руб./т.

Сумма акциза, уплаченная при приобретении бензина  Аи-76, составила 265 700 руб. (2657 руб./т *100 т).

Ставка акциза на бензин Аи-92 — 3629 руб./т. С учетом вычета сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет при реализации бензина  Аи-92, составит:

110 т * 3629 руб./т – 265 700 руб. = 133 490 руб.

 

Кроме того, вычетам подлежат суммы акциза, которые собственник давальческого сырья уплатил при приобретении этого сырья (в том числе при ввозе его на таможенную территорию России) либо при его производстве. Это установлено пунктом 3 статьи 200 НК РФ. На указанные суммы вычетов уменьшаются суммы акциза, исчисленные при передаче готовой подакцизной продукции.

Порядок применения налоговых  вычетов установлен статьей 201 НК РФ. Вычеты сумм акцизов, уплаченных при  приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур. Сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой.

 

1.7 Сроки уплаты акцизов и представления налоговой декларации

 

По нефтепродуктам акциз  уплачивается равными долями в два срока.

Первый - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Второй - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Это установлено в пункте 3 статьи 204 НК РФ в редакции Закона № 134-ФЗ.

Уплата акциза согласно пункту 4 статьи 204 должна осуществляться по месту производства подакцизных нефтепродуктов.

Налоговые декларации по акцизам нужно представлять в  налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

2. Проблемы совершенствования и перспективы развития акциза на нефтепродукты

2.1 Основные  направления совершенствования  действующего порядка   исчисления  и уплаты акцизов

Проблемам совершенствования  действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется  значительное внимание. 
В настоящее время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения акцизами. Это – взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.  
Структуру подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения в отношении акцизов: предмет налогообложения – это подакцизные товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения – операции с этими товарами. То есть, при установлении акцизов предмет налогообложения – признак «фактического характера» – получил непосредственное правовое закрепление. 
В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые в результате разрешения налоговых споров, формируют правовые ориентиры во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности . 
К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного налогообложения на развитие сферы производства и потребления тех или иных товаров, вопросы повышения регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными, не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров. В этом и состоят главные проблемы совершенствования механизма налогообложения акцизами.  
В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

Что касается ставок акцизов  на нефтепродукты, то согласно Федеральному закону от 29.11.2012 № 203-ФЗ "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", налогообложение автомобильного бензина, дизельного топлива и прямогонного бензина с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года осуществляется по следующим налоговым ставкам:

 

 

Также, в перечень подакцизных  товаров включено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия (далее - топливо печное бытовое). Обязанность по уплате акциза возникает у лиц, совершающих с указанным подакцизным товаром операции, признаваемые объектом налогообложения акцизом, с 1 июля 2013 года, соответственно до 1 июля 2015 года налогообложение акцизом топлива печного бытового не осуществляется.

Таким образом, стоит  отметить, что налоговые ставки на подакцизные товары с каждый годом  только возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей  части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета.

Фискальная направленность акцизов на бензин (нефтепродукты) не вызывает сомнений, при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.

Хорошим решением для  совершенствования механизма налогообложения  акциза на нефтепродукты - это отмена транспортного налога, но государство не спешит это делать, стремясь повысить цены и убрать льготы. Но, я считаю, такая реформа устранила бы некоторые проблемы в механизме налогообложения акцизов на нефтепродукты:

1.Акциз будет уплачиваться в зависимости от количества потребленного топлива, создав ситуацию более справедливого распределения фискальной нагрузки: кто больше ездит, кто больше участвует в эксплуатации дорог, кто выбрасывает больше продуктов отработки топлива, тот и налогов больше платит.

2. Сокращается объем  работы для налоговых органов.

3. Акцизы, по сравнению  с транспортным налогом, характеризуются  большим уровнем собираемости.

Законодательная база в  сфере акцизов не совсем доработана. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Нормативный акт: НК РФ 2013

2. Налоги и налогообложение "НДС, акцизы, налог на прибыль" : [учебное пособие для студентов экономических специальностей] / М. И. Мигунова, И. В. Федоренко. - Красноярск : Поликом, 2010

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. Учебник для бакалавров. Гриф МО – 2012 . – 680 с.

4. Соловьев В. Акцизы в 2010 году // «Бухгалтерские вести» (приложение к газете «Деловой Петербург») – 2010. –   № 4. – С. 10-12.

5.Информационный ресурс : Консультант  плюс

6. Налоги и налогообложение. Учебник для бакалавров. Гриф МО. Поляк Г.Б. – 2013. – 463 с.

7. Налоги и налогообложение. Мамрукова О.И. - 8-е изд., перераб. - М.: 2010. — 310 с.

 

 

 

 


Информация о работе Акцизы на нефтепродукты: анализ действующего механизма и проблемы совершенствования