Акцизы. Методы расчета и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ;
2. Изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические и правовые основы акцизов
1.1.История возникновения акцизов……………………………………………5
1.2.Экономическая сущность акцизного налогообложения………………..10
1.3.Нормативно-правовая база акцизов……………………………………...14
2.Анализ действующего механизма исчисления акцизов в России
2.1.Роль акцизов в бюджете…………………………………………………..18
2.2.Элементы акцизов и их характеристика…………………………………21
2.3.Определение налоговой базы акцизов…………………………………...26
2.4.Порядок исчисления и уплаты налога……………………………………28
3.Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1.Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в РФ………………………………………………………………………………….34
3.2.Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов……………………………………………………38
Выводы и предложения
Список литературы……………………………………………………………….44
Приложение……………………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

курсовая работа-акцизы.docx

— 90.70 Кб (Скачать файл)

Казна определяла необходимое  ей количество спирта на текущий год  и затем распределяла 80% этого  количества между всеми винокуренными  заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось  в казну по ценам, устанавливаемым  Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну  с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами.

Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны  и буфеты высших разрядов имели право  продажи по свободной цене.

Вплоть до ХХ в. косвенное  налогообложение развивалось главным  образом по пути расширения перечня  подакцизных товаров, в тесной связи  с применением казенных монополий  на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение  распространилось столь широко, что  контроль над уплатой акцизов  многочисленными субъектами предпринимательской  деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась  вследствие роста расходов на налоговое  администрирование.[18]

 

1.2.Экономическая сущность  акцизного налогообложения

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей, так  основной упор при налогообложении  делается на налоги с дохода, что  объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют  регрессивный характер и поэтому  их широкое применение считается  нецелесообразным.[12]

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство  методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот  или иной акциз и в зависимости  от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Оптимальной ставкой налогообложения  по акцизам считается ставка, при  которой государство получает необходимые  ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Например, оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:

Экстерналии в расчете  на одну пачку сигарет:

Медицинское обслуживание

-0,37

Отпуск по болезни

-0,00

Групповые страховки

-0,06

Питание и уход

+0,25

Пенсия по старости

+1,84

Ущерб от пожаров

-0,01

Подоходный налог 

-0,61

Итого чистые экстерналии 

+1,03




 

 

 

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении  налогами товаров, употребление которых  приводит к дополнительным бюджетным  расходам.[11]

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и  экономия, получаемая обществом от употребления сигарет.

Статьёй 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья;

2)спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 %,за исключением виноматериалов);

4)  табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л. с);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.[3]

Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования  в  этом  плане  выступает алкоголь.

Неумеренная политика государство  в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может  привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение  алкоголя считается единственным действенным  методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении  алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять  во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит  от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют  сигареты - на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок - повышенные, во-первых, в перераспределительных целях - потребление данных видов табачных изделий в большей степени  присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях - курение  сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых "самокруток", так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства.[16]

Базой для расчета налога служит розничная цена одной сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается  продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к  расчету акциза.

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно  фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые  автомобили с объемом  двигателя больше 2500 кубических сантиметров  практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта  мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об  акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным  товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения  защиты отечественного производителя  и потребителя и сохранения конкурентоспособности  отечественных товаров…» Кроме  того, автомобили с двигателем такой  мощности можно причислить к предметам  роскоши, поэтому данный налог в  некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в  целом.[19]

Обложения акцизами определенных товаров, считающихся  вредными, или ассоциирующихся с  негативными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, а  также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с  загрязнением атмосферы) может отчасти  воспрепятствовать их потреблению. Такие косвенные результаты могут  стать дополнительным эффектом от внедрения  налога, однако большинство акцизов  вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

 

1.3.Нормативно-правовая  база акцизов

Товары, с которых взимаются  акцизы, обычно обладают общей характерной  чертой: спрос на эти товары малоэластичен  по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности  налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом  определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские  книги для взимания налога.

Впервые в России акцизы были введены в 1992 году (Законом „Об  акцизах“ от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом  новой налоговой реформы. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%. [1]

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они  заменили налог с оборота на отдельные  виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную  практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для  отнесения тех или иных групп  товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота  в предыдущие годы.

С 1993 г. из перечня подакцизных  товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены  акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).

Федеральным законом от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ в Закон „Об акцизах“ были внесены значительные изменения. Законом было определено, что вводятся акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

 

Начиная с 1997 г. по ряду изделий  акцизы устанавливаются не в процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены  акцизы на алкогольную продукцию  с учетом крепости, на пиво и табачные изделия.

Основным федеральным  законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических  и физических лиц является Налоговый  кодекс РФ (далее НК РФ). Он устанавливает  принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой  системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого  налогового правового пространства, порядок введения, изменения и  отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей. [20]

В соответствии с Федеральным  законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации  введена в действие с 1 января 2001 года. [2]

В настоящее время  главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления, порядок  и сроки уплаты налога.(все эти элементы представлены ниже) [3]

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны  методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы».

Федеральным законом  от 27.11.2010 № 306-ФЗ «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и закон Российской Федерации  «О налоговых органах Российской Федерации» внесены поправки в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. [6]

 

Закон вступил в  силу с 1 января 2011 года. В отношении  отдельных положений Законом  установлены особенности вступления их в силу: с 1 июля 2011 года и 1 августа 2011 года.

Всего можно выделить 6 основных поправок.

1) Уточнение перечня  подакцизных товаров (статья 181 НК  РФ).

В перечень подакцизных  товаров, указанных в статье 181 НК РФ, включен коньячный спирт. Кроме  того, конкретизированы понятия спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов и алкогольной  продукции. В частности, уточнено, что только лекарственные средства, прошедшие регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственные средства, изготавливаемые аптечными организациями, не рассматриваются как спиртосодержащая продукция. До 2011 г. в указанной норме значились еще лечебно-профилактические и диагностические средства. Кроме того, теперь указано, что в качестве подакцизной не будет рассматриваться парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно. [4]

К алкогольной продукции  отнесены пиво и напитки, изготавливаемые  на его основе.

Кроме того, в отдельные  виды подакцизных товаров выделены автомобили легковые и мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).

2) Включение в объекты налогообложения передачи спирта в структуре одной организации (статьи 182, 183 НК РФ).

С 1 августа 2011 года согласно внесенным в статью 182 НК РФ изменениям объектом обложения акцизами признается передача произведенного этилового  или коньячного спирта для дальнейшего  производства алкогольной или подакцизной  спиртосодержащей продукции между  подразделениями организации, не являющимися  самостоятельными налогоплательщиками. Акцизами также облагается передача в рамках одной организации произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, который в дальнейшем используется организацией для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции. Когда налогоплательщик передает ректификованный этиловый спирт, произведенный им из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции, то он освобождается от уплаты акциза (пп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ).[15]

Информация о работе Акцизы. Методы расчета и уплаты