Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование сущности, современного состояния и перспектив развития акцизного налогообложения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность акцизов;
2. определить роль акцизов в налоговой системе;
3. проанализировать порядок взимания акцизов;
4. исследовать зарубежный опыт организации акцизного налогообложения и возможности его применения в России;
5. исследовать основные проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения в России на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИЗОВ
1.1 Экономическая сущность акцизов 5
1.2 Современный порядок взимания акцизов 8
1.3 Роль акцизов в формировании бюджета РФ 13

2 ПРОБЛЕМЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Проблемные вопросы акцизного налогообложения 15
2.2 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 104.22 Кб (Скачать файл)

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставной (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а так же в качестве взноса по договору простого товарищества;

7) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;

8) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

9) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

10) получение денатурированного этилового спирта организацией

имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;

11) получение прямогонного бензина организацией имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;

12) передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта и коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции.

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые ставки, налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акцизной пошлины будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки, налоговая база представляет собой цену реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизных сборов. Размер акцизного налога будет определен путем умножения налоговой базы на ставку [1, C. 308].

Налоговым кодексом установлены единые на территории Российской Федерации  ставки для налогообложения подакцизной  продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная  ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной  стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива  по принципу снижения ставок на топливо  более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых  ставок акцизов в соответствии с  прогнозируемым индексом потребительских  цен.

Плательщики акцизных сборов обязаны самостоятельно высчитать сумму акциза, подлежащего уплате, и перечислить ее в федеральный и региональный бюджеты.

Производители и продавцы подакцизных товаров изначально считаются налогоплательщиками акцизных сборов, так как именно они перечисляют определенные установленные законом суммы акцизов в государственный и местный бюджеты. Однако следует правильно понимать, что при формировании конечной цены на подакцизный товар происходит следующее: к первоначальной цене на товар, установленной производителем, добавляется сумма акциза, которая затем и перечисляется в бюджет. В итоге, фактически плательщиками акцизов выступают конечные потребители.

Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-ro числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [1, C. 312].

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию за налоговый период в срок не позднее 25-ого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом - не позднее 25-ого числа третьего месяца, следующего за отчетным [1, C. 314].

Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.

Налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж, обязаны не позднее 18-ого числа текущего налогового периода представить в налоговый

орган по месту учета копии платежных документов, подтверждающих  
перечисление денежных средств; копии выписки банка, подтверждающей  
списание указанных средств с расчетного счета; извещение об уплате  
авансового платежа в четырех экземплярах [1, C. 319].

 

 

1.3 Роль акцизов в формировании бюджета РФ

 

 

Акцизы является косвенным налогом, который играет большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители товаров и услуг, как уже было сказано, продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством. Наиболее значимы косвенные налоги в виде НДС, таможенных пошлин, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов [29].

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд. рублей. Подробнее поступления налогов в бюджет отражает таблица 1.2, приложение А. Из таблицы видно, что поступления акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-июль 2012 г. по сравнению с 2011 увеличились на 33,9%, в федеральный бюджет - в полтора раза, бюджеты субъектов - на 21,2% [30].

Из 451,9 млрд. рублей:

1) 23,9% составили акцизы на табачную продукцию;

2) 28,3% - на автомобильный бензин;

3) 1,5% - на легковые автомобили и мотоциклы;

4) 16,2% - на дизельное топливо;

5) 0,3% - на моторное масло;

6) 0,9% - на вина натуральные без добавления спирта этилового;

7) 14,2% - на пиво;

8) 12,9% - на алкогольную продукцию.

Наиболее наглядно доли поступлений от каждого подакцизного товара отражены в рисунке 1,3.

 

Рисунок 1,3 - Поступление акцизов по подакцизным товарам*  
*Источник: составлено автором на основании [5].

 

Таким образом, основное назначение акцизов  в том, чтобы снизить потребление  социально вредных товаров, также  они являются одной из важнейших статей доходной части государственного бюджета.

 

2 ПРОБЛЕМЫ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

2.1 Проблемные вопросы акцизного  налогообложения

 

 

Рассмотрев динамику изменения  акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза повышаются примерно на 10%, заметнее это  повышение проявляется в отношении  алкогольной продукции, но потребление  алкогольной продукции с каждым годом растет, например, в 2008 г. потребление на душу население было 10 литров, а в 2012 г. - 13 литров, т. е почти в 2 раза. Это привело к росту розничных цен почти на 12%. Потребители, в свою очередь, обремененные финансовым кризисом, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество [26, C. 45].

В течение 2009 - 2010 гг. акциз на нефтепродукты оставался неизменным, тем самым государство облегчило налоговую нагрузку на производителей и покупателей, приобретающим нефтепродукты для дальнейшей перепродажи. Цена на бензин повышалась незначительно, это связано с переиндексацией уровня цен по отношению к росту инфляции, что является нормальной тенденцией для интенсивного экономического развития страны. Но уже в 2011 г. произошло повышение ставок примерно на 12%. Таким образом увеличились цены на бензин.

С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в  Налоговый кодекс, которые предусматривают  индексацию акцизов в 2013-2015 годах. Рост акцизов в 2013-2014 годах Минфин предлагает оставить на запланированном уровне, а в 2015 году - поднять в среднем на 20% [17, C. 34].

Ведомство предложило повысить акцизы на крепкий алкоголь и табак в 2015 году в среднем на 20% до 600 рублей за литр спирта. Акцизы на пиво в таком случае поднимутся на 11% до 20 рублей за литр. Чиновники подсчитали, что такое повышение позволит пополнить федеральный бюджет на 92,3 млрд. рублей, а региональные - 39,3 млрд. Заместитель главы ведомства Сергей Шаталов ранее заявлял, что в 2015 году рост акциза должен составить 12%.

Акцизы на табак будут самыми большими: сбор на сигареты может подняться  на 20% до 960 рублей за 1000 штук плюс 9% от стоимости, но не менее 1250 рублей. Рост акциза на сигары составит 51% до 128 рублей за штуку, а на сигариллы - на 50% до 1920 рублей за 1000 штук.

Согласно планам правительства  последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2013-2014 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро [28].

Минздрав РФ в 2014 году предлагает поднять  акциз на сигареты как минимум  до до 2000 рублей, в 2015 году - до 4000. В результате за три года акцизы должны вырасти в 11 раз, а ставка за одну пачку сигарет достигнет как минимум 78 рублей.

Увеличение акцизов на сигареты с 7,8 рубля до 78 рублей с каждой пачки  к 2015 году, как предусматривает правительственный  законопроект, по мнению специалистов Международного центра по налогам и  сборам, уведет в тень 35% табачного  рынка. Сегодня в России продается  около 400 млрд. сигарет в год почти  на $15 млрд., теневой оборот, по оценкам  производителей и оптовиков, не превышает 1% [29].

В Минздраве уверены, что повышение  цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей - в 2014 году и 1,08 трлн. рублей - в 2015 году. Эти деньги Минздрав намерен потратить на борьбу с курением, пишет «Финмаркет» со ссылкой на документ ведомства. Подробнее дополнительные доходы в государственный бюджет от акцизных сборов отражены на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 - Доходы от акцизов в государственный бюджет*

*Источник: составлено автором на  основании [18].

 

Директор департамента стратегического  анализа ФБК Игорь Николаев считает, что стремительное повышение  акцизов на табачные изделия не приведет к росту доходов в бюджет. По его словам, Минздрав производит расчеты  «на бумаге», исходя из текущих показателей  продажи сигарет, поэтому получается цифра 1 трлн. рублей и снижение потребления  табака. Однако в реальности все  происходит по-другому: легальное производство сигарет сокращается, увеличивается  доля контрафакта. В результате потребитель, в интересах которого повышают ставки по акцизам, страдает еще больше [28].

Можно взять за пример повышение акцизов на алкоголь. По данным Счетной палаты, за последние три года ставка акцизов на этиловый спирт и крепкий алкоголь увеличилась практически на 40%. При этом объем платежей по акцизам за этиловый спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной системы от акцизов на крепкую алкогольную продукцию - на 11%. Кроме того, по данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликеро-водочной продукции с 2000-го по 2012 год снизился в два раза.

Так что, по мнению экономистов, акцизы должны расти, но не в 11 раз. Эксперт также напоминает, что в России и так запланированы ускоренные темпы индексации роста акцизов - на 40% ежегодно.

Подводя итог, хотелось бы указать  на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия  государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование  налогообложения в сфере акцизов  является одним из важнейших условий  улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов [7, C. 8].

 


 

2.2 Основные направления совершенствования акцизного налогообложения


 

 

Совершенствование акцизного налогообложения  алкогольной продукции является одной из наиболее острых тем реформирования законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах. Это связано  с тем, что акцизы играют важную роль и в экономической, и в социальной сфере [4, C. 3].

Материальные предпосылки для  развития производства качественного  алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с  алкоголизмом через уничтожение  собственной легальной алкогольной  промышленности, либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных  производителей вин, повышая и пропагандируя  интерес к культуре потребления  вина, переориентируя население с  потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и  менее вредных для здоровья.

Информация о работе Акцизы: действующий порядок взимания и пути совершенствования