Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к организации и ведению бухгалтерского учета – от жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом осуществлен переход к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к организации и ведению бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основании установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….6
Раздел I Теоретические основы формирования и применения учетной политики предприятия
1.1 Понятие и основные принципы формирования учетной политики предприятия……………………………………………………………………...7
1.2 Допущения и требования при формировании учетной политике.................................................................................................................12
1.3 Раскрытие учетной политики предприятия……………………………….17
1.4 Изменение учетной политики……………………………………………...19
1.5 Внутренний и внешний контроль за выполнением учетной политики….21
1.6 Законодательное и нормативное регулирование формирования учетной политики………………………………………………………………………….22
1.7 Элементы учетной политики……………………………………………….26
Раздел II Практика применения учетной политики
2.1 Примеры применения учетной политики………………………………….29
Заключение…………………………………………….………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Мартыновой Ю.С. БФО.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что внедрение в отечественную  учетную практику требования приоритета содержания перед формой должно привести к признанию права бухгалтера на решение проблем учета на основе его профессионального суждения, широко практикуемого в западных странах.

Однако  на практике требование приоритета содержания перед формой в отечественном  учете по существу не признается. Работники  финансовых, налоговых, судебных органов  при рассмотрении спорных вопросов по проблемам учета решают их, как  правило, с формальных позиций, не признавая  за бухгалтером право на профессиональное суждение.

Требование  непротиворечивости обуславливает  необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета  на последний календарный день каждого  месяца.

Требование  рациональности означает необходимость  рационального введения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации.

Во исполнение данного требования необходимо изучить прежде всего возможности повышения уровня механизации и автоматизации учетных работ на всех этапах, начиная со сбора и регистрации информации (применение современных счетчиков, датчиков, измерительных устройств, мерной тары и т. п.). Следует также изучить рациональность структуры аппарата бухгалтерии, уровень квалификации каждого ее работника и т. д.

 

 

 

 

1.3 Раскрытие учетной политики

Под раскрытием учетной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация  должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового  положения, движения денежных средств  и финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие установленными требованиями.

Состав  и содержание подлежащей раскрытию  в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации  по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной  политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся  к опубликованным материалам.

Если  учетная политика организации сформирована, исходя из допущений, то эти допущения  могут не раскрываться в бухгалтерской  отчетности.

При формировании учетной политики организации исходя из допущений, отличных от предусмотренных  выше, такие допущения вместе с  причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если  при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения  непрерывности деятельности, то организация  должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она  связана.

Существенные  способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной  записке, входящей в состав бухгалтерской  отчетности организации в отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может  не содержать информацию об учетной  политике организации, если в последней  не произошли изменения со времени  составления годовой бухгалтерской  отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Изменение учетной политики.

Изменение учетной политики организации может  производиться в случаях: изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных правовых актов  по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации  или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности  информации; существенного изменения  условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано  с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией  производства, значительным расширением  или уменьшением объемов деятельности и т. д.

Не считается  изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном  для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой  применяется измененный способ ведения  бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными правовыми  актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим  законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Ретроспективный порядок отражения последствий  изменения учетной политики распространяется и на все другие случаи изменения  учетной политики.

При использовании  ретроспективного порядка исходят  из предположения применения измененного  способа ведения бухгалтерского учета с момента возникновения  фактов хозяйственной деятельности данного вида. 
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, исходя из предположения применения новой учетной политики с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Если  оценка последствий изменений учетной  политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть осуществлена с достаточной надежностью, то измененный способ ведения бухгалтерского учета  применяется в отношении соответствующих  фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного  способа (перспективно). 
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

 

 

1.5.Внутренний и внешний контроль за выполнением учетной политики.

Внутренний  контроль за выполнением учетной  политики обеспечивается службами внутреннего  аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов  различны: первая сосредоточивается  главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку  учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или  иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществляют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внутренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель - установление соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям законодательства.

Таким образом, формирование учетной политики относится  к компетенции главного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать  не только бухгалтеры, но и специалисты  других функциональных подразделений  и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

1.6 Законодательное и нормативное регулирование формирования учетной политики

Основным  документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных  операций, является учетная политика.

Сейчас  понятие учетной политики, основы ее формирования (выбора или разработки) и раскрытия устанавливаются  Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 6.10.2008 №106н, а также статьей 6 «Организация бухгалтерского учета  в организациях» Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.

ПБУ 1/2008 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила  формирования учетной политики организации  для целей бухгалтерского учета.

После вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль  организации» Налогового Кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ у организаций  возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения  и включению ее в систему внутреннего  нормативного регулирования.

Учетная политика организации для целей  налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения  ее соответствующим приказом или  распоряжением руководителя организации.

Применительно к налогу на прибыль и согласно статье 313 главы 25 НК РФ в учетной  политике для целей налогообложения  организация должна установить порядок  ведения налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений  организации.

В случае если организация начала осуществлять новые виды деятельности, она также  обязана определить и отразить в  учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Таким образом, на предприятии создается два  вида учетной политики: для целей  бухгалтерского учета и для целей  налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами.

Создавая  учетную политику, руководствуются  Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ. Согласно Закону, принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением  лица, ответственного за организацию  и состояние бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики используют ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 №154н.

Также используют ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 09.06.2001 №44н. В нем говорится о том, что применение способов отпуска материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Используют  также ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 30.03.2001 №26н. В учетной политике, в соответствии с ПБУ 6/01, устанавливаются активы принимаемые организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Информация о работе Учетная политика предприятия