Учетная политика предприятия и её развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ учетной политики организации.
Главными задачами - подробное рассмотрение учетной политики организации (ее содержания, способов (методов)составления); изучение нововведений, последовавших в результате реформирования бухгалтерского и налогового законодательства; выявление мер, сдерживающих эффективность принятой учетной политики, основных ошибок; оптимизация планирования учетной политики.
Итак, приступим к детальному изучению выделенных вопросов и достижению цели данной работы.

Содержание работы

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Учетная политика: понятие, сущность, структура 10
1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 10
1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы 15
1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура 21
2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе» 27
2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 27
2.1.1. Учет основных средств 28
2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС 33
2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА) 34
2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ) 36
2.1.5. Учет и списание товаров 42
2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 43
2.1.7. Учет кредитов и займов 45
2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 47
2.1.9. Резерв по сомнительным долгам 48
2.1.10. Учет по договорам на капитальное строительство 49
2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 50
2.1.12. Списание расходов будущих периодов 52
2.1.13. База распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 53
2.1.14. Списание коммерческих расходов 55
2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности 56
2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции 57
2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли 58
2.2. Учетная политика для целей налогового учета 63
2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета 66
2.2.2. Перечень амортизируемого имущества 68
2.2.3. Учет основных средств 69
2.2.4. Учет нематериально - производственных активов 71
2.2.5. Учет материально - производственных запасов 72
2.2.6. Учет и списание товаров 73
2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 73
2.2.8. Учет кредитов и займов 74
2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 75
2.2.10. Резерв по сомнительным долгам 76
2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов. 76
2.2.12. Списание расходов будущих периодов 77
2.2.13. Списание коммерческих расходов 77
2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг 78
2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка 81
2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия 85
Заключение 93
Список использованной литературы 96

Файлы: 1 файл

Учетная политика предприятия и ее налоговые последствия.rtf

— 797.31 Кб (Скачать файл)

Положение содержит следующие разделы:

  • Общие положения;
  • Формирование учетной политики;
  • Раскрытие учетной политики;
  • Изменение учетной политики.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами, в которых в настоящее время также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует также руководствоваться в решении вопросов ее выбора и обоснования являются:

  1. Ст.6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие с 28 ноября 1996 года (в ред. ФЗ от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ).
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденного приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 года.
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 декабря 2000 года № 94н (заменивший План счетов и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Министерства Финансов СССР от 1 ноября 1991 года № 56).
  4. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года № 4н.
  5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года № 60н.
  6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 (в редакции постановления Правительства РФЫ от 31 мая 2000 № 420).

В отношении Положения о составе затрат, заметим, что оно долгое время носило характер как бухгалтерского, так и налогового нормативного документа, поэтому использовалось в т.ч. и для обоснования тех или иных элементов учетной политики.

С 2000 года ситуация несколько изменилась:

  • введено в действие ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
  • отменена Инструкция по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности (Приложение 2 к приказу Минфина РФ от 12 декабря 1996 года № 97), в которой имела место ссылка на Положение о составе затрат.

С точки зрения содержания вопроса о составе затрат и их видов, введенное в действие ПБУ 10/99 дает определение различных видов расходов, признаваемых в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в т.ч. расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных. Таким образом, появляется новый документ по бухгалтерскому учету, зарегистрированный в Минюсте РФ, квалифицирующий различные расходы организации.

Следовательно можно сделать вывод о том, что в содержательном аспекте ПБУ 10/99 полностью заменяет Положение о составе затрат.

С юридической точки зрения необходимо напомнить, что согласно ст.3 Закона РФ «О бухгалтерском учете»: «Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ».

Положение о составе затрат представляет собой постановление Правительства РФ, что по формальному признаку может относить его к системе законодательства по бухгалтерскому учету.

Таким образом, Положение о составе затрат может быть исключено из бухгалтерского законодательства либо в случае прямой отмены документа, либо изменения приведенной выше нормы ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи со вступлением в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Положение о составе затрат с 2002 года перестает входить в систему законодательства по налогообложению.

 

 

 

 

1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура

 

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Пунктом 5 ПБУ 1/98 право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно -распорядительного документа.

При формировании учетной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.

Методические аспекты - это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.

Организационно - технические аспекты - приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско -  финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

В новом Положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании политики:

  • Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете».
  • Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. «Если такое намерение или необходимость существует, то финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и применяемая основа должна раскрываться» (параграф 23 Принципов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В случае ожидания прекращения деятельности предприятия, стоимость его активов, как правило, оказывается значительно ниже, чем в случае нормального его функционирования. Поэтому если у бухгалтера есть основания предполагать, что предприятие прекратит свое существование, он должен изменить учетные процедуры. В случае банкротства бухгалтер должен составить отчетность, исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.
  • Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
  • Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

    1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности введено ПБУ 1/98);
    3. Большую готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    5. Торжество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последующий календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.

Перечень случаев, когда возможно изменение учетной политики:

  • изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенное изменение условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.

Как видно, перечень возможных вариантов изменений условий деятельности, предусмотренных ПБУ 1/98, не является закрытым. Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией, оно должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (с начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Структура учетной политики

Учетную политику условно можно разделить на три раздела:

    1. Организационно - технический раздел. В нем нужно предусмотреть:
    1. рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет. Надо отметить, что для учетной политики 2002 года это особенно актуально, ведь с этого года все предприятия должны перейти на новый План счетов (Новый План счетов бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н).
    1. формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    2. формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;
    3. правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года № 105);
    4. порядок контроля за хозяйственными операциями.
    1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:
    1. способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
    1. порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
    2. перечень резервов, который будет составлять предприятие;
    3. порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.

Информация о работе Учетная политика предприятия и её развитие