Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то задачей данной работы является:
- определить содержание и дать определение учетной политики;
- разработать примерный проект учетной политики предприятия и показать порядок ее оформления и содержание;
- дать комментарии по пунктам разработанного проекта учетной политики и определить факторы, влияющие на их принятие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
1. Понятие и формирование учетной политики………………………………………5
2. Выбор способов ведения бухгалтерского учета
(вариантов учета и оценки объектов учета)……………………………………….....6
3. Выбор техники, формы и организации
бухгалтерского учета…………………………………………………………………..26
4. Раскрытие учетной политики……………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

учетная политика Максимов.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

- по отгруженной продукции—дебет счета 90 «Продажи» и кре­дит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

- по оплаченной продукции—дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В международной учетной практике используют, как правило, вто­рой метод учета продажи продукции (по моменту отгрузки) в соответ­ствии с принципом признания расходов и доходов по методу начисле­ния, требующего временного соотношения между доходами и расхо­дами. При первом же методе возникает временное несоответствие между доходами и расходами.

Признание момента продажи по работам долгосрочного харак­тера. В строительных, научных, проектных, геологических и других организациях, выполняющих работы долгосрочного характера, момент продажи может быть определен по законченным работам или по от­дельным этапам этих работ.

В первом случае учет продажи продукции в указанных организа­циях осуществляется по одному из указанных вариантов продажи про­дукции, работ, услуг.

При выборе варианта признания момента продажи по отдельным этапам выполненных работ организации используют счет 46 «Вы­полненные этапы по незавершенным работам».

По дебету счета 46 отражают стоимость принятых заказчиком законченных этапов работ в корреспонденции со счетом 90 «Про­дажи». Одновременно себестоимость законченных этапов работ списывается в дебет счета 90 с кредита счета 20 «Основное произ­водство».

Поступившие платежи отразятся по дебету счетов учета денеж­ных средств (51, 52 и др.) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

По окончании всех этапов работ учтенные на счете 46 затраты спи­сываются с кредита счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателя­ми и заказчиками». После этого ранее полученные авансы списыва­ются в кредит счета 62 с дебета счета 62. Суммы, полученные в окон­чательный расчет от заказчиков, отражаются по дебету счетов учета денежных средств с кредита счета 62.

Выбор способа распределения косвенных расходов между от­дельными объектами учета и калькулирования. Способы распреде­ления косвенных расходов зависят прежде всего от их вида. Обще­производственные и общехозяйственные расходы, например, распре­деляются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально основной заработной плате производственных ра­бочих, учтенной по этим объектам, или пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продук­ции (работ, услуг), как правило, пропорционально их производствен­ной себестоимости.

Выбор способа распределения косвенных расходов зависит от тех­нологических, организационных и ряда других особенностей пред­приятий. Так, например, косвенные расходы нецелесообразно распре­делять между объектами учета и калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, если уровень механизации труда существенно различается по отдельным производ­ствам, цехам, участкам, бригадам.

Выбор того или иного способа распределения косвенных расхо­дов направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимо­сти отдельных видов продукции, работ, услуг.

Если организация является многопрофильной и осуществляет не­сколько видов деятельности, то общепроизводственные и общехозяй­ственные расходы целесообразно распределять по видам деятельнос­ти пропорционально суммам выручки, полученным от каждого вида деятельности. Такой порядок распределения накладных расходов со­ответствует требованиям Инструкции по налогу на прибыль.

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирова­ния себестоимости продукции. В организациях применяют норма­тивный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) ме­тоды учета затрат и калькулирования фактической себестоимости про­дукции.

Нормативный метод учета затрат па производство и калькули­рования себестоимости продукции применяют, как правило, в отрас­лях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным про­изводством разнообразной и сложной продукции. Сущность его зак­лючается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникнове­ния отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции; фактическая себестои­мость продукции (3 ) определяется алгебраическим сложением сум­мы затрат по текущим нормам (З) с величиной отклонений от норм (О) и величиной изменений норм (И), т.е. по следующей формуле:

3=3 ±0±И.

При позаказном методе учета затрат и калькулирования себес­тоимости продукции объектом учета и калькулирования является от­дельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экс­периментальные работы. При изготовлении других изделий с длитель­ным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты и узлы, представляющие собой законченные конст­рукции1.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себесто­имости продукции применяют в производствах с комплексным исполь­зованием сырья, а также в таких отраслях промышленности с массо­вым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы последовательно проходят несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продук­ции и статьям калькуляции, но и по переделам. Различают бесполу-фабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости про­дукции.

Процессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях с ограничен­ной номенклатурной продукцией и в организациях, где    незавершен­ное производство отсутствует или же незначительно ( в

1 Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. профессора О.И. Волкова и доцента О.В. Девяткина. 3 изд. переработанное и переделанное. –М.: Инфра-М. 2006. с. 188

 

 

добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.). Примером может слу­жить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается.

Следует отметить, что в организациях могут применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и каль­кулирования себестоимости продукции. Например, в крупных орга­низациях в основном производстве могут применяться нормативный или попередельный методы; учет затрат по ремонтным работам осу­ществляется, как правило, по позаказному методу; во вспомогатель­ных производствах, вырабатывающих один или несколько однород­ных видов продукции (котельная, электроцех), применяется по процессный метод.

Создание резервов.

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в целях равно­мерного включения отчетного периода организации могут создавать резервы на:

- предстоящую оплату отпусков работникам;

- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам за год;

л ремонт основных средств;

- производственные затраты по подготовительным работам в се­зонных отраслях;

- предстоящие затраты по ремонту предметов проката;

- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществле­ние иных природных мероприятий;

- покрытие иных непредвиденных затрат и другие цели, предус­мотренные законодательством Российской Федерации и нормативны­ми правовыми актами Минфина России.

Фонды специального назначения создаются организацией обычно в соответствии с учредительными документами, в которых определяет­ся также порядок создания и использования специальных фондов.

Выбор варианта учета доходов и расходов от сдачи имущества в аренду

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ-10/99 доходы и расходы от сда­чи имущества в аренду могут учитываться:

а) в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности;

б) в составе операционных доходов и расходов.

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обыч­ным видом деятельности и поэтому расходы по этой деятельности учитываются на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы — на счете учета выручки (90).

При втором варианте сдача имущества в аренду не является пред­метом деятельности и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.

Выбор варианта учета долговых ценных бумаг. Действовавшим до 1 января 1999 г. Положением о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170, и прика­зом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами» от 15.05.97 г. № 2 (п. 3) предписывалось все фи­нансовые вложения организации, за исключением товарных векселей, принимать к учету в сумме фактических затрат для инвестора1.

С 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (3) установлено, что финансовые вложения принимаются к учету также в сумме фактических затрат для инвестора. Вместе с тем по долговым ценным бумагам разрешено раз­ницу между суммой фактических затрат на приобретение ценных бу­маг и номинальной их стоимостью в течение срока их обращения рав­номерно, по мере начисления причитающегося по ним дохода, отно­сить на финансовые результаты у коммерческой организации, или увеличение расходов у некоммерческих организаций, или уменьше­ние финансирования (фондов) у бюджетных организаций.

Если покупная цена долговых ценных бумаг выше их номиналь­ной стоимости, то при начислении дохода по долговым ценным бума­гам соответствующая часть разницы между покупной ценой и номи­нальной стоимостью списывается с кредита счета 58 «Финансовые вложения» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если покупная цена долговых ценных бумаг ниже их номиналь­ной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производят доначисление части разницы между покупной це­ной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг. При этом соответствующую часть разницы отражают по дебету счета 58 и кре­диту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Организации, действующие в качестве профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые     с     целью   получения    дохода от   их ре­ализации, по мере изменения

1       См. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н.

 

котировки на фондовой бирже.

Выбор варианта принятия государственной помощи к учету.

ПБУ 13/2000 предусмотрены два варианта принятия бюджетных средств к учету:

1) по мере фактического поступления бюджетных средств;

2)  при наличии следующих условий:

а) имеется уверенность в том, что условия предоставления бюд­жетных средств организацией будут выполнены;

б) имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут полу­чены.

При первом варианте поступившие денежные средства и Имущест­во отражают по дебету счетов учета денежных средств и имущества (51, 55,08, 10 и др.) и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте выделение бюджетных средств отражают как возникновение задолженности по дебету счета 76 «Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финан­сирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебе­ту счетов учета денежных средств и имущества (51, 55,08,10 и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении государственной по­мощи:

- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгал­терском учете в отчетном году;

- назначение и величина бюджетных кредитов;

- характер прочих форм государственной помощи, от которых орга­низация получает экономические выгоды;

- невыполнение на отчетную дату условия предоставления бюд­жетных средств и связанные с ними условные обязательства и акти­вы.

Выбор способа учета процентов по заемным средствам:

а) в составе первоначальной стоимости соответствующих активов;

б) в составе операционных расходов.

При первом варианте начисление процентов по заемным средствам разрешается учитывать по дебету следующих счетов:

08 «Вложения во внеоборотные активы» — по кредитам и займам, использованным на капитальные вложения (до момента списания сто­имости объектов со счета 08 на счета 01 «Основные средства» и 04 «Не­материальные активы»);

Информация о работе Учетная политика организации