Учетная политика организации: порядок формирования и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика учреждения - это совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, которая обеспечивает максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.
В связи с этим в данной работе необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть основные понятия и принципы построения учетной политики;
• уяснить требования и способы бухгалтерского учета, предъявляемые к учетной политике;
• ознакомиться с факторами, влияющими на выбор и обоснование учетной политики организации;
• изучить структуру учетной политики.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................3
Раздел 1.Сущность и формирование учетной политики в учреждении.................5
Раздел 2. Порядок формирования учетной политики............................................11
Раздел 3. Совершенствование учетной политики в учреждении..........................16
Заключение.......................................................................................................19
Практическая часть.........................................................................................21
Список используемых источников................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая бухучет.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.[10,c.89]

Нормативной базой учетной политики учреждений являются следующие документы:

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;
  • Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
  • ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.[19]

 

Раздел 2. Порядок формирования учетной политики

Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации.[11,c.234]

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой в организации учетной политике, является то, что она не должна противоречить принятым нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

  • выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.[5]

Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

  1. Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. Идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. Отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  6. Оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности все перечисленные этапы являются строго необходимыми: каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения, выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.[13,c.121]

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

На выбор способов ведения бухгалтерского учета влияют:

- правовой и организационно-экономический  статус (форма собственности, отрасль  и вид деятельности, организационно-правовая  форма, размеры организации);

- особенности деятельности (производственные, коммерческие, финансовые, управленческие);

- текущие и долгосрочные  цели предпринимательства (привлечение  дополнительных финансовых ресурсов, осуществление инвестиционных программ, укрепление конкурентных позиций  на рынке и т.д.);

- хозяйственная ситуация (развитость инфраструктуры рынка, состояние законодательства, благоприятность инвестиционного климата и др.);

- кадровое обеспечение (уровень  квалификации персонала, степень  понимания стоящих перед ним  задач и др.).[14,c.35]

При формировании учетной политики организации необходимо придерживаться следующих правил:

- организация должна выбрать  лишь один способ ведения учета  из нескольких, допускаемых законодательством  и нормативными актами по бухгалтерскому  учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не  установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;

- выбранный способ ведения  учета должен устанавливаться  организацией во всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной главной организацией;

- при ведении бухгалтерского учета организация должна обеспечивать: соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых исходя из правил, установленных законодательством, и условий хозяйствования. Значит, принятые правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и ни в коем случае не могут изменяться в течение отчетного года;

- данные правила должны  быть закреплены соответствующим  внутренним документом (приказом руководителя организации, утверждающим Положение об учетной политике);

- в случае, когда организация  не может сформировать достоверную  информацию об объектах исходя  из установленных правил бухгалтерского  учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.[15,c.76]

Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы (требование рациональности — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Таким образом, вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.[4] 
Раздел 3. Совершенствование учетной политики в учреждении

При совершенствовании учетной политики, как правило, решаются следующие задачи: поиск разумного компромисса между интересами участников учетного процесса; сближение требований различных учетных систем (российского бухгалтерского и налогового учета; российского учета и учета в соответствии с международными стандартами); систем учета организаций, входящих в группу взаимосвязанных организаций.

Современное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для пользователя реализуется в учетной политике предприятия.

Формирование и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета. Поэтому, говоря об учетной политике, следует отталкиваться от традиционных взглядов на метод учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из всей совокупности способов необходимо выбирать те, которые будут оптимальны для конкретной хозяйственной ситуации, реализуемой в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, функционирующего в условиях конкретной среды: правовой, экономической и т.д. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов и др., особенности использования этих приемов - все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.[17,c.5]

Подчеркнем, что учетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие для всех учреждений, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужно включать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативными документами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях. Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Положение по учетной политике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами, должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данное положение или приказ (стандарты учета), в которых описывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзя говорить об учетной политике как инструменте управления организацией.[12,c.56]

В результате анализа практики по формированию  учетной политики различных предприятий сформулированы рекомендации по совершенствованию организационно-технического аспекта:

- в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»  необходимо указывать в учетной  политике все формы первичных  документов, которые применяются  организацией для отражения фактов  хозяйственной деятельности, а также  закреплять и утвердить формы регистров бухгалтерского учета;

- рекомендуется разработать  и приложить к учетной политике  план проведения инвентаризации;

- в качестве приложений  к Учетной политике рекомендуется  разработать график документооборота, который обеспечивает взаимодействие  бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации;

-  необходимо разработать  Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции  работников бухгалтерии.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников бухгалтерии обычно включают в себя пять разделов:

- общие положения;

- функции; права и обязанности;

- ответственность;

- взаимоотношения (служебные  связи);

- организация работы.

Бухгалтерский учет, с точки зрения системы, отличается от любых технических систем наличием обширной законодательной базы. Бухгалтерский учет – это не только учет конкретных финансовых и материальных показателей деятельности предприятия, а учет, регламентированный законами, положениями и инструкциями.

В условиях рыночной экономики многие положения нормативной базы носят рекомендательный характер, при этом существуют различные варианты действий в зависимости от многих конкретных факторов работы предприятия и внешних условий.[18,c.9]

Кроме того, каждый руководитель и бухгалтер - это личность с определенными знаниями и представлениями о бухгалтерском учете. Поэтому, если бы можно было поставить эксперимент, в котором на одном и том же предприятии бухгалтерский учет вели бы два бухгалтера, то он наверняка был бы разным.

Следовательно, анализируя ситуации, делаем вывод, что учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. все это в целом представляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Информация о работе Учетная политика организации: порядок формирования и совершенствование