Учетная политика и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение учетной политики и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие учетной политики и ее формирование;
2. Изучить нормативную базу формирования учетной политики;
3. Изучить влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................2
Глава1. Основы формирования учетной политики
1.1 Понятие учетной политики, ее формирование...........................................4
1.2Учетная политика в целях бухгалтерского учета........................................8
1.3 Нормативная база формирования учетной политики...............................10
Глава 2. Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности.
2.1 Принципы формирования учетной политики предприятия....................14
2.2 Бухгалтерская отчетность: типовые формы отчетности..........................18
2.3Влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности...............................................................................................................27
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

    В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций:

   Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

    Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

   Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст.320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

 

 

 

 

1.3 Нормативная база формирования учетной политики.

   В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

   уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

    уровень - положения по бухгалтерскому учету;

 уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

   уровень - внутренние документы конкретной организации (указанная система закреплена в проекте Федерального закона).

   Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.3 ст.5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

   Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

   «Изобретенный» организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатов организаций.

   При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.д., или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

    Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по б/у правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснении к бухгалтерской отчетности. Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете»: «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о б/у». Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано. Согласно п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»: «…применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление факторов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации».

   Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

   Так, например, согласно ст. 11 НК РФ: «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

   Таким образом, если организация, используя инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учета, что в свою очередь будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в НК РФ, будет для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время.

   Следовательно, учетная политика организации может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

   Начиная с 1995 года, организации формируют свою учетную политику в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.

    Вопросы учетной политики организации прописаны в документах всех четырех уровней нормативной системы регулирования бухгалтерского учета:

  1. законодательный уровень. Определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, порядок регулирования, организации и ведения учета;
  2. нормативный уровень. Устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета;
  3. методический уровень. Документы этого уровня носят рекомендательный характер;
  4. организационный.

    Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

  1. Законодательные акты:
    1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г №129-ФЗ (ред. от 26 марта 2007г.);
    2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998г. №283;
    3. Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. №34н (ред. от 26 марта 2007г.);
  2. Национальные стандарты бухгалтерского учета:
    1. ПБУ 1/08 "Учетная политика организации". Положение по бухгалтерскому учету. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ 6 октября 2008г. №106н;
    2. ПБУ 5/01 "Учет материально производственных запасов". Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001г. №44н (ред. от 26 марта 2007г.);
    3. ПБУ 9/99 "Доходы организации". Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №32н (ред. от 27 ноября 2006г.);
    4. ПБУ 10/99 "Расходы организации". Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999г. №33н (ред. от 27 ноября 2006г.);
    5. ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001г. №26н (ред. от 27 ноября 2006г.);
    6. ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007г. №153н;
    7. ПБУ 15/08 "Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание". Утверждено Министерством финансов РФ от 6 октября 2008г. №107н;
    8. ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Утверждено Министерством финансов РФ от 10 января 2002г. №126н (ред. от 27 ноября 2006г.);
    9. ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994г. №167н;
  3. Документы рекомендательного характера:
    1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н (ред. от 18 сентября 2006г.);
    2. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000г. №60н (ред. от 4 декабря 2002г.);
    3. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 2002г. №135н;
    4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждено Министерством финансов РФ от 13 июня 1995г. №49.

 

 

 

 

Глава 2: Взаимосвязь  учетной политики и бухгалтерской отчетности.

2.1 Принципы  формирования учетной политики  предприятия.

   При формировании учётной политики предполагается что:

- активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

- организация  будет продолжать свою деятельность  в обозримом будущем и у  неё отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или  существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

   - принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому (допущение последовательности применения учётной политики);

   - факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определённости факторов хозяйственной деятельности).

    Учётная политика организации должна обеспечивать:

   - полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности (требование своевременности);
  •   - большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

   - отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

  - тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам  синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);2

  Принятая организацией учётная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

    Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учётной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется изменённый способ ведения бухгалтерского учёта.

   Последствия изменения учётной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учёту, отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учётной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчётному, не может быть произведена с достаточной надёжностью.

   При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учётной политики следует исходить из предположения, что изменённый способ ведения бухгалтерского учёта применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учётной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчётность за отчётный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчётному.

   Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчётности. При этом никакие учётные записи не производятся.

   В случае, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учётной политики в отношении периодов, предшествующих отчётному, не может быть произведена с достаточной надёжностью, изменённый способ ведения бухгалтерского учёта применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа.

  Изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчётности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учётной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчётного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчётность за отчётный год); указание на то, что включённые в бухгалтерскую отчётность за отчётный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчётному, скорректированы.

 

2.2 Бухгалтерская отчетность: типовые  формы отчетности.

 

 Бухгалтерская отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Информация о работе Учетная политика и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности