Учетная политика ГМУ (бюджетный учет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы в настоящее время является очень актуальной, так как в учетной политике отражаются все особенности организации бухгалтерского и налогового учета государственных (муниципальных) учреждений. Данная проблема становится более актуальной в период реформирования бюджетной системы.
Целью курсовой работы является изучение методики и методологии составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.

Файлы: 1 файл

курсовая бюджетный.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению  бухгалтерского учёта. В настоящее время бюджетная сфера находится в стадии активного реформирования, все действующие бюджетные учреждения преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения обладают большими правами, чем раньше. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.

Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа  трудно переоценить в период реформы  бюджетных учреждений. Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.

Целью данной работы является обоснование  возможности и необходимости  применения термина «учетная политика»  в сфере бюджетного учета, а также  выделение наиболее актуальных проблем, связанных с практическим внедрением учетной политики в бюджетных  учреждениях.

В рамках данной работы бюджетный  учет рассматривается более узко - как бухгалтерский учет (процесс  выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации) исполнения смет доходов и расходов учреждений и организаций, содержащихся за счет средств бюджетов различных  уровней.

В этом случае в качестве задач  политики учета бюджетного учреждения называются закрепление базовых  принципов организации и ведения  бухгалтерского учета, планирование деятельности бюджетного учреждения, своевременное предупреждение отрицательных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и реализация внутрихозяйственных резервов, контроль за наличием и движением как бюджетных, так и внебюджетных средств, их целевым назначением и рациональным использованием.

Подобная трактовка не является обоснованной, а перечень задач политики учета - исчерпывающим, отличающим его  от задач учетной политики. Кроме  того, задачи политики учета, названные  исследователями, не отличаются от ряда функциональных обязанностей руководителей  бюджетных учреждений. Поэтому оставим  идентифицируемую всеми отечественными и зарубежными экономистами-исследователями  и практиками дефиницию учетной  политики и используем ее в сфере  бюджетного учета.

Тема данной курсовой работы в настоящее время является очень актуальной, так как в  учетной политике отражаются все  особенности организации бухгалтерского и налогового учета государственных (муниципальных) учреждений. Данная проблема становится более актуальной в период реформирования бюджетной системы.

Целью курсовой работы является изучение методики и методологии  составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить нормативно-правовую  базу, регламентирующую составление  и применение учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.

- Исследовать методику  составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений в целях бухгалтерского учета.

- Изучить методологию  составления учетной политики  для целей налогообложения.

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования учетной политики в  государственных (муниципальных) учреждениях

1.1 Нормативно-правовые аспекты   формирования учетной политики  государственных учреждений

 

Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам  особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения  и организации бухгалтерского учета  исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей  деятельности.

Единые правила и принципы учетного процесса определены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Данным документом утвержден Единый План счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,  Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению.

Данный документ является базовым для всех без исключения субъектов учета и формирует  первый уровень нормативных правовых актов, определяющих с  2011 года вопросы  организации и ведения бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. При этом учетная политика является документом 4-го уровня, но ее формирование осуществляется на основании  документов вышестоящих уровней.

Учетная политика является одним  из основных документов, устанавливающих  правила ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении. Поэтому ее составление так важно  в его финансово- хозяйственной  деятельности. В статье приведем общие  рекомендации по разработке учетной политики для целей организации бухгалтерского и налогового учета.

Уровень

регулирования

Вид документа

1-ый уровень

Бюджетный кодекс РФ, Национальные стандарты – Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н)

2-ой уровень

Отраслевые стандарты

3-ий уровень

Рекомендации и методические указания уполномоченного органа власти (приказы  Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н, от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н)

4-ый уровень

Стандарты экономического субъекта –  учетная политика учреждения, график документооборота и иные локальные  документы


Таблица 1. Уровни нормативно-правового регулирования

К первому уровню нормативно-правового  регулирования деятельности относятся  так же Конституция РФ, Налоговый, Гражданский Кодексы, Федеральный  закон об автономных учреждениях  от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ, Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, а так же важное место занимает Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

К обязательному применению всеми без исключения государственными (муниципальными) учреждениями подлежат документы 1-го уровня. Кроме  того, на учреждения в той или иной сфере  деятельности распространяется действие отраслевых стандартов, принимаемых  по согласованию с уполномоченным органом  власти. Разработка данных стандартов предусмотрена новым законопроектом «О бухгалтерском учете».

Нормативные правовые акты 3-го уровня подлежат применению соответствующими типами учреждений1:

 

Наименование документа

Сфера применения

1. Приказ Минфина России от 06.12.2010  № 162н «Об утверждении Плана  счетов бюджетного учета и  Инструкции по его применению»

1. Казенные учреждения 

2. Бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных  средств (приказ № 162н применяется  до перехода на получение субсидий  на выполнение государственных  (муниципальных) заданий) 

3. Бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии  с п.7 ст.9.2 Федерального закона  «О

некоммерческих организациях» полномочия соответствующего органа власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом (учет по приказу № 162н организуется и ведется отдельно от учета в рамках основной деятельности и только в части исполнения указанных обязательств)

2. Приказ Минфина России от 28.12.2010  № 191н «Об утверждении Инструкции  о порядке составления и представления  годовой, квартальной и месячной  отчетности об исполнении бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации»

1. Приказ Минфина России от 16.12.2010  № 174н «Об утверждении Плана  счетов бухгалтерского учета  бюджетных учреждений и Инструкции  по его применению»

Бюджетные учреждения, исключенные из реестра бюджетополучателей и переведенные на финансирование через предоставление субсидий на возмещение нормативных  затрат на выполнение государственного (муниципального) задания

2. Приказ Минфина России от 25.03.2011  № 33н «Об утверждении Инструкции  о порядке составления, представления  годовой, квартальной 

бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»  (на дату подготовки материала  документ находится на государственной  регистрации в Минюсте России)

1. Приказ Минфина России от 23.12.2010  № 183н «Об утверждении Плана  счетов бухгалтерского учета  автономных учреждений и Инструкции  по его применению»

Автономные учреждения

2. Приказ Минфина России от 25.03.2011  № 33н «Об утверждении Инструкции  о порядке составления, представления  годовой, квартальной 

бухгалтерской отчетности государственных  (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (на дату подготовки материала документ находится на государственной регистрации в Минюсте России)


 

Таблица 2. Применение нормативно-правовых актов 3-го уровня

Единые принципы учета  для всех без исключения государственных (муниципальных) учреждений определены приказом Минфина России от 01.12.2010 №  157н. Именно в соответствии с данным документом решаются все базовые вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета (Единый план счетов, требования к организацию и ведению учетного процесса, распределение всего имущества на те или иные активы, правила оценки активов и обязательств и т.д.). Именно поэтому все нововведения с 2011 года

будут рассмотрены  на основе Инструкции № 157н.

Документы же 3-го уровня определяют особенности организации и ведения  учета отдельными типами учреждений. Приказами Минфина России № 162н, № 174н, № 183н устанавливаются Типовые  планы счетов (для каждого типа учреждений), особенности документального  оформления операций, а также особенности  корреспонденции счетов. Положения  данных документов учтены в комментариях к соответствующим пунктам Инструкции № 157н. Все иные документы в сфере  регулирования бухгалтерского учета (Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ) и др.) на государственные (муниципальные) учреждения не распространяются. Это определено приказом Минфина России от 25.10.2010 № 132н «О внесении изменений в нормативные  правовые акты по бухгалтерскому учету».

Исключение составляют Методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России  от 13.06.1995 № 49. Данный документ вправе применять  все типы учреждений и участники  бюджетного процесса.

В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н с 1 января 2011 года ст.4, слова «бюджетных учреждений» заменены на «государственных (муниципальных) учреждений».   

С 1 января 2011 года в соответствии с Инструкцией № 157н государственные (муниципальные) учреждения как субъект  учета в целях организации  и ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете и нормативными актами, регулирующими  бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 1 декабря 2010 г. N 157н г. Москва "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов  государственной власти (государственных  органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных  академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"  утвердил Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению для органов власти, государственных внебюджетных фондов, государственных академий наук и, что наиболее важно, для автономных, бюджетных и новых казенных государственных (муниципальных) учреждений.

Этот документ принят в рамках нормативного регулирования  порядка осуществления бухгалтерского учета в связи с совершенствованием организационно-правового положения  учреждений. Приказ Минфина России устанавливает обязательные общие  требования к порядку ведения  бухгалтерского учета учреждений, составляющих государственный сектор. И вместе с этим с 1 января 2011 года прекращается действие Инструкции по ведению бюджетного учета, утвержденной  30 декабря 2008 года.

С введением Единого плана счетов, в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений вновь появились такой объект учета, как расходы будущих периодов. С момента появления в 2005 году Инструкции по бюджетному учету, бухгалтера могли использовать только соответствующий счет по учету доходов будущих периодов. Таким образом, Единый план счетов постановил «статус-кво» при формировании сведений, как по доходам, так и по расходам в будущих периодах.

Новая Инструкция по применению Единого  плана счетов регулирует следующие  положения. Во-первых, это основные принципы ведения бухгалтерского учета, например, обязательность применения метода двойной записи, метода начисления, полноты, своевременности и достоверности  отражения информации, допущения  непрерывности деятельности учреждения. Во-вторых, обозначены основные требования к формированию и применению первичных  документов и регистров бухгалтерского учета. В-третьих, приведены правила  признания, оценки, группировки учреждениями объектов учета (имущества, расчетов, финансовых результатов). В-четвертых, вводятся обязательные положения по формированию учреждением  учетной политики.

Так, Инструкцией предусмотрено, что  казенное, бюджетное или автономное учреждение в целях организации  бухгалтерского учета формирует  учетную политику, которая отражает особенности организации и ведения  бухучета, исходя из его структуры  и отраслевых особенностей основного  вида деятельности (основных услуг). Для  этого актами учреждения как минимум  утверждаются: рабочий план счетов бухучета, методы оценки отдельных  видов имущества и обязательств, порядок проведения их инвентаризации, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок  организации и проведение внутреннего  финансового контроля.

Казенное, бюджетное или автономное учреждение обязано разработать  собственный рабочий план счетов – на основе соответствующего Типового плана счетов и Инструкции по его применению.

Коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

– в 1–17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

Информация о работе Учетная политика ГМУ (бюджетный учет)