Учетная политика для целей управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:53, реферат

Описание работы

Нормативного определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, поэтому организации необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего нормативного документа. Учетная политика для целей управленческого учета разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики ее деятельности.
Основными задачами управленческой учетной политики являются формирование управленческой отчетности, которая была бы максимально полной и удобной в анализе для руководителей и менеджеров подразделений организаций и определение способа расчета показателей, на достижение которых мотивируются руководители этих подразделений.

Файлы: 1 файл

моя статья.docx

— 24.83 Кб (Скачать файл)

          УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА.

                                                                             Выполнила:ст-ка5Бух.уч,2гр.Сулейманова Х.

                                                                             Проверила: Раджабова М.М.

Нормативного  определения понятия «учетная политика для целей управленческого учета» не существует, поэтому организации  необходимо самостоятельно определить содержание и сферу применения внутреннего  нормативного документа. Учетная политика для целей управленческого учета  разрабатывается исходя из информационных потребностей организации и специфики  ее деятельности.

     Основными  задачами управленческой учетной  политики являются формирование  управленческой отчетности, которая  была бы максимально полной  и удобной в анализе для  руководителей и менеджеров подразделений  организаций и определение способа  расчета показателей, на достижение  которых мотивируются руководители  этих подразделений.

     Формирование учетной  политики организации осуществляется  работником, на которого возложена  ответственность за организацию  и ведение управленческого учета.  При этом утверждаются выбранные  организацией варианты учета  и оценки объектов учета; рабочий  план счетов управленческого  учета; форма первичных документов  и учетных регистров, используемых  в управленческом учете; перечень  центров затрат и центров ответственности;  методы калькулирования себестоимости  продукции для соответствующих  центров затрат и центров ответственности;  порядок контроля за хозяйственными  операциями; другие решения, необходимые  для организации управленческого  учета [1].

     Принципы формирования  учетной информации для бухгалтерской  финансовой отчетности и налогообложения  установлены в Положении по  бухгалтерскому учету «Учетная  политика организации» (ПБУ 1/2008), где сказано, что «под учетной  политикой понимается принятая  ею совокупность способов ведения  бухгалтерского учета первичного  наблюдения, стоимостного измерения,  текущей группировки, итогового  обобщения фактов хозяйственной  деятельности». 
Бухгалтерский раздел учетной политики должен предусматривать и обоснованно использовать один из возможных вариантов (способов): списания расходов на затраты по производству продукции; начисления амортизации основных средств; погашения первоначальной стоимости нематериальных активов; метод оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и прочем выбытии; метод оценки незавершенного производства; метод включения затрат в себестоимость проданной продукции (работ, услуг) или метод признания затрат в качестве расходов на обычную деятельность и другие методы.[2]

    Целью разработки учетной  политики является создание комплекса  взаимосвязанных между собой  документов, обеспечивающих единство  методики при организации и  ведении бухгалтерского, налогового  и управленческого учета на  предприятиях, повышение качества  и достоверности всех видов  отчетности, предоставление полезной  и оперативной информации руководству  для принятия обоснованных управленческих  решений. М.С. Кузьмина управленческую  учетную политику понимает как  совокупность регламентных внутрифирменных  процедур информационного обмена, направленных на принятие управленческих  решений для достижения целей  организации.[3].

По моему мнению, под учетной  политикой для целей управленческого  учета следует понимать принятую организацией совокупность способов ведения  управленческого учета, обеспечивающих возможность принятия эффективных  управленческих решений. В связи  с тем, что управленческий учет охватывает все компоненты менеджмента, представляется необходимым и целесообразным разрабатывать  учетную политику для целей управленческого  учета. Она должна включать в себя следующие основные составляющие: организационный, методический и технический аспекты. Разработка УПУУ будет зависеть от специфики производства и потребляемых ресурсов, особенностей организации  управления, правовых норм предпринимательской  деятельности, определенных учредительными документами, а также текущими и  долгосрочными целями предпринимательства.

   Совершенствование учетной  политики организации – сложный  процесс, предлагающий изучение  особенностей деятельности организации,  анализ действующего законодательства, проведение экономических и финансовых  расчетов [4].

Учетная политика организации затрагивает  те элементы учета, которые входят в  систему управленческого учета. Поэтому рационально обратить внимание следует на такие элементы как: способы  начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, способы оценки израсходованных  материалов, учет затрат на производство и выпуск продукции, формирования расходов по обычным видам деятельности на счетах дуалистической системы.

Способ начисления амортизации  по основным средствам и нематериальным активам схожи в учетной политике для управленческого и финансового  учета, поэтому не стоит их отражать дважды.

Относительно материально-производственных запасов управленческая учетная  политика дает возможность выбора из большего числа способов оценки израсходованных  материалов, которые используются в  международной практике и не запрещены  на территории РФ, таких как: ХИФО, ЛОФО, перманентной переоценки, по твердым  ценам, ценам концерна, ценам приобретения, ценам дня, учетным ценам.

Важными элементами учетной политики по учету затрат на производство и  выпуск продукции являются: определение  перечня центров затрат; установление расходов по каждому центру затрат; выбор ответственных за расходы  по каждому центру затрат; выбор  способа группировки затрат и  списания затрат; выбор перечня статей калькуляции; выбор способа оценки незавершенного производства; выбор  способа оценки готовой и отгруженной  продукции; выбор трансфертных цен; выбор варианта сводного учета затрат на производство; выбор способов распределения  косвенных расходов между от¬дельными  объектами учета и калькулирования; выбор методов учета затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции.[5].

Внутренняя управленческая отчетность — это форма представления  сведений, существенных для выбора определенного варианта действий из множества альтернативных. Состав и  содержание отчетных показателей, форма  и сроки их представления устанавливаются  организацией самостоятельно и зависят  от вида ее экономической деятельности, организационно-правовой формы, стратегии  и тактики управления, квалификации управленческого персонала и  других специфических особенностей каждого хозяйствующего субъекта [6]. 
     При разработке внутренней отчетности необходимо стремиться к тому, чтобы она была: 
— достоверной и сопоставимой по различным периодам времени; 
— полезной для принятия соответствующих управленческих решений; 
— представлена в объеме, необходимом и достаточном для проведения анализа. 
Необходимость построения управленческой отчетности, исключающей дублирование одних и тех же показателей, требует их четкой классификации.

Так, Н. Адамовым и Г. Адамовой предложена классификация по следующим критериям: 1) по форме представления (табличные, графические, текстовые); 2) по видам  деятельности (отчеты по закупке и  заготовлению, отчеты по производству, отчеты по реализации); 3) по уровню представления (отчеты для высшего руководства, отчеты для менеджеров структурных  подразделений, отчеты для менеджеров низшего звена); 4) по объему информации (оперативные отчеты, текущие отчеты, сводные отчеты); 5) по содержанию (комплексные  отчеты, отчеты по ключевым позициям, аналитические отчеты). 
    В.Ф. Палий классифицирует управленческие отчеты по следующим признакам: 1) по содержанию информации (внутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические; 2) по уровням управления (оперативные отчеты, текущие и сводные отчеты); 3) по объему информации (сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты; 4) по формам представления (табличные, графические и текстовые)[7]. 
Наряду с вышеперечисленным, считаем целесообразным включить в классификацию управленческой отчетности следующие признаки: 1) по стабильности функционирования предприятия (отчеты, сформированные в условиях определенности и отчеты, составленные в условиях неопределенности); 2) по фактору времени (перспективные, текущие и оперативные). 
Информация управленческого учета, трансформирующаяся в показатели внутренней отчетности, предназначена различным группам пользователей внутри организации, нацеленных и уполномоченных на принятие взвешенных управленческих решений. В этой связи, представляется целесообразным выделение таких групп пользователей: 
— высшее руководство; 
— менеджеры среднего уровня; 
— менеджеры низшего уровня. 
В управленческих отчетах, адресованных высшему руководству организации, должно найти отражение: 
— фактически достигнутых результатов производственной, инвестиционной, финансовой и других видов деятельности как по организации в целом, так и по отдельным структурным подразделениям; 
— оценка внутренних и внешних факторов, повлиявших и влияющих на результаты выполнения целей организации; 
— плановые и прогнозные индикаторы развития организации на предстоящий период фин 
Руководителям структурных подразделений в управленческой отчетности следует представлять: 
— показатели деятельности структурных подразделений и результаты их аналитической обработки; 
— информацию планового и прогнозного характера по предприятию в целом, и по отдельным структурным звеньям; 
— необходимую информацию о смежных подразделениях и контрагентах. 
Менеджерам низшего звена управления, ответственным за определенные участки деятельности, необходимо получать и анализировать информацию: 
— об этой деятельности через систему синтетических и аналитических показателей; 
— связанную с прогнозными оценками внутренних и внешних факторов; 
— прочую информацию, способную оказать влияние на формирование итоговых результатов деятельности. 
Автоматизация учетно-аналитических процедур является последним этапом внедрения системы управленческого учета, она призвана обеспечить упрощение процесса сбора, обработки и систематизации информации, а также доступность информации в любой момент времени. Проблемой в организации управленческого учета является подмена системы управленческого учета постановкой системы автоматизации. Не преуменьшая роли качественной программы, заметим, что постановка системы управления предприятием и внедрение информационных технологий в компании — это не одно и то же. По данным исследований Andersen Consulting, только 8% крупномасштабных проектов по внедрению информационных технологий завершаются успешно и полностью соответствуют заданным требованиям, только в 16 проектах из 100 соблюдаются стоимостные и временные рамки, а также обеспечивается надлежащее качество. Превышение заранее согласованной цены подобного рода проектов составляет от 100% до 200%, а 34% времени затрачивается на исправление ошибок. Для того, чтобы попасть в эти 8%, необходимо: определить цели и задачи, для решения которых идет процесс внедрения автоматизированных систем управленческого учета; оценить степень автоматизации управленческого учета на предприятии; выполнить такие организационные мероприятия, как описание происходящих на предприятии бизнес-процессов, изучение состава организационных и финансовых структур, определение количества подразделений и выполняемых ими функций и т. п. 
При определении требований к будущей системе автоматизации должны быть задействованы представители всех служб, которые в дальнейшем будут потребителями информации этой системы. Осуществляя выбор программы автоматизированного ведения управленческого учета, следует принимать во внимание: 
— уже имеющиеся на рынке и популярные среди специалистов по управленческому учету программы; 
— доступность программного обеспечения; 
— способность программы адаптироваться к особенностям деятельности того или иного предприятия; 
— возможность обучения сотрудников; 
— пригодность программы для дальнейшего совершенствования.

Можно сделать вывод о том, что  база системы управления в организации  должна формироваться именно на основе учетной политики с учетом цели и  задач управленческого учета. Составляя  учетную политику для целей управленческого  учета, организации обеспечивают управленческий аппарат информацией используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. 

1) Кондраков, Н.П., Иванова  М.А. Учетная политика организации  для целей управленческого учета  // Бухгалтерский управленческий  учет: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 2009. Гл.6. С.215-227.

2) Иванова Ж. А. Учетная политика для целей управленческого учета// ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

3) Кузьмина М.С. Формирование управленческой учетной политики // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 4. — С.73.

4) Соколова О.В.  Роль учетной политики в управлении  организацией и ее взаимосвязь  с управленческим учетом // Бухгалтерский  учет в сельском хозяйстве. 2011. №3. С.25-27.

5) Чубарова Ю.С., Полонская О.П. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА  ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА.

6) Юдина Л.Н.  Управленческая отчетность организации  // Экономический анализ: теория и  практика — 2007 — № 15 — С.7.

7) Палий В.Ф. Организация  управленческого учета. — М.: Бератор-Пресс, 2003.

 


Информация о работе Учетная политика для целей управленческого учета