Учет экспортных и имортных опериций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН в таможенной статистике Республики Беларусь учет ввоза и вывоза товаров осуществляется на основании общей системы учета внешней торговли. При этом учитываются следующие категории товаров.
Импорт:
– товары, ввозимые для свободного обращения;
– реимпортируемые товары;

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 160.07 Кб (Скачать файл)

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ И                                ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

 

1.1 Порядок проведения экспортных и импортных операций в Республике Беларусь

 

 

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН в таможенной статистике Республики Беларусь учет ввоза и вывоза товаров осуществляется на основании общей системы учета внешней торговли. При этом учитываются следующие категории товаров.

Импорт:

– товары, ввозимые для свободного обращения;

– реимпортируемые товары;

– товары, ввозимые для переработки  на таможенной территории;

– товары, ввозимые после  переработки вне таможенной территории;

– товары, ввозимые для переработки  под таможенным контролем;

– товары, ввозимые на территорию страны в соответствии с режимом  реэкспорта;

– товары, ввозимые на государственную  территорию РФ в свободные таможенные зоны и на свободные склады;

– ввозимые товары, от которых  лицо отказывается в пользу государства;

– иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;

– товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и  более.

Экспорт:

– товары, вывозимые в  соответствии с таможенным режимом  экспорта;

– ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые  за границу страны в соответствии с таможенным режимом экспорта;

– товары, вывозимые после  переработки на таможенной территории;

– товары, вывозимые после  переработки под таможенным контролем;

– товары, вывозимые для  переработки вне таможенной территории;

– товары, вывозимые с  территории страны в соответствии с  режимом реэкспорта;

– товары, вывозимые за границу  страны из свободных таможенных зон  и со свободных складов;

– иностранные и российские товары, вывозимые за границу страны из магазинов беспошлинной торговли;

– товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и  более.

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических  отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения[4, с. 267].

В этой связи значительный интерес представляет изучение как  теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в  международном товарообмене, факторы  конкурентоспособности отдельных  стран на мировом рынке, так и  объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Беларуси и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной  на активное участие в мировой  торговле.

Построение внешнеэкономических  отношений государства базируется на двух основополагающих моделях международной  торговли, ориентированных на экономический  рост государства. Первая из них основывается на идее промышленного импортозамещения. Эта модель во главу угла ставит развитие внутреннего рынка промышленных товаров. В противовес данной модели вторая концепция основана на максимальном использовании преимуществ международной промышленной специализации и кооперации с целью расширения экспорта местной промышленной продукции [7, с. 132].

Все современные исследователи-экономисты признают тот факт, что именно экспорт  является сегодня тем «мотором», который вносит наибольший вклад  в развитие мировой экономики. Развитие экспорта создает условия для  обеспечения экономической, технологической, продовольственной и финансовой безопасности страны. В наши дни  на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством.

Экспорт – это передача резидентом  товаров (в том числе  по сделкам,  не связанным с перемещением через Государственную границу  РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты  интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг   на возмездной основе нерезиденту.

В настоящее время порядок  проведения внешнеторговых операций в  Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-законодательными актами:  Указом Президента РБ № 178 от 28.03.2008 г. «О порядке проведения и контроле внешнеторговых операций последующими Указами президента РБ, внесшими в данный указ изменения  и дополнения:  Указы Президента РБ № 52 от 23.01.2009 г.,  № 104  от 19.02. 2009 г.,  № 347 от 9.08.2011г.» (далее Указ № 178 в ред. Указа № 347).

Согласно установленному порядку для проведения внешнеторговой сделки необходимо осуществить ее регистрацию.

Регистрация сделки – это проставление на документе, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (а также при необходимости и на приложениях к внешнеторговому договору) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка. При электронном документообороте – будет указываться регистрационный номер сделки, заверенный электронной цифровой подписью.

Регистрация сделки будет  проводиться уполномоченным работником банка, обслуживающим счет экспортера или импортера.  Регистрация сделки будет осуществляться по заявительному  принципу в день представления экспортером  или импортером документа, посредством  которого оформлен внешнеторговый договор. Плата за регистрацию не взимается.

В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором  резиденты обязаны указать в  таможенной декларации, или, если таможенное оформление не производится - в статистической (периодической статистической) декларациях   регистрационный номер сделки (документа).

Таможенное оформление товаров  по внешнеторговым договорам будет  производиться только при наличии  регистрационного номера сделки.

Регистрация договоров, по которым  нерезиденты осуществляют предварительное  исполнение своих обязательств в  полном объеме (предварительная оплата),  не требуется.

Последний Указ  Президента РБ № 347 от 9.08.2011 г. (далее Указ № 347),  внесший изменения и дополнения в  Указ № 178 вступил в силу через  три месяца после его опубликования, т. е. в ноябре 2011 г.

Со вступлением в силу Указа № 347 Регистрация сделок будет  осуществляться  по внешнеторговому  договору в целом (ранее регистрация  проводилась по отдельным приложениям  к договору, т.е. каждой экспортной отгрузке). Теперь экспортер (импортер) должен зарегистрировать в банке сделку по каждому внешнеторговому  договору на товары, работы, услуги, общая  стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 Евро в эквиваленте  и более. Если внешнеторговый договор  заключен в другой иностранной валюте, то для определения стоимости  товара в Евро, применяется официальный  курс НБ РБ, установленный на дату заключения договора. Для обеспечения последующего мониторинга и контроля участники  ВЭД должны уведомлять банки о  закрытии ранее зарегистрированных сделок

Согласно Указу Президента № 178  резиденты должны обеспечить прекращение обязательств нерезидентами  в полном объеме - при экспорте не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (работ, услуг).  Датой прекращения обязательств нерезидента при экспорте товаров (работ, услуг) является дата поступления денежных средств от экспорта.

Совет Министров совместно  с НБ РБ  могут продлевать сроки  завершения внешнеторговых операций между  организациями и по отдельным  видам внешнеторговых договоров  устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, что предусмотрено  в Указе № 178.

Если таможенное оформление товаров в соответствии с законодательством  не производится,  то экспортером (импортером) оформляется статистическая декларация.

Статистическая декларация – декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером) по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более.

Декларации  представляются в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации должностными лицами таможенных органов.

Действие Указа № 178 не распространяется на банковские операции, операции неторгового характера  и операций по реализации товаров  для использования, не связанного с  предпринимательской деятельностью.

На макроуровне роль экспорта характеризуется следующими факторами:

- участие Республики Беларусь в международном разделении труда и системе хозяйственных связей определяется не импортом продукции, а производством и конкурентоспособностью продукции на мировом рынке, возможностями страны как поставщика продукции на мировой рынок, соответствием потребительских свойств, качества продукции и уровня издержек требованиям мирового рынка.

- развитие экспорта предполагает наличие в составе экономики страны определенного экспортного потенциала, отвечающего по параметрам качества, потребительских свойств продукции и уровню издержек требованиям мирового рынка.

- величина экспорта определяет возможности получения страной иностранной валюты, которая важна для модернизации и структурной перестройки экономики на базе новейших технологий и видов техники, оплаты импорта тех товаров, для производства которых у России нет необходимых ресурсов и благоприятных условий. На полученную от экспорта продукции валюту и другие материальные ценности приобретается больше товаров, чем на средства, которые могли быть получены при направлении тех же самых ресурсов на производство товаров внутри страны.

- на основе активного внешнеторгового баланса может быть получена валюта для обслуживания и погашения внешнего долга страны. Рост экспорта способствует достижению положительной величины платежного баланса страны.

В фокусе большинства отечественных  исследований традиционно находилось воздействие на экспорт со стороны  государства, что подразумевает принятие благоприятствующего экспорту законодательства и создание различных институтов и стимулов для увеличения экспорта. Современные исследования в данной области базируются на достаточно подробно разработанной теоретической концепции, четкой системе сбора и интерпретации данных о ВЭД [7, с. 154].

На первом этапе реализации экспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектра продукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества перед зарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить его сбережения.

Для поддержания экспортоориентированных производств на втором этапе государству необходимо осуществить обширный комплекс мер от целенаправленного занижения обменного курса национальной валюты, сдерживающего увеличение потребления, до налоговых, кредитных, амортизационных льгот, включая прямые дотации, предоставление различных преференций на импорт производственных товаров, необходимых для оснащения экспортной индустрии. С ростом экспортных товаропотоков открывается возможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствует расширению ёмкости национального рынка, а значит, создает необходимые предпосылки для развития импортозамещающих отраслей. В отличие от импортозамещающей стратегии, курс на самообеспеченность в данном случае не является самоцелью, а проводится на избирательной основе. Критерием здесь служит рентабельность производства.

Вместе с тем экспортоориентированная стратегия развития экономики содержит в себе ряд отрицательных сторон. К их числу следует отнести:

- Высокую зависимость экономики страны от мировых рынков;

- Усиление финансовой, технологической и товарной зависимости от промышленно развитых стран;

- Реализация внешнеориентированной стратегии со своей стороны предполагает обеспечение соответствующего благоприятного торгового режима по отношению к товарам, поступающим из стран-импортеров отечественной продукции.

И все же, несмотря на наличие  ряда существенных недостатков, реализация данной модели построения внешнеторгового  режима в современных условиях представляется нам более целесообразной. Главным  и определяющим ее преимуществом  является то, что данная стратегия  создает условия для интеграции в мирохозяйственные связи как  государства в целом, так и  его субъектов. Производство востребованной за рубежом продукции дает стране возможность стать полноправной участницей международных производственно-технических  цепочек, а это в свою очередь  придает устойчивость отечественной  экономике, делает ее менее уязвимой, повышает потенциал развития народного  хозяйства.

Говоря о экспортной деятельности Республики Беларусь, следует прежде всего понять, почему это так важно для белорусской экономики. Анализируя структуру ВВП Беларуси, можно увидеть, что экспорт занимает в ней довольно большую часть. То есть мы говорим об экспортоориентированной экономике.

Информация о работе Учет экспортных и имортных опериций