Учет, аудит и анализ материально - производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является то, что на основе действующих законодательно-нормативных актов, рассмотрены учет, контроль и анализ производственных запасов предприятия, а также разработаны пути улучшения ведения их учета. Производственные запасы (это часть оборотных активов предприятия, а следовательно зачастую являются составной частью имущества предприятия.
Объектом исследования данной работы послужило частное предприятие ООО «Турмалин». Предметом исследования является хозяйственная деятельность данного предприятия.
Исходя из поставленных целей, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- обзор организации учета материально- производственных запасов;
-анализ обеспеченности предприятия материально- производственными ресурсами;
-оценка и эффективности использования материально- производственных запасов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 7
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета МПЗ 7
1.2 Первичная документация учета МПЗ 8
1.3. Понятие, классификация и оценка МПЗ 15
1.4 Складской учет и его взаимосвязь с данными 20
бухгалтерского учета. 20
1.5. Организация синтетического и аналитического учета МПЗ 30
1.6. Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО- 41
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 41
2.1 Анализ обеспеченности предприятия материально-производственными запасами 41
2.2 Анализ эффективности использования материально-производственных запасов 44
2.3 Аудит материально - производственных запасов 47
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТУРМАЛИН» 56
3.1. Организация бухгалтерского учета на ООО «Турмалин» 56
3.2. Проведение аудита на ООО «Турмалин» 62
3.3 Анализ материально-производственных запасов ООО «Турмалин» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 80

Файлы: 1 файл

дипломная работа_ таня рудченко.docx

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 7

1.1. Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  МПЗ 7

1.2 Первичная  документация учета МПЗ 8

1.3. Понятие,  классификация  и оценка МПЗ 15

1.4 Складской  учет и его взаимосвязь с  данными 20

бухгалтерского  учета. 20

1.5. Организация  синтетического и аналитического  учета МПЗ 30

1.6. Автоматизация  бухгалтерского учета на предприятии 37

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО- 41

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ  ЗАПАСОВ 41

2.1 Анализ  обеспеченности предприятия материально-производственными  запасами 41

2.2 Анализ  эффективности использования материально-производственных  запасов 44

2.3 Аудит материально  - производственных запасов 47

ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ  УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТУРМАЛИН» 56

3.1. Организация  бухгалтерского учета на ООО  «Турмалин» 56

3.2. Проведение   аудита на ООО «Турмалин» 62

3.3 Анализ  материально-производственных запасов  ООО «Турмалин» 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 84

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из необходимых элементов  производственного процесса любого предприятия выступают предметы труда, представляющие собой готовые  природные или предварительно обработанные материальные ресурсы: сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, запасные части  и др. В процессе производства они  выступают в качестве объектов воздействия  человека с помощью имеющихся  средств труда в целях создания продуктов для потребления.

Материалы потребляются в  каждом производственном цикле и  полностью переносят свою стоимость  на стоимость производимой продукции. Поэтому после каждого процесса производства их приходится заменять новыми экземплярами того же вида. Необходимым  условием выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение  предприятия материалами необходимого ассортимента и качества.

Информация, характеризующая  фактическое состояние хозяйственной  деятельности, возникает и передается в системе хозяйственного учета. Хозяйственный учет превратился  в сплошную, охватившую всю экономику  систему. Именно в хозяйственном  учете регистрируются, накапливаются, обрабатываются данные, которые затем  используются для проведения анализа, контроля, планирования и регулирования  деятельности предприятий и экономики  страны в целом.

Учет и оценка состояния  хозяйствования - это необходимый  элемент деятельности любого хозяйствующего субъекта. Только опираясь на достоверные, постоянно учитываемые сведения о материальных ресурсах, их производственном использовании и реализации, полученных результатах, можно принимать решения  об изменении направления производства, его обновления, перемещения капитала, соответствующие рыночной конъюнктуре.

Актуальность выбранной  темы исследования состоит в том, что отсутствие точного и достоверного учета операций по заготовлению и  приобретению материалов и расчетов с поставщиками приводит к возникновению  бухгалтерских ошибок, которые оказывают  большое влияние на выполнение планов по производству продукции, завышение  себестоимости продукции, которые  в свою очередь влияют на прибыль  и рентабельность предприятия. Несвоевременная поставка материалов ведет к нарушению ритмичности работы предприятий, простоям, требует дополнительных трудовых затрат, отражается на качестве выпускаемой продукции и ухудшает технико-экономические показатели производства нарушение ритма поставок и расчетов с поставщиками ведет к необходимости перестройки ассортимента выпускаемой продукции, невыполнению договорных обязательств по её поставкам, а так же экономическим санкциям. Сбои в поставках материалов ставят под угрозу выполнение плана производства, вынуждают накапливать сверхнормативные запасы материалов в целях предотвращения простоев.

Таким образом, учет операций по заготовлению и приобретению материалов и расчетов с поставщиками на предприятии  имеет важное значение в повышении эффективности финансово-хозяйственнной деятельности.

    Целью  данной  работы  является   то,   что   на   основе   действующих  законодательно-нормативных  актов,  рассмотрены  учет,  контроль  и  анализ производственных  запасов предприятия, а также   разработаны  пути  улучшения  ведения их учета. Производственные  запасы (это  часть  оборотных   активов предприятия, а следовательно зачастую являются составной частью  имущества предприятия.

    Объектом  исследования  данной  работы  послужило   частное  предприятие ООО «Турмалин». Предметом исследования является хозяйственная деятельность данного предприятия.

Исходя из поставленных целей, необходимо рассмотреть следующие  задачи:

- обзор организации учета  материально- производственных запасов;

-анализ обеспеченности  предприятия материально- производственными   ресурсами;

-оценка и эффективности  использования материально- производственных  запасов;

- результат аудиторской   проверки.

 

 

ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1. Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  МПЗ 

Нормативное регулирование  представляет собой сложную иерархическую  систему федеральных законов  и подзаконных правовых актов, отражающих государственную политику в части  организации и контроля бухгалтерского учета юридическими и физическими  лицами.

В настоящее время в  России сложилась четырехуровневая система нормативно регулирования, в которой правовые акты нижнего  уровня призваны раскрывать порядок  реализации норм права, закрепленных федеральным  законодательством, в конкретных ситуациях  делового оборота.

Первый уровень документов представлен федеральными законами, Указами президента РФ и Правительства  РФ и постановлениями Правительства  РФ, регулирующими прямо или косвенно постановку учета МПЗ в организации.

Весьма важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс РФ, в котором, в частности, раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной  документации, в том числе и  по учету материально-производственных запасов, а также заложены подходы  в отражении конкретных хозяйственных  операций с МПЗ в бухгалтерском  учете.

Ко второму уровню системы  нормативного регулирования относится  основной документ регулирующий порядок  бухгалтерского учета материально-производственных запасов- Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. При этом под организацией понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений».

В ПБУ 5/01, утвержденного 09.06.01 № 44н, обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Четвертый уровень в системе  регулирования занимают рабочие  документы предприятия, формирующие  его учетную политику в методическом, техническом и организационном  аспектах. К этим документам относятся  учетная политика, разработанный  и утвержденный на предприятии план счетов и график документооборота. Учетная политика разработана главным  бухгалтером и утверждена руководителем  предприятия в учетной политике общество раскрывает всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета.

1.2 Первичная документация  учета МПЗ

Принципами бухучета установлено, что все хозяйственные операции, проводимые на предприятии должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

Формы первичных учетных  документов утверждаются:

а) государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации - унифицированные формы первичной учетной документации;

б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;

в) самим предприятием, если формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы.

Первичные учетные документы  включают в себя обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственных организаций;
  • измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные  учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты  в зависимости от характера операций, требований соответствующих нормативных  актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Первичные учетные документы  надлежащим образом оформлены, с  заполнением всех необходимых реквизитов, и имеют соответствующие подписи.

При отсутствии показателей  по отдельным реквизитам в указанных  первичных учетных документах соответствующие строко-графы прочеркиваются.

Первичные документы заранее  пронумерованы, либо номер ставится при оформлении и регистрации  документа. В организации порядок  нумерации должны обеспечивать наличие  не повторяющихся номеров в течение  одного отчетного года.

Оформление первичных  документов надлежащим образом важно  не только для бухгалтерского, но и  для налогового учета. Так например, ст. 252 НК РФ установлено, что налогооблагаемую прибыль уменьшают только расходы, обоснованные и документально подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госкомстата  № 71а утверждены унифицированные  формы первичной документации по учету материалов, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Унифицированные формы первичной  документации

Номер формы

Наименование  формы

М-2 (М-2а)

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование накладная

М- 15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт    об    оприходовании    материальных    ценностей, полученных   при   разборке   и   демонтаже   зданий   и сооружений.


 

Доверенность формы М-2а  применяется для оформления права  лица выступать в качестве доверенного  лица организации при получении  материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению

Доверенность в одном  экземпляре оформляет бухгалтерия  организация и выдает под расписку получателю. Порядок оформления и  выдачи доверенностей регламентируется Инструкцией Минфина СССР от 14.01.1967 № 17 «О порядке выдачи доверенностей  на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности».

Так как на предприятии  получение материальных ценностей  по доверенности носитмассовый характер Выдачу этих доверенностей регистрируют в прошнурованном журнале учета  выданных доверенностей.

 Доверенность должна  быть полностью заполнена и  иметь образец подписи лица, на  имя которого выписана (см. приложение 1). Срок выдачи- как правило 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.

Для учета материалов, поступающих  от поставщиков, применяется приходный ордер форма №М-4 (см. приложение 2). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей

Акт о приемке материалов форма № М-7 применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а так же расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; являетсяюридическим основанием для предъявления претензий поставщику, отправителю.

Информация о работе Учет, аудит и анализ материально - производственных запасов