Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:23, контрольная работа
Задачи, поставленные вначале работы выполнены: раскрыто понятие системы стройсбережений, рассмотрен на примере г. Москвы и Санкт-Петербурга первый опыт организации стройсберкасс и их прообраза – жилищного кооператива.
1. Состояние ипотечного рынка
Российское жилищное законодательство предполагает предоставление полностью бесплатного жилья не более 2-3% населения. С другой стороны приобретение жилья без долгосрочного накопления и кредитования за полную стоимость возможна не более чем для 5% населения. Следовательно, для оставшихся 90% населения России единственный вариант решения жилищной проблемы – с помощью системы жилищного кредитования. Кстати, именно так приобретают жилье и в других странах. "Доступное жилье" – не синоним понятия дешевое жилье или бесплатное жилье. "Доступное жилье" – это жилье, которое человек может приобрести с помощью доступных, эффективных и необременительных финансовых механизмов.
Специфика России состоит в том, что в нашей стране существует огромная неудовлетворенная потребность населения в жилье. По экспертным оценкам, общая потребность россиян в жилье составляет более 1,5 млрд. кв. метров, что сегодня соответствует сумме в 1500 млрд. долл. Если решить задачу удвоения объемов жилищного строительства, что является стратегической задачей на 2010 год, и строить по 80 млн. кв. м. в год (в настоящий момент годовые объемы строительства составляют 38 млн. кв. м в год), то для удовлетворения потребностей россиян в физическом объеме жилья потребуется 18 лет. Однако, представляется достаточно сложным достигнуть объемов в 80 млн. кв. м в год. Возникает вопрос, каким образом привлечь для реализации программы жилищного кредитования в России такой объем долгосрочных финансовых ресурсов?
Основа любой системы жилищного кредитования – это денежные средства, привлекаемые на финансовом рынке. Источников так называемых «длинных пассивов» фактически два: это рынок ценных бумаг, то есть ипотечные ценные бумаги и их модификации, и рынок ссудного капитала, то есть вклады различной срочности, преимущественно целевые жилищные сбережения населения. Мировая практика свидетельствует, что оба этих источника сопоставимы по масштабам и эффективно дополняют друг друга. Например, на данный момент в США объем ссудной задолженности по жилищным кредитам составляет 7 трлн. долл., при этом с помощью ипотечных ценных бумаг финансируется лишь 54% этой задолженности. В европейских странах доля ипотечных ценных бумаг еще ниже. В среднем около 30% выданных ипотечных кредитов рефинансируется с помощью ценных бумаг.
В основе этого различия лежат традиции и уровень развития фондового рынка той или иной страны. Обычно доля ипотечных ценных бумаг составляет от 30 до 70% всего фондового рынка страны.
1.	Состояние ипотечного рынка…………………………………………………………………………………………………..3
2.	Принцип работы системы стройсбережений………………………………………………………………………...4
3.	Государственная поддержка системы стройсбережений…………………………………………………....6
4.	Взаимодействие системы стройсбережений с другими формами государственной поддержки приобретения и строительства жилья……………………………………………………………....7
5.	Финансовое обоснование государственной поддержки системы стройсбережений……….9
6.	Перспективы развития системы стройсбережений в России……………………………………………...10
7.	Первый опыт применения строительных сберегательных касс в Москве………………………..…12
8.	Жилищные кооперативы в Санкт-Петербурге  как прообраз стройсберкасс……………………..15
9.	Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………....17
10.	Список использованной литературы…………………………………………………………………………………....18
4. 
Взаимодействие системы 
Система стройсбережений 
может существенно повысить эффективность 
других форм государственной поддержки. 
Например, на предоставление государственных 
жилищных сертификатов предполагается 
в 2007 году израсходовать около 24 млрд. 
рублей. При этом стоимость одного 
квадратного метра для Москвы 
на 3 квартал 2006 года определена для 
расчета жилищных субсидий из федерального 
бюджета (государственных жилищных 
сертификатов) в 29600 рублей, что в 3,5 
раза ниже средней рыночной одного 
квадратного метра в г. Москва 
и в 2,7 ниже минимальной цены жилья. 
Для Санкт-Петербурга стоимость 
одного квадратного метра для 
предоставления жилищных субсидий определена 
21200 рублей, в то время как рыночная 
цена 1 квадратного метра в 2,5 раза 
выше. Невозможность реально 
Другая форма поддержи 
жилищного строительства – 
Таблица 3.
| Ассигнования из федерального бюджета на приобретение жилья различными категориями населения. | 2006 | 2007 | 
| Накопительная ипотечная система 
  жилищного обеспечения  | 3,279 | 5,529 | 
| Обеспечение жильем молодых семей | 2,1 | 3,6 | 
| Субсидии на приобретение жилья военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы и приравненные к ним лицам | 15,6 | 12,614 | 
| Субсидии на приобретение жилья гражданами, уволенным с военной службы | Х | 5,32 | 
| Субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера | 1,17 | 1,227 | 
| Мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых | Х | 0,234 | 
| Обеспечение жильем граждан РФ, подлежащих 
  отселению с комплекса Байконур | 0,0175 | 0,0195 | 
| Компенсации за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике | 0,0895 | Х | 
| Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф | 0,79 | 3,9 | 
| Мероприятия по обеспечению жильем прокуроров, следователей органов прокуратуры | Х | 0,61 | 
| Субсидии на приобретение жилья вынужденным переселенцам | Х | 1 | 
| Субвенции бюджетам по обеспечению жильем отдельных категорий граждан | 3,2 | Х | 
| ИТОГО | 26,3 | 34,1 | 
Источник: Федеральный закон №189-ФЗ от 26.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год», проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
Далее, система стройсбережений 
хорошо подходит для реализации ипотечно-накопительного 
кредитования для военных. Уже сейчас 
широкое применение ипотечно-накопительных 
систем для военнослужащих, как и 
любых других федеральных и региональных 
жилищных программ с предварительным 
накоплением, приводит к появлению 
«Военных строительно-сберегательных 
компаний», иных систем, работающих по 
принципу «немецких строительно-
5. 
Финансовое обоснование 
Процент государственной премии на первом этапе становления системы стройсбережений должен быть значительным. Однако для России нецелесообразно начинать с государственной премии в 40%. Лучше ее сделать меньше, но распространить на больший объем накоплений. Это будет иметь большее стимулирующее значение с учетом сформировавшегося высокого уровня цен на жилье. Поэтому процент государственной премии следует принять такой же, как в Казахстане, а именно – 20%.
Предлагается ограничить 
максимальный объем годовых накоплений 
на одного человека исходя из размеров 
средней заработной платы и гипотезы 
возможности максимального 
12000* 12*0,3*1,5 = 64800.
С учетом инфляции следует 
принять максимальную сумму вклада, 
на которую начисляется 
Расходы государства к 2012-2013 году при максимальном развитии системы стройсбережений и покрытии за счет системы строительных вкладов половины выдаваемых в стране ипотечных кредитов, составят 500 тысяч рублей в год. Расходы государства при условии выхода всех вкладчиков на максимальную сумму 70 000 рублей в год составят 7 млрд. рублей.
 На первом этапе 
в 2008-2009 годах, число договоров 
стройсбережений составит 100-150 тысяч 
договоров в год, что 
Таблица 4.
| Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 
| Взнос в уставный фонд, млрд. руб. | 0,65 | 0 | 0 | 0,7 | 3,7 | 4,5 | 
| Предоставление гарантий млрд. руб. | 2 | 4,5 | 4,5 | 4,7 | 14 | 16 | 
| Исполнение государственных  | 0,3 | |||||
| Количество выданных кредитов | 10149 | 15593 | 42464 | 
Источник: Годовой отчет ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» за 2004 и 2005 годы, www. ahml. ru
Таким образом, при государственной премии в 20%, один рубль государственной поддержки обеспечивает привлечение в систему строительства жилья 12 рублей средств граждан.
Кроме того, как было показано, 
в систему стройсбережений 
6. Перспективы развития системы стройсбережений в России.
По экспертным оценкам, общая потребность россиян в жилье составляет более 1,5 млрд кв. м, что соответствует сумме в $1500 млрд. Если строить в России по 80 млн кв. м в год (в настоящий момент годовые объемы строительства составляют 38 млн кв. м), что является стратегической задачей государства, то на обеспечение всех нуждающихся граждан доступным и комфортным жильем потребуется 18 лет[15]. Построить такое количество жилья только за счет дольщиков и средств самих строительных компаний невозможно. В этой ситуации приходится искать новые инструменты привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для реализации программы жилищного кредитования.
Источников так называемых длинных пассивов фактически два: это рынок ценных бумаг, то есть ипотечные ценные бумаги и их модификации, и рынок ссудного капитала -- то есть вклады различной срочности, целевые жилищные сбережения населения. Мировая практика свидетельствует о том, что оба этих источника сопоставимы по масштабам и эффективно дополняют друг друга.
Система стройсбережений в России уже работает в разных формах: в виде кредитных кооперативов, страховых компаний, коммандитных товариществ и акционерных обществ[16]. Поскольку ипотечные ставки высокие, многие непосредственно обращаются к застройщикам, заранее авансируя приобретение жилья еще на стадии закладки фундамента, что перекладывает риски на граждан.
Мнения разных экспертов о развитии в России системы стройсбережений неоднозначны.
Строительные сберегательные 
кассы (ССК) могут стать в нашей 
стране одним из инструментов приобретения 
недвижимости наряду с ипотекой. Причем 
если ипотекой на данный момент могут 
воспользоваться около 7% населения 
России, то ССК – 25-30%. Ипотечным кредитованием, 
как правило, могут воспользоваться 
только те граждане, чей ежемесячный 
доход составляет 40.000-50.000 рублей. Для 
получения кредита в ССК 
Региональные власти, например, 
очень заинтересованы в ссудно-сберегательных 
банках. Там нет возможности 
По информации Restate.ru, именно ЦБ сопротивляется созданию таких кредитных учреждений, как ссудно-строительные сберегательные кассы. По мнению ЦБ, пока о создании таких касс говорить преждевременно: непонятно, кто их будет контролировать и на основании каких нормативов[17]. Надо полагать, решение вопроса о контроле и уровне государственного участия будет ключевым в принятии программы развития ссудно-строительных касс. Чтобы система стройсберкасс начала действовать, необходимо выстроить четкий механизм. Это требует огромных интеллектуальных, физических, финансовых затрат.
Стройсберкассы - нужный для 
рынка жилья инструмент. Они не 
противовес, не конкуренция ипотеке, 
а дополнение, у которого есть своя 
целевая аудитория, свой потребитель. 
Но данная модель кредитования может 
быть применима только в условиях 
ценовой стабильности на рынке недвижимости. 
Основная задача ССК - накопление первоначального 
взноса, который можно будет 
Информация о работе Системы стройсбережений в Москве и Санкт- Петербурге