Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения и влияния на предприятие.
Задачи:
1. Дать характеристику  отдельным видам нарушений налогового  законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть  общие положения об ответственности  за налоговые правонарушения;
3. Показать особенности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения па примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»;
Введение………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия……………………………………
 
5
1.1. Понятие нарушения  законодательства о налогах и  сборах и применяемые санкции………………………………………………………
 
5
1.2. Финансовая  деятельность налогоплательщика:  основные направления и налоговая ответственность за совершаемые действия …….
 
17
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»).......
 
28
2.1. Анализ динамики  нарушений законодательства о  налогах и сборах в РФ…………………………………………………………………..
 
28
2.2.  Анализ  и оценка влияния применения  санкций за налоговые правонарушения  на финансовую деятельность предприятия  (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)……………………………………..
 
 
32
Глава III. Проблемы и предложения по возможности недопущения или смягчения санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………………………
 
 
62
Заключение…………………………………………………………….
69
Список использованной литературы………………………………...
72
Приложение
Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Таблица 1.2.1
Размер штрафов за налоговые правонарушения для должностных лиц предприятия, предусмотренные КоАП РФ
| Правонарушение (статья КоАП РФ) | Размер штрафа | 
| Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 1 ст. 15.3) | От 500 до 1000 руб. | 
| Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 2 ст. 15.3) | От 2000 до 3000 руб. | 
Продолжение таблицы 1.2.1
| Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4) | От 1000 до 2000 руб. | 
| Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5) | От 300 до 500 руб. | 
| Непредставление в налоговые органы, таможенные органы или органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6) | От 300 до 500 руб. на должностных лиц, от 100 до 300 руб. на граждан | 
| Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11) | От 2000 до 3000 руб. | 
| Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно: - осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; - неоприходование (неполное 
  оприходование) в кассу  - несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; - накопление в кассе 
  наличных денег сверх  | На должностных лиц от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц от 40000 до 50000 руб. | 
Источник: таблица составлена автором [12, ст. 15.3-15.11]
Грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности является искажение сумм начисленных налогов и сборов или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.
Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.
 
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)
2.1. Анализ динамики нарушений законодательства о налогах и сборах в РФ.
Вступивший в силу Федеральный закон от 29.12.2009 (ред. от 07.02.2011) № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменил как налоговую, так и уголовную политику государства в сфере налоговых правонарушений и преступлений. Сегодня мы уже можем предварительно оценить последствия применения данного Закона и увидеть, что прогнозы авторов этого Закона начинают сбываться. Количество налоговых преступлений у нас в стране заметно снизилось.
Так, за 7 месяцев 2010 года всего по Российской Федерации выявлено 9855 налоговых преступлений (сокращение по сравнению с предыдущим годом на 42%), из которых 6768 (68,7%) были совершены в особо крупном размере – сокращение по сравнению с предыдущим годом на 47%. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей (сокращение по сравнению с 2009 годом на 5,1%). За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дела, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%).
Наибольшее сокращение количественных показателей можно отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица). Так, с января по август 2011 года выявлено 1316 преступлений (сокращение на 66%). Размер причиненного материального ущерба составил 1,7 млрд руб. (сокращение на 46,7%). Закончено расследованием по ст. 198 УК РФ 1155 уголовных дел (сокращение на 66%). Направлено в суд 218 уголовных дел (сокращение на 80,4%), при этом выявлено 1179 лиц, совершивших указанные преступления (сокращение на 64,5%), из которых 216 привлечены к уголовной ответственности (сокращение на 80%).
Что касается организаций, как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.
Другие способы совершения налоговых 
нарушений встречаются 
Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.
Наиболее криминогенными отраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,8% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%), нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1%, черной металлургии - 4,2%, цветной металлургии - 2%.
В ФНС России существует форма № 2-НК Отчета о результатах контрольной работы налоговых органов. Данные данного отчета выглядят следующим образом:
Таблица 2.1.1
Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2012 г. Всего по России
| Количество, единиц | Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей | |
| Камеральные проверки | 36 361 083 | 53 900 081 | 
| из них выявивших нарушения | 2 105 050 | - | 
| Выездные проверки организаций и физических лиц | 67 349 | 288 167 517 | 
| в том числе: выявившие нарушения | 66 579 | - | 
| проверки организаций | 51 649 | 271 513 347 | 
| из них: выявившие нарушения | 51 078 | - | 
| Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ | - | 56 314 081 | 
Источник: [www.nalog.ru]
Таким образом, посредством камеральных налоговых проверок выявлено всего 5,78% нарушений из общего их числа. Однако в части выездных проверок ситуация печальная, 98,85% выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах из общего числа проверок. Данная статистика свидетельствует о том, что в России за прошлый год значительно участились ошибки и нарушения законодательства в основном у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это связано в большей степени с последними изменениями законодательства в части сдачи отчетности в налоговую инспекцию, так как многие предприятия еще не успели должным образом перестроиться под новые требования, и в связи с этим допускают значительные ошибки. Таким образом, на переподготовку бухгалтеров и финансистов на многих предприятиях потребуется время.
Попробуем рассмотреть статистические данные по выездным проверкам в разрезе по регионам.
Таблица 2.1.2
Сведения о выявленных правонарушениях при выездных проверках организаций по состоянию на 01.01.2012 г. по регионам
| Регион | Количество, единиц | В процентах к общим данным, % | 
| Российская Федерация | 51 078 | 100,00 | 
| в т.ч. Центральный Федеральный Округ | 14 699 | 28,78 | 
| в т.ч. город Москва | 5 311 | 36,13 | 
| Северо-Западный Федеральный Округ | 5 187 | 10,16 | 
| Северо-Кавказский Федеральный Округ | 2 884 | 5,65 | 
| Южный Федеральный Округ | 4 810 | 9,42 | 
| Приволжский Федеральный Округ | 10 607 | 20,77 | 
| Уральский Федеральный Округ | 3 996 | 7,82 | 
| Курганская область | 260 | 6,51 | 
| Свердловская область | 1 323 | 33,11 | 
| Тюменская область | 401 | 10,03 | 
| Челябинская область | 1 249 | 31,27 | 
| Ханты-Мансийский АО – Югра | 436 | 10,91 | 
| Ямало-Hенецкий АО | 327 | 8,18 | 
| Сибирский Федеральный Округ | 6 292 | 12,32 | 
| Дальневосточный Федеральный Округ | 2 342 | 4,59 | 
Источник: [www.nalog.ru]
Из данной таблицы видно, что большинство правонарушений выявленных при выездных налоговых проверках приходится на Центральный Федеральный округ 28,78% и Приволжский Федеральный округ 20,77%. В Центральном Федеральном округе большую долю занимает Москва 36,13%. Уральский Федеральный округ занимает третье место с конца 7,82%. Показатели по правонарушениям ниже только в Северо-Кавказском (5,65%) и Дальневосточном (4,59%) округах. Относительно Уральского федерального округа Ямало-Ненецкий автономный округ составляет 8,18%. Данный показатель удовлетворительно характеризует округ в особенности на фоне Свердловской области 33,11%. Процентное соотношение данных показателей, скорее всего, связано с масштабностью городов и регионов.
2.2.  Анализ 
и оценка влияния применения 
санкций за налоговые правонару
Закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Север» является одной из региональных организаций газового холдинга ООО «Газпром межрегионгаз», отвечающего в системе дочерних компаний Газпрома за поставку и реализацию газа на внутреннем рынке страны. Генеральный директор Волков Александр Александрович.
Компания осуществляет поставку природного газа промышленным потребителям и жителям юга Тюменской области, а так же автономных округов.
В состав Общества входит три филиала:
— филиал в Тюменской области;
— филиал в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;
— филиал в Ямало-Ненецком автономном округе.
На сегодняшний день потребителями природного газа являются 260 373 абонента и 3 342 промышленных потребителя.
В результате «слияния» двух предприятий — «Северрегионгаз» и «Тюменьрегионгаз» — с 1 января 2009 года на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов поставку «голубого топлива» осуществляла компания «Северрегионгаз».
В октябре 2010 года изменено фирменное название предприятия на Закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Север».
Компания работает по принципу «единого» договора, оказывая одновременно услуги по поставке, транспортировке и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Расчетами с населением за газ занимается служба по работе с населением. Для жителей области работают 33 абонентских пункта и участка.
Проведение единой технической и тарифной политики, расширение рынка сбыта и оптимизации затрат позволили в 2009 году снизить одну из составляющих цены на природный газ — ПССУ (плата за снабженческо-сбытовые услуги). Так, для промышленных потребителей юга Тюменской области ПССУ снижена на 30%, а для населения — на 17%.