Этика аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

В профессиональной сфере существуют два этических аспекта - общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).
Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии - не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

1
Этика профессиональной деятельности.

1.1
Понятия «этика», «мораль», «нравственность»

1.2
Основные слагаемые этики профессиональной деятельности аудиторов.

1.3
Особенности этики аудитора

1.4
Основные требования этического кодекса аудиторов.

2
Диалектика этики и права в профессиональной деятельности аудиторов.

2.1
Диалектическое единство и взаимосвязь этики и права.

2.2
Относительная противоположность этики и права.

2.3
Особенности языка морали и языка права и их проявление в деятельности аудитора.

3
Моральный фактор в жизни и деятельности аудиторов. Моральный фактор и его структура.

3.1
Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.

3.2
Структура морального фактора.

3.3
Деонтологический подход к моральным проблемам

3.4
Утилитарный подход к моральным проблемам

4
Этические исследования и их значение для этики аудитора.

4.1
Общая характеристика этических исследований

4.2
Роль этической науки в развитии профессиональной этики аудиторов.

4.3
Основные направления этических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

Список использованной литературы……………..……

Файлы: 1 файл

аудит от 13.01..doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Так, например, согласно статье 139 ГК РФ «Служебная и коммерческая тайна», информация составляет служебную или коммерческую тайну клиента в случае, когда налицо одновременно три условия. Во-первых, информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Во-вторых, к этой информации нет свободного доступа на законном основании. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не составляют служебной или коммерческой тайны, определяются законом и иными правовыми актами. То есть здесь возможны противоречивые толкования. Руководители же экономических субъектов обязаны предоставлять сведения по требованию органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, к каковым относятся и аудиторы.

Необходимо также уметь проводить различие между моральным долгом и моральным идеалом. В стремлении реализовать собственные моральные идеалы аудиторы должны полагаться на соответствующие их специализации этические кодексы для того, чтобы делать добро и приносить пользу в тех культурных формах, которые установило профессиональное аудиторское сообщество.

Справедливость – понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Регламентация естественного чувства справедливости-несправедливости также является одной из важных задач профессиональной этики аудитора. С деятельностью аудитора связана проблема соотношения законности и справедливости, которая возникает каждый раз, когда принимается решение, либо формально соответствующее букве закона, но при этом оценивающееся как несправедливое, либо кажущееся справедливым, но не согласующееся с требованиями закона (оценка может следовать со стороны общественного мнения, участников финансово-хозяйственной деятельности и др.). Прежде чем принять решение, аудитор должен взвесить все «за» и «против», прислушаться к голосу своей совести, голосу справедливости. И тут оказывается, что для принятия правильного решения ему недостаточно обращения только к своему естественному моральному чувству справедливости – он должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется аудиторским сообществом; он также должен знать законодательство и основы теории морали, методы обращения с моральными и этическими проблемами, а также способы решения этических дилемм. Ведь естественное чувство справедливости может, например, породить желание мщения (по принципу талиона – возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, – древнего обычая, регулировавшего взаимоотношения между кровнородственными коллективами и обязывавшего сородичей при осуществлении мести руководствоваться нормами простой уравнительности).

Основная и наиболее распространенная формула талиона – «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб». Аудитор испытывает те же моральные чувства, что и другие люди, поэтому если он, например, читает в прессе сообщение о том, что преступник присвоил очень крупную сумму денег, и его осудили на 5 лет, то он может, как и другие люди, испытывать раздражение из-за кажущейся несправедливости приговора, которая выражается в его излишней мягкости: он может подумать – ему дали только 5 лет! – и это слово «только» в его сознании как раз и отражает возникшее в нем желание возмездия.

Другой пример. Аудитор вырос в небогатой семье, а клиентами организации, где он работает, являются в основном состоятельные люди. Вполне возможно, что на принятие им решений и характер отношения к делам в целом будет оказывать влияние идея справедливости:

а) как равенства – в том случае, если он в душе осуждает богатство (например, как это всегда делали его родители, утверждая, что богатство приводит к нравственной деградации) или неравномерное распределение богатства (как это делалось в советских школьных учебниках по истории);

б) как свободы – в том случае, если он сам хочет стать состоятельным человеком и уважает тех людей, которые добились богатства и свободы.

Категории и концепции справедливости, о которых пойдет речь далее, помогают практикам, в чьи обязанности входит принятие решений по моральным и этическим проблемам, чьи профессии сопряжены с моральными затратами и чьи неправильные, необдуманные действия могут причинить серьезный, иногда непоправимый вред тем людям, с которыми они работают, лучше понять свои моральные ценности, установки, желания и побуждения, скорректировать и дополнить их.

Выделяют несколько категорий справедливости:

1) распределительная – дистрибутивная  справедливость. Блага и тяготы  могут распределяться в обществе  различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада;

2) ретрибутивная (карательная) справедливость  – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. Главные проблемы ретрибутивной справедливости – это определение условий, делающих наказание справедливым, и природы самого наказания;

3) компенсаторная справедливость  – сосредоточивается на возмещении  убытков потерпевшей стороне  в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке. Компенсаторная справедливость заключается в компенсации кому-либо за совершенную по отношению к нему в прошлом несправедливость или в возмещении причиненного ему в прошлом ущерба;

4) процедурно-правовая справедливость  – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений;

5) коммутативная (обменная) справедливость  – относится к справедливости  и честности сделок.

В настоящее время широко применяется несколько концепций справедливости.

1. Эгалитарные концепции справедливости.

К числу эгалитарных концепций относятся:

1) теории, делающие акцент на  проблеме равенства. Большим влиянием  пользуется «теория справедливости  как честности» Дж. Роулса. Здесь  определяющими являются три рациональных  принципа. Предполагается, что реализация этих принципов представляет благо само по себе, так как выражает и обеспечивает гражданскую свободу человека, которая является главной ценностью;

2) принцип наибольшей равной  свободы: в соответствии с ним  каждая отдельная личность имеет равное с другими право пользоваться максимальным количеством свобод; имеются в виду в основном политические свободы: свобода слова и совести, право обладания собственностью, право на участие в политической жизни – голосовании, выдвижении своей кандидатуры на выборах и т.д.

3) принцип справедливого «равенства возможностей». В соответствии с этим принципом люди с одинаковым уровнем способностей и навыков должны иметь одинаковые возможности для занятия определенных должностных и рабочих мест в любой организации и для самореализации во всех областях жизни;

4) принцип дифференциации, предусматривающий, что общественные и экономические институты должны действовать таким образом, чтобы максимизировать доступность благ для граждан, находящихся в наихудших условиях.

Справедливость распределения благ, ответственности, «тягот» совместной деятельности людей зависит от того, как организована базисная структура общества.

2. Либертарианская (радикально-либеральная) концепция справедливости.

Данная концепция ведет свое начало от английского философа Джона Локка. Основные идеи этой концепции – люди от рождения свободны, в основе свободы лежит частная собственность. Справедливым является владение собственностью в случае ее справедливого начального приобретения (собственность, по Локку, – это природная вещь, в которую владелец вложил свой труд или исправил ее за счет труда) или справедливого «перемещения» – продажи, обмена, дарения, наследования. Такая честно заработанная частная собственность не может быть отчуждена, поэтому налогообложение, перераспределяющее заработанные доходы граждан в пользу социальных неудачников, является разновидностью воровства.

Если богатство нажито честным путем, часть его нельзя насильно забрать в пользу бедных. Богатые должны делать добровольные пожертвования в пользу бедных, следуя чувству благотворительности и сострадания. Государственные программы всеобщего здравоохранения рассматриваются как социальная несправедливость и насильственное перераспределение, утверждается, что эти программы выгодны лишь кормящейся за счет них разросшейся бюрократии. Либертарианцы выступают за «минимальное» государство, основной задачей которого является защита граждан от физического насилия, воровства, мошенничества и нарушения договорных обязательств.

3. Коммунитаризм.

Коммунитаристы считают, что можно и нужно смягчить и постараться разрешить противоречия между сторонниками государственных систем помощи неимущим и их противниками за счет перенесения проблемы справедливости с общечеловеческого или общенационального уровня на уровень конкретных общин – групп людей, проживающих в ограниченном регионе, объединенных общей историей, занятиями, родовыми и прочими связями. Справедливы принципы, которые соответствуют традициям и ценностям данной общины и признаются в качестве таковых ее членами.

Государство не вправе навязывать правила справедливой игры «сверху». Они должны вырабатываться членами общины самостоятельно и отвечать их моральным ценностям. Каждая община сама должна решить, по каким принципам и критериям распределять ресурсы на образование, социальную помощь, здравоохранение. Понимание коммунитаристами справедливости включает также общинную солидарность, благотворительность и свободу. Справедливость, по их мнению, не является самоцелью – она должна приспосабливаться к жизни людей по мере изменения этой жизни и должна служить выживанию общины.

4. Справедливость как результат  честно организованной общественной дискуссии.

Согласно этим теориям, справедливость в обществе достигается как результат идеально (честно) организованной рациональной коммуникации – публичной дискуссии, построенной на рациональной аргументации. Для того чтобы быть идеальной, дискуссия должна иметь процедурный, спонтанный характер (проходить без предварительного теоретически нагруженного обсуждения). Процедурные принципы ведения дискуссии должны быть просты, универсальны и не должны привноситься извне теоретиками. Кроме того, необходимо обеспечить участие в честном диалоге и обсуждении всех заинтересованных сторон. То понимание, которое достигается в результате таким образом организованного обсуждения и будет признано справедливым.

В рамках дискуссии ни одна из ценностных ориентации или теоретических позиций не может выступать в качестве единственно верной и преобладающей. В процессе рационального обсуждения рано или поздно будет выдвинут решающий аргумент, который сможет привести участников дискуссии к общему решению (согласию).

По мнению авторов этих широко применяющихся международным сообществом теорий современных немецких философов Ю. Хабермаса и К.О. Апеля, публичное обсуждение и совместная выработка принципов справедливой финансовой и коммерческой деятельности, распределения дефицитных ресурсов и воздаяния за добродетель и преступления являются одной из самых характерных черт современного демократического общества.

5. Справедливость как черта характера.

Данная концепция ведет свое начало от Аристотеля и Фомы Аквинского и относится к этической теории добродетелей. При этом добродетель понимается как сформированная в результате воспитания и образования склонность души человека (черта характера) к совершению добрых, справедливых поступков и избеганию совершения злых и несправедливых. Согласно этой теории, человек должен стремиться быть справедливым. Если он не дополнит (или не наполнит) теорию своими личными добродетелями, если не противопоставит свою волю злу (следуя правилу: остановлю зло на себе) и лично не обеспечит защиту добру, то этические правила и принципы сами по себе ничего не смогут сделать – как бы хорошо человек их не знал.

Справедливость не может быть «слепой», «темной» – она должна быть рациональной, осмысленной. Добродетель справедливости также включает совершение усилия, которое иногда является болезненным, поскольку предполагает, что человек будет постоянно оценивать противоречащие друг другу интересы и ценности, а любое удержание мысли, любая сколько-нибудь длительная концентрация ума – чрезвычайно трудное дело.

6. Справедливость как лояльность.

Справедливость – это чувство лояльности, трактуемое широко. Лояльный – корректно, благожелательно относящийся к кому-либо, чему-либо. Корректный – вежливый (иногда в значении «подчеркнуто вежливый»); тактичный, учтивый. Люди испытывают естественные чувства лояльности к своим членам семьи, родственникам. Они переносят это чувство на других людей – соседей, друзей, сограждан, человечество, в результате чего это чувство слабеет. Помимо этого, в условиях стабильности и благополучия чувство лояльности расширяется, а в условиях социального кризиса – сужается. Граждане неблагополучного общества не склонны быть справедливыми, распределение ресурсов здесь происходит по принципу «знакомства» и «родства».

Справедливость может быть достигнута как результат договоренности конфликтующих в финансовой сфере сторон, которые отказались от судебного преследования по отношению друг к другу на основании оценки данных добросовестной аудиторской проверки. Договоренность достигается в основном за счет опоры на чувство лояльности (а не логических доводов), возникшего под влиянием примерных действий аудиторов.

Информация о работе Этика аудитора