Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:14, реферат
В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчие лений-6т налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
РЕФЕРАТ
На тему: «Экономическая сущность внебюджетных фондов»
Сущность и назначение внебюджетных фондов
В составе бюджетной системы
РФ важное место занимают внебюджетные
фонды. Большинство фондов создаются
в процессе перераспределения
Таким образом, внебюджетные фонды
— это специфическая форма перераспределения
и использования финансовых ресурсов
страны для финансирования конкретных
социальных и экономических потребностей
общегосударственного либо регионального
значения.
Внебюджетные фонды отделены от бюджетов
и имеют определенную самостоятельность.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный
фонд, Фонд государственного социального
страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования и другие целевые фонды общегосударственного
и регионального значения.
Посредством создания внебюджетных фондов
любого уровня государством привлекаются
значительные ресурсы для финансирования
целевых мероприятий за счет специальных
отчислений и других источников. Б отличие
от традиционных бюджетов, внебюджетные
фонды обеспечивают строго целевое использование
средств. Образованию внебюджетных фондов
соответствующего типа предшествует определение
государством наиболее важных участков
развития, для обеспечения финансирования
которых и предусматриваются ресурсы,
концентрируемые во внебюджетных фондах,
а также непосредственные источники их
создания.
В западных странах накоплен огромный
опыт создания внебюджетных фондов. В
особенности это относится к экономическим
фондам. Они расширяют возможности государственного
влияния на развитие хозяйственной и социальной
жизни общества. Первые фонды экономического
содействия возникли в годы мирового экономического
кризиса (1929—1933) для оказания финансовой
поддержки частному бизнесу. После Второй
мировой войны подобные фонды были созданы
во всех развитых странах мира. В частности,
во Франции с момента окончания войны
действует Фонд модернизации, который
после объединения с рядом других фондов
был преобразован в Фонд экономического
и социального развития. В США существует
Фонд перестройки и развития экономики.
С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах
мира большое внимание уделяется созданию
научно-технических фондов.
Впринципе, решение определенных проблем
конкретного этапа развития общества
может быть достигнуто либо за счет выделения
средств из государственного и местных
бюджетов, либо путем образования и использования
специальных внебюджетных фондов. Наличие
специальной системы собственных источников
финансирования целевых мероприятий в
отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает
дополнительное привлечение средств в
фонды; целевое использование ресурсов
в полном объеме их поступления.
В целом внебюджетные фонды можно классифицировать
по функциональному назначению и уровням
управления.
В зависимости от функционального назначения
внебюджетные фонды подразделяются на
фонды экономического, социального и природоохранного
характера.
В соответствии с уровнем управления различают
внебюджетные фонды общегосударственного
и регионального значения. Из внебюджетных
фондов федерального уровня выделяется
часть средств, передаваемая в распоряжение
территории. Вопросы непосредственной
организации и функционирования внебюджетных
фондов находятся в компетенции органов
власти соответствующего уровня. Целевое
назначение, порядок формирования и использования
средств внебюджетных фондов оформляются
законодательно.
Конкретное направление расходования
средств внебюджетных фондов обусловлено
назначением фондов, экономическими условиями,
содержанием целевых программ. Часть временно
свободных денежных средств внебюджетных
фондов может направляться в инвестиции,
на вложения в ценные бумаги, учредительную
деятельность и т. п., совокупные доходы
от которых служат дополнительными финансовыми
источниками внебюджетных фондов. Оперативное
управление внебюджетными фондами осуществляется
специально созданным административным
аппаратом, имеющим соответствующие права
и обязанности.
Пенсионный фонд
В соответствии с действующим
законодательством РФ финансирование
выплат пенсий с 1991 г. поручено осуществлять
Пенсионному фонду России как
самостоятельному финансово-кредитному
учреждению, образованному в целях
государственного управления денежными
средствами пенсионного обеспечения.
Основной принцип, положенный в основу
создания пенсионных фондов, — принцип
солидарности поколений — был сформулирован
еще Бисмарком. Его суть состоит в необходимости
обеспечения заработанного конкретным
человеком материального уровня путем
перераспределения средств как во времени
(нынешние работники содержат вчерашних),
так и в пространстве — где бы человек
ни жил. Пусть даже за пределами страны,
он своим трудом и прошлыми страховыми
отчислениями уже обеспечил себе определенный
прожиточный уровень в будущем, который
должен быть гарантирован вне зависимости
от наличия средств в конкретном фонде.
Пенсионный фонд России — это своеобразный
механизм государственного управления
денежными средствами пенсионного обеспечения,
которые находятся в государственной
собственности, но не входят в состав бюджета,
других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд России подотчетен высшему
законодательному органу РФ.
Источниками формирования средств Пенсионного
фонда выступают:
- средства, аккумулированные посредством
внесения единого социального налога;
— средства федерального бюджета, которые
предназначены для выплаты пенсий военнослужащим
и приравненным к ним по пенсионному обеспечению
гражданам;
- добровольные взносы юридических и физических
лиц;
— доходы от коммерческих операций. Страховые
взносы граждан, работодателей, концентрируемые
в Пенсионном фонде, используются:
— на выплату пенсий (трудовых по возрасту,
инвалидности, по случаю потери кормильца,
за выслугу лет);
— оказание помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
— выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет;
— повышение пенсий в связи с изменением
индексов стоимости жизни;
— содержание органов управления, развитие
материально-технической базы фонда;
— участие в финансировании программ
по социальной поддержке пенсионеров,
инвалидов, детей;
— осуществление коммерческих операций
фонда;
— другие мероприятия, предусмотренные
уставной деятельностью фонда.
Фонд государственного социального страхования
Важнейшим экономическим
инструментом в системе мер государства
по материальному обеспечению лиц,
по тем или иным причинам временно
не участвующих в трудовом процессе,
является Фонд государственного социального
страхования. Он представляет собой
централизованный денежный фонд государства,
создаваемый страховым методом.
Фонд социального страхования создан
в Российской Федерации в соответствии
с Указом Президента РФ «О Фонде социального
страхования Российской Федерации» №
822 от 7 августа 1992 г. и действует в соответствии
с Положением «О Фонде социального страхования
Российской Федерации» № 101 от 12 февраля
1994 г.
Фонд предназначен для управления средствами
государственного страхования. Он выступает
в качестве специализированного финансово-кредитного
учреждения при Правительстве РФ.
К основным источникам формирования средств
государственного фонда социального страхования
относятся:
— средства, аккумулированные посредством
внесения единого социального налога;
— средства федерального бюджета;
— средства, вырученные системой социального
страхования от реализации путевок в санатории
и дома отдыха;
— другие поступления и взносы. Средства
фонда государственного социального страхования
расходуются по следующим основным направлениям.
Во-первых выплата пособий (по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам, по уходу за ребенком до полутора
лет и др.). Право на пособие, выплачиваемое
в связи с временной нетрудоспособностью,
имеет работник, утративший трудоспособность
вследствие увечья, собственной болезни
или болезни членов его семьи и т. д. При
определении конкретного размера пособия
во внимание принимается длительность
трудового стажа, а также причина, в результате
которой утрачена трудоспособность. В
размере полного заработка независимо
от 1 стажа работы пособие выплачивается
только в том случае, если работник потерял
трудоспособность в результате профессионального
заболевания или увечья. Право на пособие
по беременности и родам имеют работающие
женщины-матери. С целью соответствующего
обеспечения охраны здоровья матери и
ребенка данное пособие выплачивается
независимо от трудового стажа в размере
полного заработка на период отпуска по
беременности и родам. Кроме того, предусмотрены
единовременные выплаты; при рождении
ребенка, на погребение.
Во-вторых, на обеспечение финансирования
санаторно-курортного обслуживания работников.
Из средств фонда государственного социального
страхования оплачивается полностью или
частично приобретение трудящимися разнообразных
путевок в санатории, дома отдыха, пионерские
лагеря и т. п. В-третьих, на финансовое
обеспечение процесса социальной и профессиональной
адаптации инвалидов, содержание санаториев-профилакториев,
ремонт и аренду оздоровительных лагерей,
внешкольное обслуживание детей и т. д.
Фонд обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование
в РФ осуществляется в обязательной
и добровольной формах. Обязательное
медицинское страхование выступает как
составная часть государственной социальной
поддержки населения. Государственная
политика в этой области реализуется через
функционирование специального фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования
созданы для реализации государственной
политики в области обязательного медицинского
страхования в соответствии с Законом
РФ «О медицинском страховании граждан
в Российской
Федерации» № 1499-1 от
8 июня 1991 г., полностью введенным
в действие с 18 января 1993 г.
Фонд обязательного медицинского страхования
является самостоятельным государственным
некоммерческим финансово-кредитным учреждением,
осуществляющим свою деятельность на
правах юридического лица в соответствии
с действующим законодательством России.
Формирование финансовых ресурсов фонда
осуществляется за счет отчислений от
средств, аккумулированных посредством
внесения: единого социального налога.
Средства Фонда обязательного медицинского
страхования находятся в государственной
собственности.
Основные задачи ФОМС:
— обеспечение реализации Закона РФ «О
медицинском страховании граждан в Российской
Федерации»;
— обеспечение предусмотренных законодательством
РФ прав граждан в системе обязательного
медицинского страхования;
— участие в разработке и осуществлении
государственной финансовой политики
в области обязательного медицинского
страхования.
Финансовые средства ФОМС находятся в
государственной собственности РФ, они
не входят в состав бюджетов, других фондов
и изъятию не подлежат.
Финансовые средства ФОМС образуются
за счет:
— части страховых взносов предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих
субъектов независимо от форм собственности
на обязательное медицинское страхование
в размерах, устанавливаемых законодательством
РФ;
— взносов территориальных фондов на
реализацию совместных программ, выполняемых
на договорных началах;
— ассигнований из федерального бюджета
на выполнение республиканских программ
обязательного медицинского страхования;
— добровольных взносов юридических и
физических лиц.
Средства ФОМС используются на оплату
медицинских услуг, предоставляемых гражданам,
финансирование целевых медицинских программ,
мероприятий по подготовке и переподготовке
специалистов, на развитие медицинской
науки, на улучшение материально-технического
обеспечения здравоохранения и другие
цели.
[19 - Свиридов О.Ю. Финансы, Денежное обращение
и Кредит: 100 экзаменационных ответов.
Феникс, 2010, 208 стр.]
Информация о работе Экономическая сущность внебюджетных фондов