Экономическая сущность расходов на реализацию товаров в рыночной экономике, организация их учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Поэтому целью написания дипломной работы является всестороннее изучение действующей практики ведения бухгалтерского учета и анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Файлы: 1 файл

Реализация диплом.doc

— 571.50 Кб (Скачать файл)

Отчетность организаций розничной торговли представляет собой совокупность сведений о результатах и условиях их работы за отчетный период, которые используются для контроля и руководства организаций. Тщательное изучение и анализ отчетных данных раскрывают причины достигнутых успехов или неудач и помогают наметить пути улучшения работы в дальнейшем.

Состав бухгалтерской отчетности, сроки и адресность ее предоставления определены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «О бухгалтерской отчетности организации №16 от 17 февраля 2004 года разработаны и утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности для организаций всех форм собственности, а также Правила составления и представления бухгалтерской отчетности и Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. При необходимости Министерством финансов вносятся изменения и дополнения в содержание форм бухгалтерской отчетности, в Правила составления и представления бухгалтерской отчетности и в Инструкцию о порядке формулирования показателей бухгалтерской отчетности. Специализированные формы внутрисистемной (ведомственной) бухгалтерской отчетности утверждают министерства и ведомства. Они же составляют инструкции по формированию показателей внутрисистемной (ведомственной) отчетности, правила ее составления и заполнения, устанавливают конкретные сроки представления отчетности подведомственными организациями в пределах срока, определенного Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» [40, c. 342].

Бухгалтерская отчетность включает в  себя следующие типовые формы: бухгалтерский  баланс; отчет о прибылях и убытках (форма 2); отчет о движении источников собственных средств (форма 3).

Отчет о расходах на реализацию товаров  составляется по статьям утвержденной номенклатуры текущих расходов. По торговле в данном отчете отражают расходы на реализацию товаров, приходящиеся на реализованные товары.

Кроме информации о расходах на реализацию товаров в отчете также отражают валовой доход от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности, суммы полученных из бюджета возмещений, начисленных налогов, сборов и прочих отчислений, производимых от валовой прибыли (валового дохода), прибыль (убыток) от реализации товаров. В данном отчете отражаются два показателя прибыли (убытка) от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности.

Для целей составления финансовой отчетности приводится показатель прибыли (убытка), рассчитанный без учета  ограничений по нормированию (лимитированию) отдельных видов расходов. Для целей налогообложения и составления отчетности формируется показатель прибыли (убытка) от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности, рассчитанный с учетом установленных норм (лимитов) расходов.

Также отчет о расходах на реализацию товаров содержит ряд бухгалтерский справок. В них отражаются показатели, характеризующие оптовый, розничный товарооборот, товарооборот организаций, осуществляющих общественное питание, заготовительный оборот, остатки нормируемых товарно-материальных ценностей и тары на отчетную дату.

Отчет о расходах на реализацию составляется ежемесячно, показатели отражаются в  млн. р.

Отчет о расходах на реализацию товаров  служит не только для получения обобщенных данных о затратах, произведенных в отчетном периоде, так как на основании информации, отраженной в нем, проводится экономический анализ расходов на реализацию товаров и рассчитывается уровень расходов. Кроме того, сведения о расходах торговых организаций используются при планировании расходов на реализацию товаров на следующий отчетный период.

Действующий в торговой организации  потребительской кооперации Отчет  о расходах на реализацию существенно  улучшает качество и аналитичность  учетной информации. Составление  отчета является логическим завершением процесса учета расходов на реализацию товаров.

 

3. Анализ расходов  на реализацию товаров и их  оптимизация в рыночной экономике

 

 

3.1 Экономическая информация  и методика анализа расходов  на реализацию товаров

Целью анализа расходов на реализацию является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов – непрерывному росту товарооборота и увеличению прибыли.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Оценить величину расходов  организации в сумме и в  процентах к товарообороту за  отчетный период, в динамике, по  сравнению с другими организациями  (особенно конкурентами) и с показателями  расходов на реализацию по  торговле в регионе и в целом  по отрасли.

2. Изучить расходы по отдельным  статьям в сумме и в процентах  к товарообороту, установить их  долю (оценить структуру) в совокупных  расходах за отчетный период  и тенденции изменения этой  доли в динамике.

3. Исследовать влияние основных  факторов на изменения расходов на реализацию отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты.

4. Выявить резервы экономии по  отдельным статьям расходов и  определить меры по их использованию  в текущей деятельности в предстоящем  периоде.

Вопросы анализа и планирования издержек обращения торгового предприятия в условиях рыночной конкуренции приобретают особую актуальность и практическую значимость. Кроме того, действующие методические подходы к экономическому анализу и планированию текущих затрат в торговле в силу наличия объективных и субъективных причин требуют адаптации к требованиям рыночной экономики.

Вопросы анализа издержек обращения  рассматривались в трудах многих экономистов, таких как Кравченко  Л.И., Савицкая П.Я., Баканов М.И.

Для выполнения данной главы дипломной работы в большей мере использовалась методика анализа расходов на реализацию товаров Кравченко Л.И. и в меньшей степени методика Баканова М.И.

При проведении анализа в качестве источника информации об издержках  в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, материалы текущего учета, первичные документы, плановые показатели расходов и их расчеты, различные нормативы (нормы естественной убыли, ставки арендной платы, тарифы за транспортные услуги), внеучетные источники информации и личных наблюдений. Основной отчетный источник анализа издержек обращения – квартальные и годовой "Отчеты о расходах на реализацию" (форма № 3), в которой показываются фактические суммы расходов по отдельным отраслям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об издержках обращения (в целом по торговому предприятию, по отдельным статьям расходов и хозрасчетным подразделениям) можно получить из регистров аналитического их учета и машинограмм. Для изучения причин отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и другие), материалы обследований, личных наблюдений. К первичным документам приходится обращаться и в тех случаях, когда необходимо установить ответственных за допущенный перерасход и понесенные потери и убытки.

Первым этапом анализа издержек обращения розничного торгового  предприятия является их анализ по общему уровню, в процессе чего устанавливают:

·  соответствие фактического уровня расходов разработанному плану;

·  динамику издержек обращения за ряд периодов и основные тенденции их изменения;

·  факторы, оказавшие влияние на изменение уровня затрат в динамике и по сравнению с планом.

Анализ издержек обращения торговых предприятий начинают с сопоставления  фактических данных с плановыми  и данными прошлых периодов с  помощью методов сравнения, корректированных чисел, цепных подстановок. Разница  между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход) издержек обращения. Отклонение по уровню издержек обращения от плана или от данных прошлых периодов называется размером снижения или повышения их уровня. Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному (плановому или фактическому уровню за прошлый месяц), если последний принять за 100%.

На практике по размеру снижения (повышения) уровня издержек обращения  определяют сумму их относительной  экономии или перерасхода и дают оценку соблюдению сметы торговых расходов. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер снижения (повышения) уровня издержек обращения и делением полученного итога на 100.

Для оценки издержек обращения следует применять также показатель затратоотдачи, определяемый отношением товарооборота к сумме издержек.

Анализ издержек обращения за год  дополняют их изучением по кварталам  и месяцам. Такой анализ помогает полнее выявить и мобилизовать резервы сокращения торговых расходов.

Далее переходят к анализу состава  и структуры издержек обращения, соблюдения сметы в разрезе отдельных  статей расходов. Причем оценку выполнения плана и динамики статей издержек обращения, сумма которых находится в прямой зависимости от изменения товарооборота (их называют переменными расходами), следует давать по их уровню. Статьи издержек обращения, сумма которых не находится в пропорциональной зависимости от степени выполнения плана и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы) изучают прежде всего по абсолютным данным. Такое постатейное ознакомление с выполнением плана и динамикой расходов покажет, на какие статьи издержек обращения следует обратить особое внимание. В первую очередь должны изучаться статьи издержек обращения, которые занимают основное место в торговых расходах, особенно по которым допущен перерасход.

Издержки обращения должны изучаться  в увязке с другими показателями деятельности предприятия, и, в частности, объемом деятельности, конечными финансовыми результатами.

В процессе анализа издержек обращения  необходимо сопоставить их с валовыми доходами, прибылью, материальными, трудовыми  и финансовыми ресурсами. Такой  анализ затрат позволяет разработать  мероприятия по эффективному использованию ресурсов организаций и предприятий.

Анализ издержек обращения предполагает изучение не только фактических затрат, но и прогнозируемых на предстоящий  период. Оценка эффективности системы  планов осуществляется на основе таких  показателей как рентабельность издержек обращения, рентабельность примененных ресурсов, затратоотдача, доля издержек обращения в валовых доходах, а также на основе соотношения таких показателей: Iп > Iпт> Iфв> Iзп , где Iп – индекс роста чистой продукции, Iпт – индекс роста производительности труда, Iфв – индекс роста фондовооруженности основными и оборотными средствами, Iзп – индекс роста затрат на оплату труда.

В системе анализа издержек обращения  возможны определенные дополнения, расширяющие  информативность и его управленческую значимость. Возможно использовать детерминированный подход для осуществления факторного анализа. Тогда общепринятый показатель уровня издержек обращения в торговле можно выразить следующим образом:

= х  х , (3.1)

где И – сумма издержек обращения  за анализируемый период;

В – объем розничного товарооборота;

ВД – валовый доход без  налога на добавленную стоимость;

П – прибыль от торговой деятельности.

Взаимосвязь выделенных факторов позволяет, в рамках данной мультипликативной  модели, оценить не только степень  их индивидуального изменения, но и показать влияние конкретных мультипликаторов на величину затрат, приходящихся на 1 рубль розничного товарооборота [32, с.186].

Величина издержек обращения находится  под воздействием многочисленных зависящих  и не зависящих от деятельности предприятия факторов. К независимым факторам относят изменения розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее, газ и тому подобное. Зависимые факторы включают степень выполнения плана товарооборота, изменения его объема, состава и структуры, времени обращения товаров, повышение или снижение уровня производительности труда торговых работников, внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков, рационализацию путей и форм товародвижения; улучшения движения транспорта; повышение использования материально-технической базы торговли; совершенствование экономической работы и другие. Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения (по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию), установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и возможности относительного сокращения расходов. Необходимо иметь ввиду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях хозяйствования неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что следует учитывать при их анализе.

Для измерения влияния степени  выполнения плана или динамики товарооборота на издержки обращения делают пересчет базисных расходов на фактический товарооборот. По переменным статьям издержек считают, что с перевыполнением плана розничного товарооборота пропорционально возрастают их суммы. А уровень остается неизменным – базисным. Пересчитанную базисную сумму переменных расходов определяют умножением фактического объема товарооборота на базисный их уровень и делением полученного итога на 100

Пересчитанный базисный уровень условно-постоянных расходов определяют отношением базисной их суммы к фактическому товарообороту и умножением полученного итога на 100.

Влияние изменения объема товарооборота  на сумму переменных расходов определяется как разность между пересчитанной  их суммой и базисной, а на уровень  условно-постоянных расходов –  как разность между пересчитанным их уровнем и базисным [31, с.150].

Информация о работе Экономическая сущность расходов на реализацию товаров в рыночной экономике, организация их учета