Характеристика учета хозяйственных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 06:33, лекция

Описание работы

Бухгалтерский учёт представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов. Сплошное отражение хозяйственной деятельности подразумевает под собой обязательный учет всего имущества, всех видов запасов, затрат, продукции, задолженностей предприятия и т.д., а всё это требует непрерывного постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств и других совершений. Взаимосвязанность вызвана зависимостью совершающихся между собой фактов.

Файлы: 1 файл

Характеристика учета хозяйственных процессов.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Учет процесса продажи

 

Продажа продукции (работ, услуг) - завершающий этап кругооборота средств в хозяйственной деятельности предприятия. Выручка, полученная от продажи продукции, используется предприятием для возобновления процессов снабжения и производства, на накопление, поощрение работников предприятия и другие цели.

Процесс продажи представляет собой комплекс операций по сбыту произведенной предприятием продукции покупателю. Факт продажи означает, что произведенная им продукция по ассортименту, качеству, срокам поставки и цене соответствует рыночному спросу. Только после того, как продукция реализована, предприятие может получить ответ на вопрос о том, сумело ли оно на средства, вырученные от продажи продукции, не только покрыть затраты на ее производство и сбыт, но и получить доход в форме прибыли. Или, иными словами, получить ответ на вопрос о том, каков же финансовый результат его основной производственной деятельности. Отсюда следует, что на этапе продажи продукции (работ, услуг) перед бухгалтерским учетом стоит триединая задача: отразить информацию об объеме продажи в ценах реализации, исчислить фактическую полную себестоимость проданной продукции, исчислить прибыль (убыток) от продажи.

Счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных  с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции  и полуфабрикатам собственного производства;

работам и услугам  промышленного характера;

работам и услугам  непромышленного характера;

покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским  и т.п. работам;

товарам;

услугам по перевозке  грузов и пассажиров;

транспортно - экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

услугам связи;

предоставлению  за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом  деятельности организации);

предоставлению  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

участию в уставных капиталах других организаций (когда  это является предметом деятельности организации) и т.п.

При признании  в бухгалтерском учете сумма  выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и  др. отражается по кредиту счета 90 "Продажи" и дебету счета 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу",20 "Основное производство" и др. в дебет счета 90 "Продажи".

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным  ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость  проданных товаров (в корреспонденции  со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").

К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:

90-1 "Выручка";

90-2 "Себестоимость  продаж";

90-3 "Налог  на добавленную стоимость";

90-4 "Акцизы";

90-9 "Прибыль  / убыток от продаж".

На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления  активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90-2 "Себестоимость продаж" учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 "Выручка" признана выручка.

На субсчете 90-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются суммы налога на добавленную  стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

На субсчете 90-4 "Акцизы" учитываются суммы  акцизов, включенных в цену проданной  продукции (товаров).

Организации - плательщики  экспортных пошлин могут открывать  к счету 90 "Продажи" субсчет 90-5 "Экспортные пошлины" для учета  сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" предназначен для  выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость  продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании  отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль / убыток от продаж"), закрываются  внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль / убыток от продаж".

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется  по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых  услуг и др. Кроме того, аналитический  учет по этому счету может вестись  по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Таким образом, процесс продажи продукции (работ, услуг) позволяет возместить затраты  и выполнить обязательства предприятия  перед бюджетом (по налоговым платежам), внебюджетными фондами, учреждениями банка и другими кредиторами. В процессе продажи также формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности.

 

Изучение хозяйственных процессов

 

Применение  диалектического подхода требует  изучения явлений хозяйственных  процессов и результатов во взаимосвязи и взаимозависимости. Изучение деятельности предприятий и объединений хозяйственных единиц связано с исследованием факторов обусловивших результаты.

В экономических  исследованиях под факторами  понимают условия, в которых осуществляются хозяйственные процессы и причины, под влиянием которых изменяются сами процессы и их результаты.

Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов  включает в себя:

Выявление зависимости.

Определение характера  зависимости.

Определение схемы  связи результатного показателя с факторами.

При изучении взаимосвязи  принято различать два их вида:

детерминированные (функциональные),

вероятностные (корреляционные).

Функциональные  связи характеризуются строгим  соответствием между причиной и  следствием.

Каждому значению фактора соответствует одно или несколько вполне определенных значений результата. При функциональной связи можно точно подсчитать, на сколько изменится величина результата при изменении фактора. Так, зависимость между отработанным временем и тарифом заработной платы повременщика функциональная. Однако чаще всего результаты хозяйственных процессов вкладываются под влиянием множества причин, которые действуют одновременно и во взаимной связи, причем точно не известно, в какой мере каждая причина влияет на величину результата, также связи называются вероятностными.

При корреляционных связях, между причиной и результатом, нет строгого соответствия, а наблюдаются  известные соотношения. Например, между  производственным стажем рабочих и  уровнем их заработной платы имеется известное соответствие, в большинстве случаев, чем больше стаж, тем больше средняя заработная плата. Однако имеется еще множество факторов, определяющих уровень заработной платы. Это и квалификация рабочих, состояние оборудования, на котором он работает, обеспечение рабочих инструментом, качество используема материалов. Влияние этих факторов может привести к тому, что с увеличением стажа, заработная плата будет в разной степени увеличиваться, а может и снижается.

При вероятностях или корреляционных взаимосвязях, как правило, определяют тесноту связи между фактором и обобщенным результатом.

При анализе  функциональной зависимости различают  такие их виды:

аддитивные  зависимости,

мультипликативные,

комбинированные.

При аддитивной форме связи результат представляет собой сумму факторов, определяющих его величину.

Например, объем  реализованной продукции может  рассматриваться следующим образом:

 

PП= ВП+ОН-ОК,

 

где РП - реализация продукции,

ВП - выпуск продукции,

ОК - остатки нереализованной  продукции на конец периода,

ОН - остатки нереализованной  продукции на начало периода.

При аддитивной форме связи  размер влияния фактора на обобщающий показатель равен величине изменения  самого фактора относительно базисного  уровня. При этой связи для факторного анализа никаких специальных приемов использовать не нужно. Размер изменения фактора это и есть влияние его на характеристику.

Однако в этом случае важно  определить направление влияния, факторы  могут находиться как в прямой, так и в обратной связи с  обобщающими показателями.

Если связь прямая, то с увеличением фактора увеличивается  и обобщающий показатель, при обратной связи обобщающий показатель уменьшится с увеличением фактора.

При мультипликативной схеме  связи результативный показатель рассматривается как произведение ряда факторов сомножителей. Например, при анализе использовании трудовых ресурсов предприятия, объединения объем продукции принято рассматривать как результат 4-х факторов сомножителей:

 

ВП= Ч*Д*П*W час,

 

где ВП - объем  продукции (тыс. руб); Ч - среднесписочное число рабочих; Д - среднее число дней работы одного рабочего за период (за месяц); П - средняя продолжительность рабочей смены, W час - среднечасовая выработка (в руб).

Выявление зависимостей важно  для выбора способа расчета влияния факторов на изменение характеристики. При аддитивной зависимости изменение характеристики равно изменению фактора, поэтому никаких дополнительных приемов использовать нет необходимости.

При мультипликативной зависимости  влияние факторов можно определить любым из приемов элиминирования.

При комбинированной зависимости  влияние факторов определяют только способом цепных подстановок.

При корреляционных или вероятностных  связях используются приемы корреляционного  анализа и других экономико-математических методов. Этот анализ включает в себя 3 основных этапа:

Построение корреляционной модели.

Решение принятой модели путем  нахождения параметров корреляционного  уровня.

Оценка и анализ полученных результатов.

Таким образом, важным условием успешного применения корреляционного способа является качественный предварительный социально-экономический анализ исследования явлений, он позволяет выявить реальные взаимосвязи. При использовании в анализе парной и множественной корреляции должны соблюдаться требования матричной статистики в отношении величины выборки качественной однородности отобранной собственности, других моментов, обеспечивающих представительность выборки и т.д.


Информация о работе Характеристика учета хозяйственных процессов