Формирование учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также её представление для внешних пользователей.
Задачами для реализации поставленной цели являются:
определение и раскрытие содержания понятия учетной политики;
выявления этапов процесса формирования учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Раскрытие учетной политики для заинтересованных пользователей.

Файлы: 1 файл

пример курсовой1.docx

— 199.08 Кб (Скачать файл)

Введение

Законодательно установлено, что  бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в  установлении такой совокупности правил, реализация которых, обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность  и полезность для широкого круга  заинтересованных пользователей.

От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и  самостоятельности организаций  в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых (смешанных) подходов к  постановке бухгалтерского учета заключается  в основном в том, что, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации  самостоятельно формируют свою учетную  политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г., определяет учетную  политику организации как принятую ее совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В условиях реформирования системы  бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и введены  в действие целый ряд нормативных  документов, влияющих на постановку учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций: Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98г. N34-н; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету: ПБУ 3/2000, ПБУ4/99, ПБУ5/01, ПБУ6/01, ПБУ7/98, ПБУ9/99, ПБУ10/99, ПБУ14/2000. Вышеназванные  нормативные документы, в различной  степени отвечающие требованиям  международных стандартов, определяют варианты применения того или иного  способа или метода бухгалтерского учета, требуют внесения изменений  в порядок его ведения.

Учетная политика превратилась из непонятной для многих категорий в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижения налогового бремени.

Каждое предприятие должно иметь  свою самостоятельно сформированную, основанную на особенностях этого предприятия  учетную политику. Диапазон практического  применения этого документа очень  широк, особенно в части раскрытия  для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность, которая в настоящее  время соответствует международным  стандартам финансовой отчетности.

После того, как в силу вступила вторая часть Налогового кодекса  Российского Федерации, появилось  новое понятие - учетная политика в целях налогообложения. Впервые  требование о том, что предприятие  должно утверждать учетную политику в целях налогообложения, появилось  в главе 21 НК РФ «Налог на добавленную  стоимость». В этой главе говорится  также еще и о том, что предприятие  должно определить в своей учетной  политике, как оно будет определять выручку для целей исчисления НДС - «по отгрузке» или «по  оплате».

С 1 января 2002 г. значение учетной политики в целях налогообложения значительно  возрастает. Ведь с этого года в  силу вступает еще одна глава Налогового кодекса- 25-я «Налог на прибыль организаций». В ней впервые в практике российского  законодательства вводится такое понятие, как налоговый учет. Причем порядок  признания доходов и расходов, а также учета отдельных хозяйственных  операций в целях налогообложения  значительно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учета. Поэтому теперь при разработке учетной политики бухгалтеру придется устанавливать методы ведения как  бухгалтерского, так и налогового учета.

Следует отметить, что значение учетной  политики недооценивается многими  организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между  тем выбранная организацией учетная  политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации  является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена помимо вышесказанного еще и тем, что на сегодняшний день учетная политика, хотя и относительно новое явление в практике работы отечественных предприятий, но от ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям. Посредством создания внутренних стандартов, таких как Учетная политика предприятия, дополняется и конкретизируется система государственных нормативных актов, и сама учетная политика становится элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также её представление для внешних пользователей.

Задачами для реализации поставленной цели являются:

определение и раскрытие содержания понятия учетной политики;

выявления этапов процесса формирования учетной политики как для целей  бухгалтерского учета, так и для  целей налогообложения. Раскрытие  учетной политики для заинтересованных пользователей.

Работа состоит из двух глав, в  которых последовательно раскрыта сущность учетной политики. На протяжении всей работы ведется сравнительный  анализ формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета  и для целей налогообложения, ввиду значимости и актуальности этого вопроса на фоне многообразия нормативных актов, и требований предъявляемых к бухгалтерской  и налоговой отчетности.

В первой главе проанализирована сущность учетной политики и нормативная  база для ее формирования, раскрыты цели и задачи формирования учетной  политики, указаны основные принципы ее формирования, в том числе и  международные. А также основные вопросы раскрытия учетной политики для заинтересованных пользователей.

Вторая глава посвящена элементам  учетной политики организации, порядку  ее оформления. В этой главе рассмотрены: принципы формирования учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Раскрыты основные методологические и  организационные аспекты формирования учетной политики. Рассмотрены методы учета той или иной хозяйственной  операции. Проведен сравнительный анализ формирования учетной политики для  целей бухгалтерского учета и  для целей налогообложения. Возможность  автоматизации процесса формирования учетной политики. Данная глава построена  на сквозном примере условного предприятия  ООО «Вектор». Краткая характеристика ООО «Вектор» приведена в конце  первой главы, а документы, полученные в результате формирования его учетной  политики, приведены в Приложении к данной работе. Итогом моей работы должны стать выводы о роли учетной  политики в хозяйственной жизни  общества, основанные на рассмотрении основной части.

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования и раскрытия учетной  политики

учет бухгалтерский налогообложение

1.1 Система нормативного  регулирования учетной политики  и общие положения

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Закон  «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер. В общем, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

а) первый уровень - законодательные  акты, указы Президента РФ и постановления  Правительства, регламентирующие прямо  или косвенно организацию и ведение  бухгалтерского учета в организации;

б) второй уровень - положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

в) третий уровень - методические указания, инструкции, комментарии, письма Минфина  РФ и других ведомств;

г) четвертый уровень - рабочие документы  конкретной организации.

Основным нормативным актом  первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской  деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных  вести бухгалтерский учет и предоставлять  финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует  отнести Гражданский и Налоговый  кодексы Российской Федерации, Федеральные  законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» от 29.12.95 г. №222-ФЗ, «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. №88-ФЗ, «Об акционерных  обществах» от 26.12.95 г. №208-ФЗ, постановление  Правительства «О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н  также относится к документам первого уровня, так как этот документ устанавливает общие принципы ведения  бухгалтерского учета, представления  бухгалтерской отчетности, взаимоотношения  организации с внешними потребителями  информации и др.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету  и регулируются Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных  объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные  стандарты финансовой отчетности. В  настоящее время в России разработано  и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. Для целей  формирования учетной политики предприятия  основными являются следующие положения:

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. №552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ;

Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика предприятия». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60н;

Положение по бухгалтерскому учету  «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина  РФ от 06.07.99. №43н.;

Положение по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина  РФ от 09.06.01. №44н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01. №26н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98. №56н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Условные факты хозяйственной  деятельности». ПБУ 8/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98. №57н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99. №32н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99. №33н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000. №91н.;

Положение по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000. №91н. и др.

Из перечисленных положений  особенно важным является Положение  «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, поскольку в нем изложены основные правила ведения бухгалтерского учета и порядок налогообложения  в организациях. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном  положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами  и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация  внутрихозяйственных резервов.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого  и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета во всех организациях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы.

Информация о работе Формирование учетной политики