Формирование учетной политики организации и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:36, реферат

Описание работы

Термин «учетная политика» организации вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policy», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был впервые закреплен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение учетной политики 4
2. Порядок формирования учетной политики организации 9
3. Анализ и оценка учетной политики предприятия 13
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

- особенности деятельности (производственные, коммерческие, финансовые, управленческие);

- текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, осуществление инвестиционных программ, укрепление конкурентных позиций на рынке и т.д.);

- хозяйственная ситуация (развитость инфраструктуры рынка, состояние законодательства, благоприятность инвестиционного климата и др.);

- кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, степень понимания стоящих перед ним задач и др.).

При формировании учетной  политики организации необходимо придерживаться следующих требований и правил:

1) организация должна  выбрать лишь один способ ведения  учета из нескольких, допускаемых  законодательством и нормативными  актами по бухгалтерскому учету  в Российской Федерации. Если  по конкретному вопросу в нормативных  документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;

2) выбранный способ  ведения учета должен устанавливаться  организацией во всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головной организацией;

3) при ведении бухгалтерского учета организация должна обеспечивать: соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых исходя из правил, установленных законодательством, и условий хозяйствования. Значит, принятые правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и ни в коем случае не могут изменяться в течение отчетного года;

4) данные правила должны  быть закреплены соответствующим  внутренним документом (приказом руководителя организации, утверждающим Положение об учетной политике);

5) в случае, когда организация  не может сформировать достоверную  информацию об объектах исходя  из установленных правил бухгалтерского  учета, это (с соответствующим  обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке [5, c. 83].

 

3. Анализ и оценка учетной политики предприятия

 

 

Целью изучения учетной  политики является анализ и оценка основных принципов организации  бухгалтерского учета. При этом аудитором  должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:

- приказ об учетной политике проверяемого предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.

Изучив и проанализировав  представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства предприятия к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.

При проведении аудиторской  проверки учетной политики аудитор  должен установить:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;

- последовательность применения учетной политики;

- раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики.

В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия.

Для оценки полноты и  правильности положений учетной  политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий [6, c. 48].

Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;

- обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;

- обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:

1) допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;

2) допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;

3) допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

4) требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;

5) требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

6) требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

7) требование приоритета содержания перед формой — означает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;

8) требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

9) требование рациональности — означает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов предприятия.

В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они  внесены в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.

Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприятия учетной политики для целей налогового учета.

В учетной политике для  целей налогообложения должен быть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аудитор также проверяет  наличие приложений к учетной  политике для целей налогообложения, таких как формы регистров  налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных  документов [7, c. 27].

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, учетная  политика используется внутренними  и внешними пользователями, с одной  стороны, как регламент организации, который устанавливает правила для всех участников процесса ведения бухгалтерского учета, а с другой - как средство контроля за осуществлением процесса ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организации и повышения качества управления организацией через обеспечение достоверности информации.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), согласно ПБУ.

Учетная политика компании формируется главным бухгалтером  или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.

Учетная политика формируется  на бумажном носители и подлежит сдаче в налоговую инспекцию.

Учетная политика во вновь  созданной организации должна быть разработана и утверждена в срок не позднее 90 дней с момента государственной  регистрации юридического лица. принятая учетная политика во вновь созданной  организации считается действующей с момента государственной регистрации общества.

Учетная политика действующих  организаций принимается на неопределенный срок и может быть изменена. При  внесении изменений в учетную  политику они начинают действовать  либо с момента изменения налогового и бухгалтерского законодательства, либо с начала года (в зависимости от типа изменений).

Список использованных источников

 

1 Налоговый  кодекс  РФ [Электронный  ресурс] : часть  вторая от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ : ред. от 30 дек. 2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2  О  бухгалтерском   учете [Электронный  ресурс] : федер.  закон от 21 нояб. 1996 г. №129-ФЗ : ред.  от 3 нояб. 2006 г. Доступ из справ.-правовой  системы «КонсультантПлюс».

          3 Баранов П.П., Залышкина Т.А. Процедура  формирования учетной политики [Текст] / П.П. Баранов, Т.А. Залышкина // Аудитор. – 2007. – №2. – С. 16-20.

4 Бочаров В. В.Финансовый анализ. Краткий курс - СПб.: Питер , 2007. - 240 с.

5  Бычкова С.М. Бухгалтерский финансовый  учет [Текст] : учеб. пособие / С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева; под  ред. С.М. Бычковой. – М. : Эксмо, 2008. – 528 с.

6 Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 350 с.

7 Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2010. - 656 с.

8 Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208 с.

 

 

 

 


Информация о работе Формирование учетной политики организации и оценка ее эффективности