Формирование расходов на оплату труда. Состав фонда оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:13, реферат

Описание работы

Фонд оплаты труда - объем средств, предназначенных на оплату труда (фонд оплаты труда предприятия). Система поощрений в рамках штатного расписания позволяет учесть различия в уровне сложности выполняемой работы и индивидуальные типы трудовой мотивации каждого из участников бизнес-процесса. Система позволяет и моделировать общий фонд оплаты труда сотрудника с учетом каждого из компонентов и результатов работы.

Файлы: 1 файл

Формирование расходов на оплату труда.docx

— 21.52 Кб (Скачать файл)
  1. Формирование расходов на оплату труда. Состав фонда оплаты труда.

 

Фонд оплаты труда -объем  средств, предназначенных на оплату труда (фонд оплаты труда предприятия). Система поощрений в рамках штатного расписания позволяет учесть различия в уровне сложности выполняемой  работы и индивидуальные типы трудовой мотивации каждого из участников бизнес-процесса. Система позволяет  и моделировать общий фонд оплаты труда сотрудника с учетом каждого  из компонентов и результатов  работы. Появляется возможность моделировать общий фон оплаты труда компании в зависимости от сценариев развития бизнеса. В сочетании с системой бюджетирования данный подход дает огромные преимущества, позволяя оптимизировать штатное расписание, индивидуальную систему оплаты с учетом потенциала и профессионализма работников, снизить  риск переплаты нерадивым сотрудникам  либо недоплаты.

Фонд оплаты труда формируется  из: фонда, рассчитанного в соответствии с утвержденным штатным расписанием  на основе тарифных ставок (окладов) ЕТС (единой тарифной системы), определенных в соответствии с разрядами оплаты труда, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации, разряды оплаты труда устанавливаются  по результатам аттестации служащих.

Расчет фонда оплаты труда: ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА - суммарные издержки предприятия на оплату труда всех работников за определенный период и выплаты социального характера. В условиях рыночных отношений величина фонда оплаты труда определяется самим предприятием с учетом конъюнктуры рынка, ситуации со стоимостью рабочей силы, уровня инфляции и других факторов. При расчете фонда оплаты труда предприятия, как правило, используют прямой метод исходя из общей численности работающих, объема выполняемых работ, тарифной системы и применяемых систем оплаты труда. Согласно ст. 77 КЗоТ РФ величина оплаты труда каждого работника непосредственно зависит от его личного вклада в результаты труда, причем максимальный ее размер не ограничивается. Месячный заработок работника при полном выполнении им своих должностных обязанностей не может быть ниже установленного минимума размера оплаты труда в месяц.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные учреждениями, организациями  суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные  выплаты, связанные с режимом  работы и условиями труда, стимулирующие  доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также  оплата питания, жилья, топлива, носящая  систематический характер.

Состав расходов на оплату труда, принимаемых в целях налогообложения, определен статьей 255 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее НК РФ).

В расходы налогоплательщика  на оплату труда включаются любые  начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие  начисления и надбавки, компенсационные  начисления, связанные с режимом  работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные  начисления, расходы, связанные с  содержанием этих работников, предусмотренные  нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда  в целях налогообложения прибыли, в частности, относятся:

- суммы, начисленные по  тарифным ставкам, должностным  окладам, сдельным расценкам или  в процентах от выручки в  соответствии с принятыми у  налогоплательщика формами и  системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего  характера, в том числе премии  за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам  и окладам за профессиональное  мастерство, высокие достижения  в труде и иные подобные  показатели;

- начисления стимулирующего  и (или) компенсирующего характера,  связанные с режимом работы  и условиями труда, в том  числе надбавки к тарифным  ставкам и окладам за работу  в ночное время, работу в  многосменном режиме, за совмещение  профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных,  особо вредных условиях труда,  за сверхурочную работу и работу  в выходные и праздничные дни,  производимые в соответствии  с законодательством Российской Федерации;

- стоимость бесплатно  предоставляемых работникам, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, коммунальных услуг,  питания и продуктов, предоставляемого  работникам налогоплательщика в  соответствии с установленным  законодательством Российской Федерации  порядком бесплатного жилья (суммы  денежной компенсации за непредоставление  бесплатного жилья, коммунальных  и иных подобных услуг);

- стоимость выдаваемых  работникам бесплатно, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, предметов (включая  форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном  пользовании (сумма льгот в  связи с их продажей по пониженным  ценам);

- сумма  начисленного работникам среднего  заработка, сохраняемого на время  выполнения ими государственных  и (или) общественных обязанностей  и в других случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о труде;

- расходы на оплату, сохраняемую  работникам на время отпуска,  предусмотренного законодательством  Российской Федерации, фактические  расходы на оплату проезда  работников и лиц, находящихся  у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

- денежные компенсации  за неиспользованный отпуск в  соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации;

- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией  или ликвидацией налогоплательщика,  сокращением численности или  штата работников налогоплательщика;

- единовременные вознаграждения  за выслугу лет (надбавки за  стаж работы по специальности)  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- надбавки, обусловленные  районным регулированием оплаты  труда, в том числе начисления  по районным коэффициентам и  коэффициентам за работу в  тяжелых природно-климатических  условиях,

- надбавки за непрерывный  стаж работы в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, в районах европейского  Севера и других районах с  тяжелыми природно-климатическими  условиями;

- расходы на оплату  труда, сохраняемую в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на время учебных  отпусков, предоставляемых работникам  налогоплательщика;

- расходы  на оплату труда за время  вынужденного прогула или время  выполнения нижеоплачиваемой работы  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

- расходы на доплату  до фактического заработка в  случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством  Российской Федерации;

- суммы платежей (взносов)  работодателей по договорам обязательного  страхования, а также суммы  платежей (взносов) работодателей  по договорам добровольного страхования  (договорам негосударственного пенсионного  обеспечения), которые заключены  в пользу работников со страховыми  организациями (негосударственными  пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с  требованиями законодательством  Российской Федерации, на ведение  соответствующих видов деятельности  на территории Российской Федерации.

Согласно статье 318 НК РФ к прямым расходам относятся расходы  на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы  единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда. Эти расходы включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ внес изменения в статью 318 НК РФ, по сути расширив состав прямых расходов. Причем изменения, внесенные  в статью 318 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Согласно новой редакции данной статьи: «к прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы  единого социального налога и  расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части  трудовой пенсии, начисленные на указанные  суммы расходов на оплату труда; суммы  начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг».

С указанного момента в  состав прямых расходов у налогоплательщика  включаются не только суммы ЕСН, начисленные  на оплату труда, но и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой  и накопительной части трудовой пенсии.

Расходы на оплату труда  работников, не занятых непосредственно  в производстве продукции, относятся  к косвенным расходам и в полном объеме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Задачи анализа заработной платы  заключаются в том, чтобы установить степень обоснованности и правильности использования фонда оплаты труда, выявить непроизводительные затраты  по заработной плате, установить влияние  расхода заработной платы на себестоимость  продукции.

Источниками информации для  анализа расхода средств на оплату труда служат данные бизнес-плана, формы  № 5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», формы № П-4 «Сведения  о численности, заработной плате  и движении работников», формы № 1 -т «Сведения о численности  и заработной плате работников по видам деятельности». Кроме того, для анализа привлекаются материалы  бухгалтерского и оперативного учета.

Экономия или перерасход по фонду оплаты труда всего персонала, в том числе и по отдельным  категориям, возникают под влиянием двух факторов: изменения численности  персонала и его средней заработной платы. Влияние изменения численности работающих, на фонд оплаты труда определяют путем умножения отклонения численности работающих на базисную или плановую среднюю заработную плату одного работника.

Расчет влияния на фонд оплаты труда изменения средней  заработной платы производят путем  умножения отклонения средней заработной платы одного работника на фактическую  численность работающих в отчетном периоде.

Дальнейший анализ использования  фонда оплаты труда предполагает изучение его состава и структуры  по каждой категории работников. Анализ структуры и состава фонда  оплаты труда позволяет вскрыть  причины образования перерасхода  средств и выявить резервы  сокращения расходов на оплату труда.

Фонд оплаты труда анализируется  по категориям и видам выплат. Зависимость  выплат от объема и структуры выпуска  продукции подсказывает сравнение  их в динамике не только в абсолютном, но и в относительном выражении.

Увеличение размера оплаты по сдельным расценкам без изменения  объема продукции и численности  рабочих, часто является следствием недостатков в тарификации и  нормировании труда рабочих. Поэтому  использование фонда по сдельным расценкам нужно изучить детально по отдельным цехам, участкам и профессиям рабочих. Прежде всего, изучению подвергаются: выполнение мероприятий по снижению трудоемкости выпускаемой продукции, своевременность пересмотра норм выработки  и расценок, качество тарификации  работ и рабочих. В ходе анализа  изучают качество действующих норм, степень их выполнения, проверяют  соответствие разряда рабочих разряду  работ, установленных в тарифно-квалификационном справочнике, и т. д.

С особой тщательностью следует  проанализировать затраты по статье «Прочие виды оплаты труда». Дело в  том, что в отчетности они показываются общей суммой. В эту сумму включаются: доплаты за работу в ночное время, доплата до среднего заработка, надбавка бригадирам за руководство бригадой, оплата перерыва кормящим матерям, выходные пособия, оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей и др. При анализе  важно выяснить причины и обоснованность этих доплат.

На каждом предприятии  рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, чтобы  обеспечить снижение себестоимости  продукции и увеличение прибыли, необходимой для расширения производства и повышения благосостояния работников. В связи с этим в плане по труду предприятия рост производительности труда планируется таким образом, чтобы он опережал показатель повышения  средней заработной платы.

Информация о работе Формирование расходов на оплату труда. Состав фонда оплаты труда