Формирование показателей бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является приобретение теоретических и практических знаний по формированию показателей бухгалтерского баланса. Исходя из этой цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассматривается состав и содержание, методика формирования бухгалтерского баланса.
2. Изучение нормативной базы, применяемой при формировании данной формы отчетности.
3. Излагаются формы, методика формирования отчета по МСФО, которые сравниваются с российской практикой. Отдельно указаны проблемы перехода на международные стандарты и способы решения проблемы.

Файлы: 1 файл

1 часть.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают  несколько видов балансов6.

Сальдовый баланс (табл. 1) характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. 

                                                                                                Таблица 1.

                                      Сальдовый баланс

                      Пассив

Актив

На начало отчётного        периода

На конец  отчётного      периода

     

БАЛАНС

   

 

Баланс составляется бухгалтерией предприятия путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс (табл. 1.2) помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчётный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.

                                                                                                Таблица 1.2

                                    Оборотный баланс

                    Пассив             

 

 

Актив

На начало   отчётного    периода

Денежное движение        (источников)

На конец         отчётного        периода

увеличение

уменьшение

         

БАЛАНС

       

 

Оборотный баланс имеет большое  значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого  в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного баланса.

Вступительный баланс (начальный) — первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при ее организации, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определённый период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у организации  имущества.

Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определённый период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчётов).

Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.

Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчётного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение организации, в котором оно окажется в конце отчётного периода.

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто (чистый) — баланс, из которого исключены  регулирующие статьи. В современных  условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества организации. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчётности.

Принципы и  схемы построения бухгалтерского баланса

 

По своей  структуре бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итого которых постоянно равны между собой. До недавнего времени бухгалтерский баланс представлялся в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая - пассивом. Теперь в соответствии с международными стандартами принято другое построение: сначала приводятся все показатели актива, а затем все показатели пассива. Общий итог показателей актива или пассива называется валютой баланса.7

Актив – это  часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению.

Пассив –  это часть баланса, в которой  отражается имущество организации  по источникам формирования и использования.

В бухгалтерском  балансе  активы и обязательства должны представляться  с подразделениями  в зависимости от срока обращения (погашения) краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Для каждого  вида средств или обязательств в  балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме  баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается  определенная последовательность в  расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные  взаимосвязи статей актива баланса  предполагают их расположение в порядке  повышения уровня ликвидности. В  начале отображаются менее ликвидные  статьи («нематериальные активы», «основные  средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).

Итак, группировка  балансовых статей актива баланса позволяет  выделить два раздела:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы.

Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

В состав оборотных  активов входит имущество, которое потребляется в течение года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.8

Вертикальные  взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива: [7]

3) капитал и резервы;

4) долгосрочные обязательства;

5) краткосрочные обязательства.

Для третьего раздела  определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических  субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы  имеют место в 3 разделе как  вариант учетной политики в случае распределения прибыли.

В четвертом разделе  раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств.

В пятом разделе баланса  отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др.

Каждая строка баланса  имеет свой порядковый номер, что  обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.

Для отражения состояния  средств в балансе предусмотрены  две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».

Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса. При построении бухгалтерских  балансов должны быть учтены требования следующих принципов:9

1. Денежного выражения  - показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.

2. Обособленного предприятия  - бухгалтерский баланс относится  к предприятию, а не к лицам,  связанным с ним; в активе  учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности или находящееся под полным контролем.

3. Действующего предприятия  - период времени, в течение  которого будет существовать  предприятие, неизвестен, его ликвидация  не намечается.

4. Учета по себестоимости  - активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).

5. Двойственности - концепция  двойственности очевидна из того факта, что активы бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала.

 

 

1.3    Порядок и сроки представления  бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерская отчетность это завершающий этап учетного процесса в организации. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

 Типовые  формы бухгалтерской отчетности  и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ. Министерства и ведомства Российской Федерации, республик, входящих в ее состав, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций своей системы, по соглашению соответственно с Министерством финансов РФ и республик входящих в ее состав. Организация, являющееся юридическим лицом, составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств и хозяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений выделенных на отдельный баланс.

 Централизованная  бухгалтерия, обслуживающая организации,  составляет бухгалтерскую отчетность,  в которой отражаются состав имущества этих организаций и источники его формирования. Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления составляет сводную бухгалтерскую отчетность по подведомственным им организациям. Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после первого октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря следующего года включительно.

Информация  содержащаяся в бухгалтерской отчетности основывается на данных синтетического и аналитического учета. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить. Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так  и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Организации представляет в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность: собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами; государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре); другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности. Организация, находящаяся в государственной или муниципальной собственности полностью либо частично  представляет квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным или муниципальным имуществом. Представление организацией квартальной бухгалтерской отчетности, а также направление отчетности в другие адреса производятся в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ или учредительными документами.

 Годовая  бухгалтерская отчетность представляется  не позднее 1 апреля следующего  за отчетным года, а квартальная бухгалтерская отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) организации. Учреждение состоящее на бюджете представляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоящему органу в установленные ими сроки. Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации, считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего – дата ее отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия. Когда дата представления отчетности совпадает  с выходным (нерабочим) днем, срок переносится на следующий за ним первый рабочий день. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Когда бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, учреждения и специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Годовая бухгалтерская отчетность  до предоставления в адреса, предусмотренные законодательством, рассматривается и утверждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами. Годовая бухгалтерская отчетность о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении является открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др.). Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией.

Информация о работе Формирование показателей бухгалтерского баланса