Фондовые биржи и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе выделяются две основные главы – в первой говорится о рынке ценных бумаг и его специфике, во втором – о фондовых биржах и их роли в экономике.
Цель данной работы - рассмотреть основные понятия и сущность фондового рынка и фондовой биржи. В курсовой поставлены задачи:
рассмотреть назначение, структуру, виды и функции фондового рынка, его государственное регулирование.
изучить сущность, функции, цели, задачи фондовой биржи, механизм ее функционирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Фондовый рынок ценных бумаг и его специфика
1.1 Понятие фондового рынка, его назначение, структура, виды и функции ………………………………………………………………………………..4
1.2 Первичный и вторичный фондовый рынок…………………….............9
1.3 Регулирование фондового рынка………………………….…………13
Глава 2. Фондовые биржи и их роль в экономике
2.1 Сущность, функции, цели, задачи фондовой биржи……………….20
2.2 Механизм функционирования фондовой биржи……………………25
Заключение ………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.37 Кб (Скачать файл)

Механизм  продажи (размещения ценных бумаг) на первичном  рынке может быть разный:5

    • в непосредственном (частном) контакте без посредников;
    • через финансовых посредников (андеррайтеров);
    • на уличном рынке.

Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному  количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и  продажи.

 Публичное  предложение – это размещение  ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов. Соотношение между публичным предложением и частичным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов. Так, в России в 1990 – 1995 гг. преобладало частное размещение акций (создание открытых акционерных обществ). Основная часть публичного предложения акций приходилась на банки и инвестиционные институты. С развитием масштабного процесса приватизации доля публичного предложения акций постепенно увеличивается.

Хотя  эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства  в виде ценных бумаг, сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам андеррайтеров – профессиональных посредников (банков, брокеров, инвестиционных компаний), организующих и гарантирующих размещение ценных бумаг на согласованных условиях за специальное вознаграждение.

Публичная подписка или публичное размещение ценных бумаг применяется, если корпорация принимает решение превратить из частной в публичное акционерное общество с большим количеством акционеров. Разница – не просто в количестве эмитируемых акций: речь идет о контроле над предприятием, который может в этих условиях перейти от учредителей к владельцам контрольного пакета акций. Публичное предложение большого количества тиражированных акций дает эмитенту огромные средства, которые открывают возможности расширения, модернизации, диверсификации деятельности, делает компанию известной, она переходит на новый, более высокий уровень престижности.

Вторичный рынок6 – это отношения, складывающиеся при купле-продаже ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.

Основу  вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер вложений инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

Важнейшая черта вторичного рынка – его  ликвидность, т. е. возможность успешной и обширной торговли, способность  поглощать значительные объёмы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и низких издержках на реализацию.

На вторичном  рынке операторами являются только инвесторы, т. е. те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения дохода. Первоначальный инвестор, купивший у эмитента ценные бумаги, вправе перепродать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь свободны продавать их следующим вкладчикам. На вторичном рынке происходит не аккумулирование новых финансовых средств для эмитента, а только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

Без полнокровного  вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая механизм для немедленной  перепродажи бумаг, вторичный рынок  усиливает к ним доверие со стороны вкладчиков, стимулирует  их желание покупать новые фондовые ценности и тем самым способствует более полному аккумулированию  ресурсов общества в интересах производства, способствует переливу капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства.

При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.

К вторичному рынку применяется термин обращение  ценных бумаг. Главная функция вторичного рынка – перераспределение капитала.

 

Первичный рынок ценных бумаг – это место, где происходит первичная эмиссия  и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска  ценных бумаг и его размещение.

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами, за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

 

1.3 Регулирование фондового рынка

В виду того, что рынок ценных бумаг  является важнейшим источником финансирования реконструкции и развития экономики, на сегодняшний день он рассматривается  как область интенсивного регулирования, т.е. расширяется сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики.

Регулятивная  инфраструктура рынка - система регулирования  рынка ценных бумаг, включает:7

  • регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);
  • регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);
  • законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);
  • этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);
  • традиции и обычаи.

Регулятивная  инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

Существуют  следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.8

1. По  критерию "субъект регулирования"  можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству;

б) регулирование  разделено между государством и  саморегулируемыми органами (добровольными  объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг).

2. По  критерию "жесткость регулирования"  возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением;

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с  жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

В зависимости  от выбора модели рынка ценных бумаг  характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Задачи регулирования  рынка ценных бумаг.

Создаваемая государством система  регулирования рынка ценных бумаг  является главным инструментом государственной  политики на рынке ценных бумаг, основные задачи которой сформулированы в  Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации:9

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской  экономики, и прежде всего, на приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита государственного (прежде всего федерального) бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института эффективного собственника, повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарны и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Так как  в основе функционирования рынка  лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг, главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

В зависимости  от специфики деятельности различных  участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования:

  • установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; правил совершения определенных операций и обеспечение их выполнения;
  • регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создание системы защиты прав владельцев и контроль за их соблюдением эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. [4, стр., 27]

К важнейшим  принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относятся:

а) принцип  государственного регулирования рынка  ценных бумаг, основанный на том, что государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип  единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип  минимального государственного вмешательства  и максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

г) принцип  равных возможностей, означающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип  преемственности государственной  политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной  политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип  ориентации на мировой опыт и учета  тенденции глобализации финансовых рынков, означающий создание цивилизованного  и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг. [4, с., 57]

 Саморегулируемые организации (СРО).

Поскольку методы функционального регулирования  рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с правилами деловой этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов.

Информация о работе Фондовые биржи и их роль в экономике