Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Цель аудита – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.
В свете данной цели могут решаться следующие задачи:
оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом;
оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

Файлы: 1 файл

Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда.13.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

(в ред.  Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты  заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата  отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

 срок выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, но не реже двух раз в месяц.

Выдача наличных денег  из касс предприятий на выплату заработной платы производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям (без составления расходного кассового ордера на каждого получателя) с наложением на эти документы  штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия  или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок)).

В соответствии с п. 7 Порядка  предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать  ее, в частности, на оплату труда. При  этом предприятия не имеют права  накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  для осуществления предстоящих  расходов, в том числе на оплату труда.

По истечении установленных  сроков оплаты труда кассир закрывает  ведомость в порядке, указанном  в п. 18 Порядка. В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делается надпись о фактически выплаченных  и подлежащих депонированию суммах (при наличии таковых), производится сверка их с общим итогом по платежной  ведомости.

Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются бухгалтерией после их выдачи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88) (п. 21 Порядка).

В конце последнего дня  выплаты заработной платы на основании  Отчета кассира (второй экземпляр листа  Кассовой книги (форма № КО-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88)) и приложенных к  нему расходных кассовых документов в бухгалтерском учете отражается сумма выплаченной работникам заработной платы по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 50 «Касса» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Сумма депонированной заработной платы отражается в учете по кредиту  счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70.

Предоставление  отпуска

Аудитор должен проверить  своевременность предоставления отпусков персоналу организации. В соответствии со ст. 114, 115 ТК организация обязана  ежегодно предоставлять работникам отпуска продолжительностью 28 календарных  дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. По соглашению между работником и работодателем  ежегодный оплачиваемый отпуск может  быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска  должна быть не менее 14 календарных  дней (ст. 125 ТК).

Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, рассчитывается исходя из средней заработной платы, для расчета которой ст. 139 ТК установлен единый порядок, особенности которого определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение). На основании ст. 139 ТК и п. 3 Положения  средний заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние  три календарных месяца (с 1-го числа  до 1-го числа). Для расчета средней  заработной платы учитываются все  предусмотренные системой оплаты труда  виды выплат, применяемые в соответствующей  организации, независимо от источников этих выплат.

Согласно подп. «б» п. 4 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с п. 9 Положения  средний дневной заработок для  выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в случае, когда из расчетного периода исключалось время в  соответствии с п. 4 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах. Количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4.

Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, относится  к расходам на оплату труда, которые  в соответствии с п. 5, 8, 9 ПБУ 10/99 и  п. 36, 49 Инструкции считаются расходами  по обычным видам деятельности.

Сумма отпускных включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 210 НК. Налогообложение производится по ставке 13 % (ст. 224 НК).

В соответствии с п. 7 ст. 255 НК для целей налогообложения  прибыли в составе расходов, уменьшающих  налоговую базу, признается сумма  начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

На сумму отпускных  организация обязана начислить  единый социальный налог на основании  п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК, а также произвести отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета  и расходования средств на осуществление  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Кроме того, сумма отпускных  включается в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Для целей исчисления налога на прибыль сумма отпускных учитывается  в составе расходов на оплату труда, а сумма единого социального  налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (п. 7 ст. 255, подп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК).

Единый социальный налог, взносы в пенсионный фонд и  фонд страхования

В бухгалтерском учете  суммы единого социального налога (далее – ЕСН), исчисленные в  порядке, установленном гл. 24 «Единый  социальный налог» НК, входят в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счетов затрат или прочих (на которых произведены  соответствующие начисления в оплату труда) в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению» с разбивкой суммы  налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Сумма страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных  ст. 22, 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уменьшает сумму единого  социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (налоговый  вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК.

Авансовые платежи по ЕСН  исчисляются в порядке, установленном  ст. 243 НК, и отражаются в бухгалтерском  учете согласно Инструкции по применению Плана счетов в рассматриваемом  случае по дебету счета 20 в корреспонденции  с кредитом счета 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» на отдельных  субсчетах. В соответствии с п. 2 ст. 243 НК сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), что отражается в бухгалтерском учете записями по субсчетам счета 69 (по дебету субсчета «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет» и кредиту субсчетов «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» и «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»).

В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховые взносы начисляются  на начисленную по всем основаниям оплату труда работников. Сумма начисленных  страховых взносов относится  к прочим расходам по обычным видам  деятельности и отражается согласно Плану счетов по кредиту счета 69 на соответствующем субсчете.

Для целей налогообложения  прибыли начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК.

Суммы пеней по ЕСН, страховым  взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам  на обязательное социальное страхование  отражаются в соответствии с Планом счетов по дебету счета 99 «Прибыли и  убытки» (субсчет «Платежи за счет прибыли, оставшейся после налогообложения») в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 69.

Для целей исчисления налога на прибыль суммы пеней, уплачиваемые организацией в связи с несвоевременной  уплатой единого социального  налога и вышеназванных страховых  взносов, не учитываются в составе  расходов на основании п. 2 ст. 270 НК. Таким образом, суммы пени не участвуют  в формировании показателей бухгалтерской  прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Оплата пособий  по временной нетрудоспособности

Аудитор, проверяя расчеты  по оплате пособий по временной нетрудоспособности, получает подтверждения не только соблюдения норм законодательства, но и определенной социальной защищенности трудового  коллектива. Так, полное отсутствие данного  вида оплат может свидетельствовать  о негласном нежелании руководства  аудируемого лица обременять себя дополнительными расчетами и о фактическом нарушении норм законодательства и социальной защиты.

Расчет суммы пособия  по временной нетрудоспособности в 2004 г. производился согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2004 год» исходя из среднего заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение).

Статьей 8 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что в 2004 г. пособие  по временной нетрудоспособности исчисляется  из среднего заработка работника  по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.

В соответствии с п. 2 Положения  для расчета среднего заработка  учитываются все предусмотренные  системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от источников этих выплат.

Согласно п. 8 Положения  во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения  среднего заработка используется средний  дневной заработок. Средний дневной  заработок исчисляется путем  деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный  период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний заработок работника  определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате (п. 8 Положения).

Согласно письму Фонда  социального страхования РФ от 28.04.2004 № 02–18/06-2706 «Об оплате пособия по временной нетрудостпособности» при наличии причинно-следственной связи временной нетрудоспособности с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплата пособия по временной нетрудоспособности должна осуществляться за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 183 ТК при  временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие  по временной нетрудоспособности в  соответствии с федеральным законом.

Порядок и условия обеспечения  пособиями по временной нетрудоспособности установлены Основными условиями  обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными  постановлением Совмина СССР и ВЦСПС  от 23.02.1984 № 191 (далее – Основные условия), а также Положением о порядке  обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности служит выданный в установленном  порядке больничный листок (листок нетрудоспособности) (п. 8 Основных условий).

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие профессионального заболевания  выдается в размере 100 % заработка (п. 24 Основных условий; п. 29 Положения о  порядке обеспечения пособиями).

Выплата работнику пособия  по временной нетрудоспособности не признается объектом налогообложения  по ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК) и, следовательно, объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Информация о работе Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда