Цели и основные принципы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Аудит это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
§ 1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 5
§ 1.2. Понятие аудита 8
§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности 8
Глава 2. Цели и задачи аудита 11
§ 2.1. Цели аудиторской проверки 11
§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности 12
§ 2.3. Достижение основной цели проверки 13
Глава 3. Принципы проведения аудита 17
§ 3.1. Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» 17
§ 3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки 18
§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита 22
Заключение 26
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

подходит.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)


Работа на тему:

 

 

 

 

 

Цели и основные принципы аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.1

Аудит это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.2

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Актуальность курсовой работы заключена, прежде всего, в том, что коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Цель работы – определиться в понятиях цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.

Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

 

§ 1.1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

 

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» был  официально опубликован 9 августа 2001 г.3 Этого Закона долго ждали и аудиторы, и потребители аудиторских услуг. Положения проекта Закона активно обсуждались практикующими аудиторами, причем содержание отдельных его норм вызывало весьма ожесточенные споры. Вопросу о том, что изменится с принятием Закона для пользователей результатов аудита, внимания уделялось меньше. Очевидно, что подробные комментарии на эту тему еще впереди. Законом установлены основные принципы и условия аудиторской деятельности. Для реализации его норм потребуется принятие соответствующих подзаконных актов, регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности в России. Но уже сейчас можно говорить о том, что аудиторы получили надлежащую правовую основу для профессиональной деятельности, а потребители аудиторских и сопутствующих им услуг - дополнительные гарантии.4

К сожалению, в Законе недостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных терминов. Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения понятий «аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты принципы осуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих аудиту услуг, обозначен статус аудиторского заключения.

Целью аудита, как это  определено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.5 Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Хотелось бы обратить внимание на три момента.

Во-первых, законодательно значительно сужен объем аудита в части анализа степени соответствия деятельности общества действующему законодательству.

Если Временными правилами аудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, то теперь речь идет только об определении соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета.

Во-вторых, из определения целей аудита почему-то «исчез» критерий существенности.

Аудитор не проводит сплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка проводится выборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о том, что отчетность абсолютно достоверна.

Аудитор должен выразить мнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е. значительно  влияющих на содержание отчетности, аспектах.

В-третьих, отсутствие тождества между аудитом и ревизией и проверкой органов государственной власти (в том числе налоговых) сформулировано весьма однозначно. Это вполне обоснованно, поскольку на макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной структуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

Для достижения цели проверки аудитор должен собрать достаточные  и уместные доказательства, позволяющие  с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:6

1) соответствия бухгалтерского  учета экономического субъекта  документам и требованиям нормативных  актов, регулирующих порядок ведения  бухгалтерского учета и подготовки  отчетности в Российской Федерации;

2) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

На основании изложенного  можно сделать вывод, что:

►во-первых, как уже говорилось, органы государственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являются основными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную часть аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;

►во-вторых, объектом проверки со стороны аудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчета налоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамках проверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных с конкретным объектом.

 

§ 1.2. Понятие аудита

 

 

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.7

Данное определение аудита отражает:8

    • единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;
    • единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;
    • единые и обязательные условия - аудит проводится независимыми субъектами.

§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности

 

Под аудитом бухгалтерской  отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.9

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент  рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:10

а)  бухгалтерская отчетность используется для принятия решений  заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в  силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей;

в)  степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Помимо аудиторских  проверок аудиторы и аудиторские  фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению  проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:11

• свободным выбором  аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

• договорными отношениями  между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

• возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

• невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

 

Глава 2. Цели и задачи аудита

 

§ 2.1. Цели аудиторской проверки

 

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.12

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской  отчетности, как это определено в  правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:13

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской  отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности

 

Мнение аудиторской  организации о достоверности  бухгалтерской отчетности может  способствовать большому доверию к  этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации  как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Информация о работе Цели и основные принципы аудита