Целевая калькуляция себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 09:46, реферат

Описание работы

Система целевого управления затратами таргет-костинг. Таргет-костинг и кайзен-костинг в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции.

Содержание работы

1. Понятие целевой калькуляции себестоимости……………………..3
2. Принципы целевой калькуляции…….…………..………………………………………...5
3. Процесс управления затратами с помощью целевой калькуляции………….………………………………………………6
4. Преимущества и недостатки применения метода целевой калькуляции………………….………………………………………7
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Калькуляция.docx

— 410.55 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

МЯГКИХ Екатерина Владимировна

 

 

ЦЕЛЕВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

 

 

06000872 – Учет, анализ и аудит

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие целевой калькуляции себестоимости……………………..3
  2. Принципы целевой калькуляции…….…………..………………………………………...5
  1. Процесс управления затратами с помощью целевой калькуляции………….………………………………………………6

  1. Преимущества и недостатки применения метода целевой калькуляции………………….………………………………………7
  2. Список литературы………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие целевой калькуляции  себестоимости

 

Себестоимость продукции – важный показатель деятельности предприятия. Выбор метода расчета себестоимости и распределения затрат может оказаться одним из ключевых факторов правильности управленческих решений. 

Калькуляция (расчет себестоимости) – это определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств. Она позволяет определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки [Грибков Е.,2008].

Целевая калькуляция себестоимости – это прием, ориентированный на потребителя. Им широко пользуются японские компании, но в последние годы он стал активно применяться также в Европе и США. Целевую калькуляцию можно использовать в качестве инструмента управления затратами.

Целевая калькуляция имеет так же название «таргет-костинг». Данная технология отличается тем, что предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предполагаемой цены его реализации. Таким образом, целевая калькуляция рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт [Назарова И.В., 2012].

 Система целевого управления затратами таргет-костинг основывается на очень простой идее: если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с установления цены на нее. Традиционный метод ценообразования просто вывернут наизнанку. Сначала определяется рыночная цена на данный вид продукции, затем устанавливается желаемый размер прибыли, а потом рассчитывается максимально допустимый размер себестоимости.

Таким образом, допустимый размер себестоимости по методу таргет-костинга определяется следующим образом:

Рыночная цена в данном методе называется целевой ценой (target price), желательная разница между себестоимостью и продажной ценой называется целевой прибылью (target profit), а себестоимость, по которой изделие должно быть изготовлено, называется целевой себестоимостью (target cost) [Николаева С., 2011].

Процесс установления целевой цены продукта предусматривает использование трехуровневого анализа «качество продукта — набор функциональных характеристик продукта — цена продукта», где цена предполагается или задается как рынком в целом, так и непосредственными потребителями. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, фактически являясь ожидаемой рыночной ценой продукции. Целевая прибыль представляет величину прибыли, необходимую предприятию для развития и удовлетворения запросов собственников.

Понятие «целевая себестоимость» отличается от понятия «плановая себестоимость», применяемого в отечественной хозяйственной практике. Отличие главным образом в том, что плановая себестоимость рассчитывается на основании норм и нормативов, существующих на конкретном предприятии. Нормативы, в свою очередь, ориентированы на существующие технологии производства и традиционные характеристики выпускаемой продукции. В соответствие с этим плановая себестоимость будет представлять собой не что иное, как средние (в некоторых случаях наилучшие) значения затрат предшествующих периодов, и полностью привязана к внутренним способностям инжиниринга и производства. Целевая себестоимость — это значение себестоимости, максимально допустимое (приемлемое) рыночными условиями.

Для точного позиционирования продукции на рынке необходимо получить подробную информацию о желаниях и требованиях покупателей к данному продукту, а также установить цены, по которым будет осуществляться возможная их реализация. Внимание сосредоточивается на вопросе: «Какие качества считает наиболее важными покупатель?» Например, какие параметры управления телевизором считаются наиболее необходимыми, каково значение для покупателя звука (колонок) и какой их размер, цвет, форму предпочитают потребители.

Полученные данные подвергаются многостороннему анализу с позиции сокращения себестоимости и усовершенствования процесса производства. Так, выделяются признаки продукта, требующие усовершенствования, решается вопрос о возможном сокращении числа деталей в конструкции (естественно, без ущерба качеству).

2. Принципы целевой калькуляции

Таким образом, принципами системы таргет-костинг являются следующие [Славников Д.В., 2005]:

  1. Первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
  2. Калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
  3. Учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
  4. Использование концепции жизненного цикла продукта.

 

 

 

 

3. Процесс управления затратами  с помощью целевой калькуляции

 

Процесс управления затратами с помощью целевой калькуляции представлен на рисунке [Рябков А.В, 2005]:

Для выпуска новой продукции (или продвижения на новые рынки) предприятие проводит маркетинговое исследование, позиционирует продукт на рынке, затем устанавливает потенциальную продажную цену на данную продукцию. Одновременно с этим необходимо выделить такие функциональные характеристики и свойства продукта, которым потребители отдают наибольшее предпочтение: так закладывается компонентная концепция будущего производства и определяются критерии качества.

На основе спрогнозированной маркетинговым отделом выручки от реализации продукции определяются так называемые допустимые расходы (allowable costs). Допустимые расходы рассчитываются вычитанием из прогнозируемой выручки, очищенной от косвенных налогов, величины запланированной прибыли, относящейся к данному продукту. Целевые затраты при этом калькулируются по всем компонентам и функциям проектируемого изделия. В это же время необходимо определить затраты на производство с учетом действующих на предприятии технологий и имеющегося оборудования. Такие затраты в таргет-костинге именуют текущими затратами (drifting costs) [Пузыня Т.А., 2012].

4. Преимущества и недостатки применения метода целевой калькуляции  

В чем же преимущества целевой калькуляции? Во-первых, итеративный подход к разработке нового продукта обеспечивает поэтапное осмысление каждого нюанса, касающегося себестоимости. Менеджеры и служащие, стремясь приблизиться к целевой себестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях, требующих инновационного мышления.

Во-вторых, необходимость постоянно удерживать в голове целевую себестоимость ограждает инженеров от искушения применить более дорогостоящую технологию или материал, так как это неизбежно приведёт лишь к выходу на новый виток перепроектирования продукта.

Таким образом, весь производственный процесс, начиная с замысла нового продукта, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.

С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия или услуги невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив, а с другой - приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие управленческого таланта у менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров - специалистов по управленческому учёту. Все эти люди связаны одной целью - ликвидировать разницу между сметной и целевой себестоимостью [Катков Ю.Н., 2011].

При внедрении таргет-костинга у организации могут возникнуть определенные трудности [Смирнова Н., 2013].

Во-первых, в разработке нового продукта должны участвовать подразделения: финансовый департамент, производственный, маркетинговый отделы и др. Если на предприятии не налажено взаимодействие между подразделениями, организации будет трудно применять описываемую методику. Также важно, чтобы отделы стремились сокращать собственные затраты ради успеха всей компании.

Во-вторых, фактическая себестоимость может неожиданно превысить целевую уже в процессе производства. Чтобы этого не произошло, маркетологи должны постоянно проводить мониторинг рынка – отслеживать изменения цен поставщиков и потребностей покупателей. Иначе может получиться, что технологи будут разрабатывать заведомо не нужный потребителю товар.

Также не стоит опрометчиво менять технологию производства нового продукта только для того, чтобы незначительно снизить его себестоимость. Ведь в результате компания рискует потерять крупные суммы на повторные разработки, а ее сотрудники – много времени. Кроме того, всегда существует вероятность, что они не смогут разработать продукт с оптимальными характеристиками или продукция не будет пользоваться ожидаемым спросом на рынке.

Объединяя все вышесказанное, можно сделать вывод, что целевая калькуляция (таргет-костинг)позволяет управлять переменными затратами организации и является одним из способов модернизации российской экономики.

 

 

Список литературы:

 

1. Грибков Е. «Экономика бизнеса» №50 (9264), 2008;

2. Катков Ю.Н. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК / Ю.Н.Катков, Никитина С.В. // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2011. - №;

3. Назарова И.В. «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», Выпуск № 33 / том 12 / 2007;

5. Пузыня Т.А. Таргет-костинг и кайзен-костинг – инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7

6. Рябков А.В. Таргет-костинг: формирование себестоимости и цены продукта на базе маркетинговых расчетов. //Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2005, №2. C.67-72;

7. Славников Д.В., ТARGET COSTING как метод целевого стратегического управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом: ИГ «Дело и Сервис». — №6. — 2005;

8. Смирнова Н. Таргет-костинг: позволяет управлять себестоимостью. //Сетевой ресурс: http://www.buhgalteria.ru.

 


Информация о работе Целевая калькуляция себестоимости