Автоматизированные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ информационных систем в налоговой службе.

Для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:

1. Изучить особенности системы налоговой службы;

2. Проанализировать информационную систему « Налог»;

3. Определить особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов;

Содержание работы

Введение 3

1. ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ. 5

Основные понятия информационных систем в налоговой службе 5

1.2. Значение информационных систем. 9

2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (АИС) В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ 12

2.1 Основные понятия АИС в налоговой службе 12

2.2. Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» 14

2.3 Особенности информационного обеспечения АИС
налоговых органов 18

Заключение 22

Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Прикладные курсовая работа скинуть.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

     Различают ручные и автоматизированные ЭИС. К  автоматизированным информационным системам (АИС) относится упорядоченная совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.

     На  современном этапе развития экономики  страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

     АИТ в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

     Одной из приоритетных задач налоговой  службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

 

2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (АИС) В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

2.1 Основные понятия АИС в налоговой службе

     Автоматизированная  информационная система налоговой  службы относится к классу больших  систем. К ней, как и к любой  подобной системе такого класса, предъявляется  ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы, как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных.

     АИС при минимальных затратах ручного  труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте.

     Существенным  требованием является разработка и  функционирование системы на базе имеющихся  операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных  на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

     Создание  подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

     Существенное  место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные  и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Гарант» и другие подобные системы.

     Важной  задачей в автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. Это позволит оперативно контролировать движение средств налогоплательщиков и осуществлять операции по их лицевым счетам. В настоящее время ведутся работы по созданию таких автоматизированных интерфейсов.

2.2. Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог»

     Автоматизированная  информационная система (АИС) «Налог»  представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков [3, 330].

     Цели  функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

  • Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
  • Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
  • Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
  • Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
  • Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
  • Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
  • Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
  • Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
  • Сокращение объема бумажного документооборота [4, 247].

     Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях – документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных городов и районов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

     Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

     • подготовка типовых отчетных форм;

     • контрольная деятельность;

     • методическая, ревизионная и правовая деятельность;

     • аналитическая деятельность Государственной  налоговой инспекции (ГНИ);

     • внутриведомственные задачи.

     Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

     • регистрация предприятий;

     • камеральная проверка;

     • ведение лицевых карточек предприятий;

     • анализ состояния предприятия;

     • документальная проверка;

     • ведение нормативно-правовой документации;

     • внутриведомственные задачи;

     • обработка документов физических лиц.

     Подсистема  регистрации предприятий связана  с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам ГНИ. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

     Подсистема  камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими, как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.

     Подсистема  ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.

     Подсистема  документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».

     Подсистема  ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

     Подсистема  внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.

     Подсистему  обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

     АИС «Налог» решает следующие задачи: ускорение документационных процессов, освобождение от рутинных расчетов, работа в соответствии с налоговым законодательством, использование электронного документооборота, безошибочность расчетов и т.д. АИС «Налог» имеет возможность постоянно совершенствоваться, двигаться вместе со временем, отвечая растущим потребностям ее пользователей, развиваться в русле передового мирового опыта.

Информация о работе Автоматизированные информационные системы