Анализ закупок и реализация сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:45, реферат

Описание работы

В ходе анализа закупок отдельных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья определяются следующие показатели:
1.Динамика закупок по каждому виду продуктов, сырья, исчисляемая по натуральным и суммовым показателям; указанные показатели исчисляются по сравнению со среднегодовыми данными за 3-5 прошедших года и против соответствующего периода предшествующего года; она исчисляется по сумме и в сопоставимых ценах;

Файлы: 1 файл

17.анализ закупок.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)


17. Анализ закупок и реализация сельскохозяйственной продукции.

 

В ходе анализа закупок отдельных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья определяются следующие показатели:

1.Динамика закупок по каждому виду продуктов, сырья, исчисляемая по натуральным и суммовым показателям; указанные показатели исчисляются по сравнению со среднегодовыми данными за 3-5 прошедших года и против соответствующего периода предшествующего года; она исчисляется по сумме и в сопоставимых ценах;

2.Степень выполнения плана закупок по каждому отдельному виду продуктов и сырья в натуральном выражении и по сумме; оценка выполнения планов осуществляется нарастающим итогом_с начала года: за I квартал, полугодие, в том числе за II квартал; за год, в том числе IV квартал; заготовительные предприятия на период сезона разрабатывают планы закупок и на более короткие сроки - пятидневку, декаду, месяц, поэтому оценка степени выполнения плана осуществляется и за указанные периоды; полученный процент выполнения плана сравнивается с соответствующим показателем на ту же дату предшествующего года;

3.Фактический объём закупок в натуральном выражении сравнивается с     объёмом     закупок,     предусмотренном     в     Программе     развития потребительской кооперации района (области), разработанной на  1998- 2002 годы;

4.Равномерность выполнения планов; в целом по заготовительному предприятию равномерность выполнения планов закупок может быть исчислена как удельный вес видов, по которым выполнен план закупок, в общем числе планировавшихся видов продуктов и сырья; указанный показатель должен изучаться в динамике, сравнении с показателями других предприятий;

  5.Фактические средние закупочные цены и их динамика;

6.Степень выполнения договоров с производящими хозяйствами по видам сельскохозяйственных продуктов и сырья;

7.Доля поступления продукции от сельскохозяйственных предприятий и от населения;

8.Процент охвата закупками товарной продукции района по основным видам продуктов и сырья, и его изменение против предшествующего периода; увеличение этого показателя свидетельствует об укреплении позиций предприятия на рынке и повышении его конкурентоспособности;

9.Удельный вес продукции, принятой в сельскохозяйственных предприятиях, в общих закупках каждого вида в этом секторе.

Действующая отчётность по закупкам сельскохозяйственных продуктов и сырья позволяет изучить фактический уровень средних закупочных цен , необходимо сравнить указанные цены с ценами местного рынка на аналогичную продукцию и с уровнем закупочных цен конкурирующих предприятий, предпринимателей. Последние, как правило, могут предложить сельскохозяйственным товаропроизводителям более высокие закупочные цены, однако договорные отношения, длительность связей, оказание помощи (услуг) товаропроизводителям способствуют принятию их решений о продаже продуктов и сырья предприятиям потребительской кооперации.

Статистическая отчётность по закупкам сельскохозяйственных продуктов и сырья позволяет проанализировать долю их поступления от сельскохозяйственных предприятий и населения. Заготовительному предприятию экономичнее закупать продукты и сырье в крупных сельскохозяйственных предприятиях - акционерных обществах, колхозах, совхозах. Здесь обеспечивается поступление продукции большими партиями, что позволяет лучше использовать транспорт, непосредственно на склады заготовительного предприятия, следовательно, не возникает расходов по оплате труда заготовителей. Кроме того, имеется возможность механизировать процессы погрузки, разгрузки и т.д. Вместе с тем, в рыночных условиях производящие хозяйства стремятся самостоятельно реализовать продукцию перерабатывающей промышленности, торговле и другим покупателям, минуя заготовительное звено. Объём производства многих видов продукции, особенно растениеводства, увеличивается в личных подсобных хозяйствах населения, а система потребительской кооперации призвана обеспечивать улучшение закупок продукции у населения, больше вовлекать её в заготовительный оборот с целью сокращения расходов населения по сбыту произведённой продукции; во многих заготовительных предприятиях доля населения в закупках продукции возрастает.

Важно в процессе анализа оценить степень выполнения договоров, выявить причины их невыполнения отдельными производящими хозяйствами.

В заготовительных предприятиях райпотребсоюза, привлекающих к закупкам потребительские общества, необходимо проанализировать выполнение планов закупок каждым потребительским обществом. Иногда невыполнение планов закупок отдельными потребительскими обществами вызывается не только недостатками в их организационной работе, а тем. что установленные ими планы закупок не были должным образом увязаны с размером товарных ресурсов по видам продуктов и сырья, или тем, что аппарат заготовительного предприятия не оказывал необходимой помощи в организации вывоза закупленной продукции, обеспечении потребностей в таре.

Анализ необходимо осуществлять и по кварталам, сезонам закупок, сравнивая полученные результаты в анализируемом году с показателями соответствующих периодов предшествующего года. Тщательно проведённый анализ закупок отдельных видов сельскохозяйственной продукции и заготовительного оборота в целом должен выявить недостатки в работе, способствовать определению конкретных путей по их устранению в предстоящем периоде, обобщению опыта работы, принятию мер к его распространению, повышению конкурентоспособности предприятия.                                                                     Закупленная продукция должна быть реализована, т.е. доведена до
оптовых покупателей. Осуществляя реализацию закупленной продукции,
заготовительное предприятие выполняет важнейшую задачу
удовлетворения потребностей страны в сельскохозяйственном сырье и
продуктах питания. Источники реализации (сбыта) продукции,
закупленной для федеральньх и региональных нужд предприятий существенно различаются. Сельскохозяйственные продукты, закупленные для федеральных и региональных нужд реализуются в строгом соответствии с рекомендациями государственного заказчика, нашедшими отражение в заключённых договорах: в районы Крайнего Севера, экологически загрязнённые территории, конкретным перерабатывающим предприятиям, воинским частям и другим спецконтингентам, на экспорт.

Анализ реализации закупленной продукции производится прежде всего в натуральных показателях. В процессе анализа определяют:

-      динамику реализации продукции;

-      степень выполнения плана реализации по каждому виду продукции, назначению (в федеральный, региональный фонд и др.) и каждому оптовому покупателю; процент выполнения  плана реализации сравнивается с соответствующим показателем по её закупкам; если продукция закуплена, но не реализована, следовательно, она находится в остатке; невыполнение плана по закупкам продукции приводит, как правило, к соответствующему невыполнению плана по её реализации;

-звенность движения реализуемой продукции (через склады, транзитом оплаченным и неоплаченным). Положительно оценивается транзит, но в годы реформ он практикуется реже. Например, при продаже одним хозяйством 5 т и более шерсти целесообразна транзитная форма движения. В порядке транзитных отгрузок представляется возможным отгрузить продукцию, закупленную у сельскохозяйственных предприятий и реализуемую, как правило, внутри района, области. Сельскохозяйственные продукты и сырьё, закупленные у населения, поступают на заготовительные пункты, а затем на склады заготовительных предприятий (баз). В ходе анализа звенности закупленных продуктов и сырья определяется отношение поступления продуктов и сырья на склады заготовительного предприятия к общему поступлению того или иного вила     продукции     в     процентах.  

-равномерность    отгрузки    продуктов и              сырья.    Заготовительное

   предприятие (база) должны соблюдать сроки отгрузки, предусмотренные в

   договорах. Равномерная   отгрузка   продукции   возможна   при   условии

соответствующего её поступления (закупок). С этой целью необходимо  добиваться внедрения ступенчатых сроков посева и сбора ряда плодоовощей в производящих хозяйствах, обеспечения большей доли поступления ранних и поздних продуктов. Она обеспечивается также с помощью закладки части закупленной продукции на длительное хранение в заготовительном предприятии или производящих хозяйствах.

Прогрессивной формой движения закупленной продукции является централизованный вывоз её из заготпунктов, ферм на склады, хранилища, перерабатывающие предприятия транспортом заготовительного предприятия в соответствии с разработанными им графиками и кольцевыми маршрутами.

 

Список используемой литературы:

Г.П. Гринев Теория экономического анализа Учебный курс (учебно-методический комплекс) 2005

Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: Новое знание, 2009. - с. 31..

Т. Н. Барчук. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЛЕКЦИЯ Москва 2002.



Информация о работе Анализ закупок и реализация сельскохозяйственной продукции