Анализ и структура привлеченных средств коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование привлеченных денежных средств и разработка мероприятий по увеличению их объемов.
Исходя из данной целевой установки, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть общие понятия о привлеченных средствах коммерческих банков и их значение в ресурсной базе коммерческого банка.
2. Осуществить анализ деятельности субъекта банковской системы в сфере привлечения средств от физических и юридических лиц.
3. Оценить качество привлеченных средств.

Содержание работы

Введение - 3
Общие понятия о привлеченных средствах коммерческих
банков - 6
Структура привлеченных средств коммерческих банков - 6
Методики анализа пассивов коммерческих банков - 14
Анализ привлеченных средств коммерческих банков - 20
Характеристика отделения Байкальского банка
Сбербанка РФ - 20
Анализ привлеченных средств банка - 22
Оценка качества привлеченных средств банка - 40
Заключение - 46
Список использованных источников - 49

Файлы: 1 файл

курсовая работы по ОДКБ. Анализ и структура привлеченных средств КБ.docx

— 156.99 Кб (Скачать файл)

Соответственно данный показатель может быть определен как минимальная доходная маржа, т.е. минимальный разрыв в ставках по активным и пассивным операциям, которые позволяет банку покрывать общие расходы, но не приносит прибыли. Такой показатель называют «мертвой точкой маржи». Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

          (2.4)

Чем ниже значение этого показателя, тем больше возможностей у банка увеличить прибыль.

1. Показатели устойчивости (стабильности) депозитной базы банка:

а) степень постоянства депозитов (ПД) (его еще называют коэффициентом структуры обязательств):

                                                 (2.5)

где ДС – срочные депозиты;

ДВ – депозиты до востребования.

Нормативное значение ПД – не менее 0,75 (75%).

Данный показатель характеризует степень постоянства депозитов, при этом на 01.01.2012 года его значение составляло 4 336,78%, а уже на 01.01.2012 года он увеличился до 5 577,25 %, что свидетельствует о сокращении наиболее нестабильных источников формирования ресурсов банка, а, следовательно, с одной стороны, может заслуживать положительной оценки, т.к. банк формирует «дешевую» ресурсную базу, сокращая тем самым свои расходы по обслуживанию привлеченных средств; с другой стороны, данный вид ресурсов в полном объеме не может быть использован как стабильный источник для проведения банком активных операции.

б) показатель устойчивости средств на расчетных (текущих) счетах клиентов или коэффициент стабильности ресурсной базы (данный показатель определен методикой ЦБ РФ):

                                        (2.6)

где ОС – средства на счетах клиентов на конец анализируемого периода (ОС может браться как средний за период остаток средств на депозитных счетах);

КО – кредитовый оборот по счетам клиентов банка за период.

Данный коэффициент отражает  уровень «оседания» всех средств клиентов банка на счетах, он позволяет оценить, какая часть ресурсов банка может рассматриваться как относительно стабильная.

Результат анализа показателя показывает, что уровень оседания всех средств клиентов банка на счетах на 01.01.2012 года составил 7,49%, а на 01.01.2013 года он снизился до 3,13%. Это свидетельствует о снижении за анализируемый период части средств, привлекаемых на счета клиентов, которая является относительно стабильным ресурсом для банка, и, как следствие, об уменьшении возможностей их использования для проведения активных операций.

в) средний срок хранения вкладного рубля (СД):

                                (2.7)

где ВСР – средний за период остаток на счетах по учету депозитов (без учета средств на расчетных, текущих счетах клиентов) и рассчитывается по формуле:

                           (2.8)

где ОВК (ОВН) – остатки на депозитных счетах на конец и начало анализируемого периода;

Д – количество дней в периоде;

КВД – оборот по выдаче кредитов банком (дебетовый оборот по счетам ссудной задолженности).

Данный показатель позволяет оценить возможность использования средств в качестве ресурсов краткосрочного кредитования.

Средний срок хранения вкладов на 01.01.2012 года составил 183,65 дня, а на 01.01.2013 года – 199,32 дней, что заслуживает положительной оценки и говорит о преобладании на конец 2012 года в структуре ресурсов банка наиболее среднесрочных и долгосрочных ресурсов.

г) уровень оседания средств, поступивших во вклады (УО):

                     (2.9)

где ВП – поступления во вклады за период (кредитовый оборот по депозитным счетам).

Позволяет оценить результаты депозитной политики и возможности проведения кредитной политики.

Данный коэффициент отражает поступление средств во вклады. На 01.01.2012 года он составлял 5,67 %, а на 01.01.2013 года – 2,9 %, что говорит о возможной необходимости пересмотра банком депозитной политики.

д) уровень летучести ресурсов банка (показатель предусмотрен методикой ЦБ РФ):

                                      (2.10)

где ДВ – обязательства (депозитные счета) до востребования.

Уровень летучести ресурсов банка на 01.01.2012 года составлял 1,2%, а на 01.01.2013 года – 0,94%, что говорит о недостаточно высокой степени стабильности ресурсов банка с точки зрения состояния депозитов до востребования.

2. Показатели  эффективности использования и  рентабельности привлеченных средств:

а) показатель эффективности использования банком привлеченных средств для финансирования кредитных вложений. Он рассчитывается как отношение ПС к сумме кредитных вложений (КВ):

                                      (2.11)

Этот показатель характеризует размер привлеченных средств, приходящихся на 1 рубль кредитных вложений. Если его значение равно 75%, то это говорит о недостаточной эффективности использования привлеченных средств. Если ЭПС=100% – это значит, что банк может использовать весь объем привлеченных средств исключительно как ресурс кредитования. Если ЭПС>100% - это свидетельствует о наличии у банка возможности использования привлеченных средств не только в качестве кредитных ресурсов, но и в качестве источника других активных операций. Если ЭПС≤100 – вероятно, что банк недостаточно эффективно использует привлеченные средства, также в данном случае можно говорить о некоторой пассивности в кредитной политике банка.

На 01.01.2012 года данный показатель составлял 91,4%, а на 01.01.2013 года – 99,73%, что свидетельствует об использовании привлеченных средств банка  в качестве источника кредитных ресурсов. Одновременно это может свидетельствовать о том, что банк использует привлеченные ресурсы не для покрытия собственных затрат.

б) показатель рентабельности привлеченных средств (он же – показатель эффективности использования привлеченных средств). Данный показатель рассчитывается как отношение балансовой (чистой) прибыли банка к его привлеченным средствам:

                     (2.12)

где БП (ЧП) – балансовая (или чистая) прибыль банка.

Показывает, сколько приходится прибыли (балансовой, чистой) на 1 рубль привлеченных средств банка. Он также отражает общую эффективность использования привлеченных источников в ресурсной базе банка.

Данный показатель отражает эффективность использования банком привлеченных средств. Его снижение с 5,58% на 01.01.2012 года до 2,72% на 01.01.2013 года заслуживает отрицательной оценки.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что, деятельность сектора по работе с клиентами (обслуживание физических и юридических лиц) в основном заключается в привлечении денежных средств. Политика, проводимая банком по привлечению  свободных денежных средств, представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, в форме вкладов, депозитов с целью их последующего взаимовыгодного использования.

Привлеченные ресурсы постоянно увеличиваются, о чем свидетельствует проведенный анализ основных показателей сберегательного дела. отделению необходимо развивать розничные услуги, предоставляемые населению, путем внедрения усовершенствованных программных продуктов, дающих новые возможности, а также повышающие уровень обслуживания клиентов и дальше наращивать ресурсную базу.

 

Заключение

Ресурсная база коммерческого банка - это совокупность его собственного капитала и привлеченных на возвратной основе денежных средств юридических и физических лиц, сформированные банком в результате проведения пассивных операций, которые используются им для осуществления активных операций. В рыночной экономике ресурсы коммерческих банков имеют первостепенное значение. Они служат необходимым активным элементом банковской деятельности. Коммерческий банк, с одной стороны, привлекает свободные денежные средства юридических и физических лиц, формируя тем самым свою ресурсную базу, а с другой - размещает ее от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. При этом коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов. Характер этих операций жестко зависит от качественного состава ресурсной базы банка. Так, коммерческий банк, ресурсы которого имеют в основном краткосрочный характер, практически лишен возможности осуществлять долгосрочные кредитные вложения. Следовательно, в рыночных условиях именно объем и качественный состав средств, которыми располагает коммерческий банк, определяют масштабы и направления его деятельности. В связи с этим вопросы формирования ресурсной базы, оптимизация ее структуры и обеспечение стабильности становятся весьма актуальными в работе банка.

Ресурсы коммерческого банка по способу образования можно разделить на две основные группы: собственный капитал и привлеченные средства. Собственный капитал представляет собой средства, принадлежащие непосредственно коммерческому банку в период его деятельности. Привлеченные средства носят для банка временный характер. Переход на рыночные отношения качественно изменил структуру как собственных, так и привлеченных ресурсов коммерческого банка.

Структура ресурсов конкретного коммерческого банка по своему качественному и количественному составу может существенно отличаться от структуры ресурсов, как других коммерческих банков, так и от сложившейся в целом по региону. Это зависит от многих факторов, например таких, как период функционирования банка, величина его уставного капитала, особенности деятельности банка, состав операций, предусмотренных банковской лицензией, количество и качество клиентуры, политика банка в области кредитования, участие на финансовых рынках и, наконец, состояние самого рынка банковских ресурсов.

Во второй части курсовой работы была проанализирована ресурсная база отделения Байкальского банка Сбербанка РФ. Ресурсная политика банка  направлена на совершенствование традиционных и разработку новых форм привлечения ресурсов, поддержание ликвидности и оптимизацию структуры пассивов. Это позволяет максимально защитить интересы вкладчиков и акционеров Банка и одновременно способствует расширению масштабов его деятельности.

Анализ привлеченных средств был проведен в разрезе по видам, по собственникам и по срокам. Наибольший удельный вес в структуре ресурсной базы по видам по состоянию на 1 января 2013 г. занимают депозиты – 53,05%, кредитные ресурсы – 41,57%. Доля остальных привлеченных средств составила: депозитные и сберегательные  сертификаты – 0,3%, остатки на расчетных счетах – 4,99 %, векселя – 0,17 %.

Наибольший удельный вес в структуре ресурсной базы по собственникам по состоянию на 1 января 2013 года занимают физические лица (резиденты) – 91,52%, доля остальных привлеченных средств составила: коммерческие организации – 7,16%, бюджетные организации – 1,21%, физические лица (нерезиденты) – 0,11 %. Наибольший удельный вес в структуре ресурсной базы по срокам по состоянию на 1 января 2013 года занимают долгосрочные средства – 93,5 % и до востребования – 6,5 %.

Оценка стабильности ресурсной базы  показала, что в динамике за анализируемый период прослеживается увеличение удельного веса привлеченных средств банка и собственных средств. На начало 2011 года объем привлеченных средств значительно превышает объем собственных средств и составляет 87,2%. На 1 января 2013 года доля привлеченных средств в составе ресурсной базы увеличилась до 89,56%. В целом можно судить об относительной стабильности ресурсной базы, за исследуемый период ее структура изменилась незначительно.

В условиях возрастающей межбанковской конкуренции, успех будет сопутствовать тем, кто предложит на финансовом рынке разнообразные банковские услуги, лучше овладеет современными методами управления пассивными и активными операциями, цель которых достижение доходности и ликвидности.

Таким образом, реализуя пассивные и активные операции, достигая их слаженности и сбалансированности, отделения тем самым обеспечивает устойчивость, надежность, доходность, стабильность функционирования.

Главная цель любого банка - это получение стабильного дохода, достижения получения максимальной прибыли. Это достигается в основном за счет максимального привлечения денежных кредитных ресурсов и их полное размещение в высокодоходные активы, в том числе и собственные средства отделения.

 

список использованных источников

  1. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 № 395-1 с изменениями и дополнениями.
  2. Федеральный Закон РФ «О кредитных историях» от 30.12.04. №218-ФЗ с изменениями и дополнениями.
  3. Федеральный Закон РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 27.12.2003 г. № 177-ФЗ с изменениями и дополнениями.
  4. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.02г. №86-ФЗ с изменениями и дополнениями.
  5. Инструкция СБ РФ «О порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц» от 22.12.2006 года № 1-3-р с учетом изменений.
  6. Банковское дело: Учебник для вузов. 2-е изд./Под ред.Г.Белоглазовой, Л.Кроливецкой. – СПб.:Питер, 2010. – 400с.
  7. Банковское дело: Дополнительные операции для клиентов//под ред. проф. А.М. Тавасиева. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  8. Банковское дело/под ред. Лаврушина О.И.- 6- е издание  - М.: Финансы и статистика, 2007.
  9. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка – М. «Логос». 2007. 365с.
  10. Белоглазова Г.Н. Денежное обращение и банки - М.: Финансы и статистика, 2006.
  11. Белоглазова Г.Н. Организация деятельности коммерческого банка. М: Высшее образование.2007. – 265с.
  12. Виноградова Т.Н. Банковские операции: учебное пособие/Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  13. Годовой отчет отделения Байкальского банка Сбербанка РФ за 2010 год.
  14. Годовой отчет отделения Байкальского банка Сбербанка РФ за 2011 год.
  15. Годовой отчет отделения Байкальского банка Сбербанка РФ за 2012 год.
  16. Журова Е.Ф. Банки и банковские операции. - М.; Банки и биржа, 2007.
  17. Калтырина А.В. Деятельность коммерческих банков/Учебное пособие- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  18. Кураков Л.П. и др. Современная банковская система. – М.: Гелиос 2006.
  19. Лаврушина О. Анализ экономической деятельности клиентов банка.- М.; ИНФРА 2007.
  20. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н.  Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
  21. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  22. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 480с.
  23. Стратегия развития Сбербанка России на период до 2014 г на официальном сайте Сбербанка РФ.
  24. Тараканова Л.А. «Бухгалтерский учет в банках» М; ПРИОР 2006.
  25. Усоскин В.М. Современный коммерческий Банк. Управление и операции. М.:ИПЦ "ВАЗЗАР-ФЕРРО". 2004.

Информация о работе Анализ и структура привлеченных средств коммерческого банка