Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов методика маржинального анализа прибыли; методика маржинального анализа показателей рентабельности; определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия; определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.

Файлы: 1 файл

Вся работа.docx

— 350.49 Кб (Скачать файл)

Ниже  приведены оба способа расчета  точки безубыточности (графический  и аналитический), для 2006 и 2007 г.

 Рис. 6. Определение точки безубыточности, 2006 год


Рис. 7. Определение точки безубыточности, 2007 год


 

На  рисунках 6 и 7 показано, что точка  безубыточности для варианта «2»  меньше, чем для варианта «1», но ее точное значение определено по аналитическим  способом по представленным ниже формулам.

Произведем  расчет точки безубыточного объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.

Для расчета  точки безубыточности в стоимостном  выражении воспользуемся формулами:

 

МД = Д - Вк

 

Дмд = МД / Д

 

Дкр = А / Дмд

 

Произведем  расчет данных показателей для 2006 года:

МД = 123156 – 75262 = 47894

Дмд = 47894 / 123156 = 0,39

Дкр = 45000 / 0,39 = 115384,62

И для 2007 года:

МД = 205250 – 143675 = 61575

Дмд = 61575 / 205250 = 0,3

Дкр = 45000 / 0,3 = 150000

Таким образом, критический доход (Дкр), или точка  безубыточности в стоимостном выражении  составит 115384,62 руб. в 2003 году и 150000 руб. в 2006 году.

Для расчета  точки безубыточности в натуральном  выражении воспользуемся формулами:

 

Ккр = А / (Ц  – В)

 

Произведем  расчет точки безубыточности в натуральном  выражении для 2006 года:

Ккр = 45000 / (9 – 5,5) = 12857 ед.

И для 2004 года:

Ккр = 45000 / (10 – 7) = 15000 ед.

Следовательно, критический объем продукции  составит 12857 единиц в 2006 году и 15000 единиц в 2007 году. При выпуске такого количества продукции предприятие не получит  прибыли, но и убытков нести не будет.

Себестоимость продукции - это денежное выражение  непосредственных затрат предприятия  на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все  стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность  его работы.

В себестоимость  продукции включают следующие затраты:

- на подготовку  производства и освоение выпуска  новых видов продукции, пусковые  работы;

- на исследование  рынка;

- непосредственно  связанные с производством продукции,  обусловленные технологией и  организацией производства, включая  расходы на управление;

- на совершенствование  технологии и организации производственного  процесса, а также улучшение качества  изготавливаемой продукции;

- на сбыт  продукции (упаковка, транспортировка,  реклама,  
хранение и др.);

- набор  и подготовку кадров;

- другие  денежные расходы предприятия,  связанные с выпуском и реализацией  продукции.

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 8 и 9.

На оси  абсцисс откладывается объем  производства продукции, а на оси  ординат – сумма постоянных и  переменных затрат. На графике видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, при спаде производства, соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Рис. 8. Зависимость себестоимости  от объема производства, 2006 год

 

  Рис. 9. Зависимость себестоимости  от объема производства, 2007 год

 

Как видно  из рис. 8 и 9 по мере увеличения объема производства себестоимость продукции  сокращается. Поэтому наиболее эффективным  является вариант «2», так как  при большем объеме производства себестоимость на единицу продукции  уменьшается.

Прибыль - это часть выручки, остающаяся после  возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

Рис. 10. Зависимость прибыли от объема производства, 2006 год

Рис. 11. Зависимость прибыли от объема производства, 2007 год

 

В долгосрочном временном интервале фирма может  менять все используемые факторы  производства. Иными словами, все  издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии  фирмы в области масштабов  своей деятельности.

Существует  много объяснений положительного и  отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов  производства, вызвана тем, что:

- по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

- на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

- больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи  с нарушением управляемости в  чрезмерно крупной фирме:

- снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

- затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

- в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

- с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т. п.

За счет эффекта масштаба производства наиболее выгодным является вариант «2», так  как доходы по нему превышают затраты  уже на 6 месяце и предприятие  начинает получать прибыль.

 

 

 

 

Заключение.

 

Методика  маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой  на отечественных предприятиях, позволяет  полнее изучить взаимосвязи между  показателями и точнее измерить влияние  факторов.

И прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Преимущество  методики маржинального анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов  модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение  уровня рентабельности.

Это обеспечивает более точное исчисление влияния  факторов и как следствие –  более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Безубыточность - это такое состояние; когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.

Разность  между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние  предприятия.

Безубыточный  объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию.

При повышении  цен нужно меньше реализовать  продукции, чтобы получить необходимую  сумму выручки для компенсации  постоянных издержек предприятия, и  наоборот, при снижении уровня цен  безубыточный объем реализации возрастает.

Увеличение  же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

С помощью  маржинального анализа можно  установить критический уровень  не только объема продаж, но и суммы  постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных  факторов.

С помощью  маржинального анализа можно  установить критический уровень  не только объема продаж, но и суммы  постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных  факторов.

Критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно  эффективнее управлять процессом  формирования финансовых результатов.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который  дает одинаковую прибыль по различным  вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: РИОР, 2005. – 88 с.
  2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 240 с.
  3. Берзон Н.И., Горелый В.И., Газман В.Д. Финансовый менеджмент. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 336 с.
  4. Бригхем Ю., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 960 с.
  5. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2006. –  
    192 с.
  6. Ефимова Н.Ф., Маховикова Г.А. Финансовый менеджмент. – М.: Вектор, 2006. – 192 с.
  7. Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2006. – 335 с.
  8. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 284 с.
  9. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2004. – 256 с.
  10. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
  11. Куранова А.В. Финансовый менеджмент (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005. – 176 с.
  12. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент. – М.: ЭЛИТ, 2005. – 560 с.
  13. Маляревская Ю.Н., Сторчевой М.А. Финансовый менеджмент Новый англо-русский толковый словарь. – М.: Экономическая школа, 2004. –  
    496 с.
  14. Миронов М.Г.,Замедлина Е.А.,Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с.
  15. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 269 с.
  16. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2006. – 256 с.
  17. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –  
    527 с.
  18. Пряничников С.Б. Финансовый менеджмент. – М.: НОВО, 2005. – 168 с.
  19. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415 с.
  20. Сафонова Л.А., Плотникова Н.Ю. Финансовый менеджмент. – М.: Высшая школа, 2005. – 160 с.
  21. Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 272 с.
  22. Сердюков В.А. Финансовый менеджмент. – М.: МПСИ, 2005. – 172 с.
  23. Слепов В.А., Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент для бакалавров экономики. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. – 272 с.
  24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2006. – 656 с.
  25. Тюрина А.В. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 127 с.
  26. Хотинская Г.И. Финансовый менеджмент. – М.: ДИС, 2006. – 248 с.
  27. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408 с.
  28. Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.
  29. Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2005. – 256 с.

1 Бригхем Ю., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – с. 623.

2 Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – с. 83.

3 Карасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2006. – с. 294.

4 Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2004. – с. 136.

5 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 239.

6 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – с. 489.

7 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 239.

8 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – с. 488.

9 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 241.

10 Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – с. 241.

11 Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – с. 490.

12 Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах. – М.: Проспект, ТК Велби, 2005. – с. 196.

13 Свиридов О.Ю., Туманова Е.В. Финансовый менеджмент. – Ростов н/Д: МарТ, 2005. – с. 211.

 


Информация о работе Анализ безубыточности предприятия