Анализ безубыточности деятельности предприятия и планирование объема производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы (что является актуальным для данной работы), как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы анализа безубыточности предприятия…………….…………….………………………………………………5
1.1. Концепция безубыточности в современной экономической теории …………………..........................................................................................................5
1.2. Определение точки безубыточности.................................................................6
1.3. Анализ точки безубыточности………………………………………………..12
1.4.Планирование безубыточности………………………………………………..19
2. Характеристика организации «ДООО ИРЗ-Ринкос»………………………….23
3. Анализ безубыточности при планировании ассортимента продукции (изделий), подлежащей реализации на примере ДООО «ИРЗ-Ринкос»…………………...........................................................................................29
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………..…………….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Данные меры требуют  дополнительных затрат, однако, чаще всего, бывает возможно осуществить требуемые  инвестиции из имеющегося основного  капитала фирмы, пока убытки от высоких  издержек по основной деятельности не сведут капитал фирмы к нулю. Влияние дополнительных инвестиций на издержки мы рассмотрим чуть ниже.

Несколько другая ситуация складывается в том случае, когда  фирма имеет возможность сама определять цену (в пределах более  широких, чем на рынках с почти  совершенной конкуренцией). Если издержки фирмы лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительным является ценообразование по методу «издержки плюс». Суть этого метода заключается в том, что цена на продукцию фирмы устанавливается равной издержкам на ее производство плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается в величине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности фирмы, этот процент есть ни что иное как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, что чем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение фирмы (по крайней мере в текущий момент). Процент должен быть снизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждение предпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. В краткосрочной же перспективе - надбавке на уровне гарантирующем максимальную доходность от продаж. Следует подчеркнуть, что мы максимизируем доход, так как наличие положительного (по определению) процента надбавки само по себе гарантирует, что максимум дохода совпадает с максимумом прибыли. Эту идеальную картину прибыльного производства могут нарушить (и нарушают) случайные влияния сторонних факторов. Дело в том, что при таком методе калькуляция цены ведется по плановым показателям, следовательно полученная цена не учитывает внешних факторов, действующих между моментом расчета цены и моментом оплаты. Таковыми факторами могут быть, например, инфляция, неожиданные изменения структуры покупательского спроса и т.д. Рекомендуется продавать такие товары с оговоркой о возможном изменении цены в оговоренных пределах (такой метод продаж необходимо применять в том случае, когда есть основания опасаться влияния вышеперечисленных факторов).

В некоторых ситуациях  бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения товара на рынок.

 

1.4.Планирование безубыточности

 

Вопросы анализа точки  безубыточности наиболее интересны  в двух аспектах: анализ нынешнего  состояния дел на предприятии  и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления  плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления  общего финансового плана фирмы.

Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. На основе данных осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка.  Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III. Расчет переменных и постоянных затрат.

Применяя методику, поспрогнозированным  значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость  производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлетворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV. Расчет точки безубыточности.

Определяем точку безубыточности на основе расчета себестоимости  изделий и предположительной цены реализации.  После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естественно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

V., VI. Определение ценовой  политики предприятия

На основе анализа  будущего состояния рынка, определяем при каком уровне цен и ценовой  политике предприятия достигается  необходимый объем реализации. После  этого вновь пересчитывается  точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п.IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VII. Принятие окончательного плана

На основе определенных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VIII. Контроль безубыточности

Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Таким образом мы рассматриваем  достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс  планирования безубыточности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ безубыточности при планировании ассортимента продукции  (изделий), подлежащей реализации на примере ДООО «ИРЗ-Ринкос»

 

Предприятие ДООО «ИРЗ-Ринкос»  производит  и реализует  изделия из металла  четырех наименований: корпус, планка, боковина и крышка Цены на изделия составляют:  38,13; 25,58; 45,11 и 57,50 руб.

Информация о постоянных и переменных  расходах   предприятия  на предстоящий месяц  представлена в таблице 1.1.

                                                                                                          Таблица 1.1.

Данные о  расходах предприятия, руб.

Расходы

Виды изделий

корпус

планка

боковина

крышка

Прямые (Переменные) расходы  на ед. продукции по видам изделия – всего

В том числе:

Основные материалы

Заработная плата основных производственных рабочих с начислениями  на нее 

Погрузочно-разгрузочные работы и экспедирование

налоги

прочие

35,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11,00

 

 

 

 

 

8,7

 

 

 

 

 

 

 

4,50

 

3,55

 

1,95

23,95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,55

 

 

 

 

 

6,45

 

 

 

 

 

 

 

3,00

 

1,20

 

0,50

42,20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25,50

 

 

 

 

 

7,60

 

 

 

 

 

 

 

2,50

 

1,40

 

0,80

54,96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30,80

 

 

 

 

 

8,00

 

 

 

 

 

 

 

6,70

 

3,25

 

2,21

Косвенные (постоянные) расходы  на весь объем продаж – всего

В том числе:

Заработная плата ИТР  и МОП

Командировочные расходы

Проценты по кредиту

Прочие общехозяйственные  расходы

 

 

 

 

 

178 670

 

 

 

 

125 000

 

 

30 000

 

 

20 300

 

 

 

 

3 370


 

Структура предполагаемой реализации изделий на основе исследования конъюнктуры рынка:

корпус - 42%;                           боковина - 20 %;

планка - 13 %;                          крышка - 25%.

Предприятие  ставит перед  собой задачу  получить в предстоящем  месяце 73,3 тыс. руб. прибыли. Руководству  нужно  знать, сколько единиц (штук) каждого вида изделия необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.

Для ответа на поставленный вопрос обозначим уровень продаж  изделия планка за Х. Тогда, исходя из  сложившейся структуры  продаж, реализация изделий:

корпус составит 3,231Х;

боковина - 1,54Х;

крышка - 1,923Х.

При существующих ценах  выручка от продаж изделий

корпус составит 38,13*3,231Х=123,198Х;

планка - 25,58Х;

боковина - 45,11*1,54Х=69,469Х;

крышка - 57,50*1,923Х=110,569Х.

Совокупные переменные издержки, связанные с реализацией изделий

корпус составят 35,70*3,231Х=115,35Х;

планка - 23,95Х;

боковина - 42,20*1,54Х=64,99Х;

крышка - 54,96*1,923Х=105,68Х.

Далее воспользуемся  уравнением:

Выручка от продаж – Совокупные переменные расходы – Постоянные  расходы  =  Прибыль

С учетом  данных примера  оно получает вид:

123,198Х+25,58Х+69,469Х+110,569Х-(115,35Х+23,95Х+64,99Х+105,68Х)-178670=73300.

Решаем уравнение относительно Х:

328,816Х-309,97Х-178670=73300;

          18,846Х=13370.

Таким образом, для получения  запланированной прибыли предприятию  необходимо реализовать изделия:

планка - 13370 штук;

корпус - 13370*3,231=43198 (штук);

боковина - 13370*1,54=20589 (штук);

крышка - 13370*1,923=25710 (штук).

Затем необходимо проанализировать  рентабельность отдельных видов продукции запланированной  производственной программы. Рентабельность – это соотношение прибыли к  полной себестоимости продукции. Следовательно, прежде всего, следует рассчитать полную себестоимость изделий.

Полная себестоимость  складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т.е. включает как прямые расходы, так и косвенные (производственные и непроизводственные), как переменные, так и постоянные. Для определения  полной  себестоимости требуется  постоянные расходы распределить  между  всеми   позициями  производственной программы. Какой  показатель   следует выбрать за базу для распределения постоянных  расходов?

Информация о работе Анализ безубыточности деятельности предприятия и планирование объема производства